Пояснительная записка
Программа элективного курса
«Экспериментальные задачи в физике» для 7
класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта общего
образования в соответствии спрограммой для
общеобразовательных учреждений,
рекомендованной министерством образования и
науки Российской Федерации.
Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся 7-х
классов и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных
разделов физики.
Повседневно человеку приходится на основе уже
полученных знаний и опыта анализировать и решать
практические проблемы в реальных жизненных
ситуациях. Решение задач по физике – это поле
познавательной деятельности, которое
ориентирует человека на анализ явлений природы,
техники, жизненных проблем. Важное место
занимают задачи на моделирование физических
процессов. Простейшие исследования, опыты и
наблюдения не являются самоцелью, они дают
возможность глубже проанализировать физические
закономерности, понять сущность физических
явлений и процессов.
Элективный курс «Экспериментальные задачи в
физике» направлен на качественное усвоение
курса физики, формирование умения применять
теоретические знания на практике.
Основная цель курса:
Дать возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
- обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
- дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
- научить обучающихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
- повысить интерес обучающихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.
Ожидаемые результаты:
- осознание практической значимости предмета физики;
- расширение интеллектуального, творческого кругозора обучающихся;
- приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
- совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».
Содержание курса
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
лекции |
практика |
|||
1 |
Введение |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
Механическое движение |
5 |
1 |
4 |
Тест |
3 |
Измерение площади и объема |
3 |
1 |
2 |
Проверка домашнего задания |
4 |
Масса и плотность тела |
4 |
1 |
3 |
Проверка домашнего задания |
5 |
Силы. Давление |
7 |
1 |
6 |
Проверка домашнего задания |
6 |
Архимедова сила |
3 |
|
3 |
Тест |
7 |
Работа. Мощность. Энергия |
6 |
1 |
5 |
|
8 |
Заключение |
2 |
|
2 |
КВН |
|
Всего |
34 |
6 |
28 |
|
1. Введение (4 ч.)
Понятие о физических величинах. Система единиц,
измерение физических величин, эталон. Роль
эксперимента при введении физических величин.
Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы
прибора, инструментальная погрешность. Правила
пользования измерительными приборами,
соблюдение техники безопасности.
Экспериментальные задачи:
- Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).
- Определение длины линии и площади плоской фигуры.
- Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).
2. Механическое движение (5 ч.)
Понятия: механическое движение, путь, время,
скорость равномерного движения. Средняя
скорость неравномерного движения. Графики
движений.
Экспериментальные задачи:
- Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса.
- Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
- Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.
3. Измерение площади и объёма (3 ч.)
Способы измерения площади и объёма.
Пространственные масштабы в природе и технике.
Экспериментальные задачи:
- Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
- Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.
4. Масса и плотность тела (4 ч.)
Масса. Плотность. Способы измерения массы тела
и плотности твердых тел и жидкостей.
Экспериментальные задачи:
- Изучение правил пользования рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.
- Что имеет большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? (Можно брать любые другие жидкости).
- Определить плотность картофеля, лука, свёклы и т.д.
- Взять моток проволоки. Определить длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.
5. Силы. Давление (7 ч.)
Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и
упругости. Давление. Способы измерения давления
твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных
значений этих величин в живой природе и технике.
Экспериментальные задачи:
- Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
- Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.
- Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта?
- Масса одного бруска в n раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверьте на опыте.
- Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
- Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола.
6. Архимедова сила (3 ч.)
Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания
тел.
Экспериментальные задачи:
- Как экспериментально определить плотность тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров?
- Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит архимедова сила; б)доказать, что величина архимедовой силы равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
- Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.
7. Работа. Мощность. Энергия (6 ч.)
Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент
полезного действия, момент силы, «золотое»
правило механики. Условие равновесия.
Экспериментальные задачи:
- Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.
- Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку. Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.
- Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
- Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.
- Кинетическая энергия зависит от массы тела и от скорости его движения. Придумайте опыты, при помощи которых это можно доказать.
8. Заключение (2 ч.)
Подведение итогов работы за год; КВН.
Экспериментальные задача: самостоятельно
придумать или подобрать, решить и защитить
экспериментальную задачу по курсу 7 класса.
Рабочая программа элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»
№ |
Тема |
Количество |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Введение |
||||
1. |
Вводное занятие. Понятие о физических величинах |
1 |
||
2. |
Измерительные приборы. Цена деления прибора. Погрешность измерения. Экспериментальная задача № 1 |
1 |
||
3. |
Экспериментальная задача № 2 |
1 |
||
4. |
Экспериментальная задача № 3 |
1 |
||
Механическое движение |
||||
5. |
Механическое движение |
1 |
||
6. |
Экспериментальная задача № 4 |
1 |
||
7. |
Средняя скорость движения. Экспериментальная задача №5 |
1 |
||
8. |
Экспериментальная задача № 6 |
1 |
||
9. |
Графические задачи на движение |
1 |
||
Измерение площади и объёма |
||||
10. |
Способы измерения площади и объёма |
1 |
||
11. |
Экспериментальная задача № 7. |
1 |
||
12. |
Экспериментальная задача № 8. |
1 |
||
Масса и плотность тела |
||||
13. |
Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Экспериментальная задача № 9. |
1 |
||
14. |
Экспериментальная задача № 10 |
1 |
||
15. |
Экспериментальная задача № 11. |
1 |
||
16. |
Экспериментальная задача № 12. |
1 |
||
Силы. Давление |
||||
17. |
Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости. |
1 |
||
18. |
Экспериментальная задача № 13. |
1 |
||
19. |
Экспериментальная задача № 14. |
1 |
||
20. |
Экспериментальная задача № 15. |
1 |
||
21. |
Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Экспериментальная задача № 16. |
1 |
||
22. |
Экспериментальная задача № 17. |
1 |
||
23. |
Экспериментальная задача № 18. |
1 |
||
Архимедова сила |
||||
24. |
Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Экспериментальная задача № 19. |
1 |
||
25. |
Экспериментальная задача № 20. |
1 |
||
26. |
Экспериментальная задача № 21. |
1 |
||
Работа. Мощность. Энергия |
||||
27. |
Работа. Мощность. Энергия. |
1 |
||
28. |
Экспериментальная задача № 22. |
1 |
||
29. |
Экспериментальная задача № 23. |
1 |
||
30. |
Экспериментальная задача № 24. |
1 |
||
31. |
Экспериментальная задача № 25. |
1 |
||
32. |
Экспериментальная задача № 26. |
1 |
||
Заключение |
||||
33. |
Своя экспериментальная задача. |
1 |
||
34. |
Итоговое занятие. КВН. |
1 |
Литература для обучающихся:
- Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984.
- Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, – М.: Детская литература,1973.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение,1988.
- Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. – М.: Просвещение,1986.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
- Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. – М.: Просвещение,1972.
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведений. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2011.
Литература для учителя:
- Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение,1981.
- Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1970.
- Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.:Просвещение,1988.
- Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2010.
- Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И.
- Семке. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Экспертное заключение
по программе элективного курса
«Экспериментальные задачи в физике»
для обучающихся 7 класса
МОУ СОШ № 45 Тракторозаводского района г.
Волгограда
Рабочая программа элективного курса по физике для 7 класса «Экспериментальные задачи в физике» изложена на 5 страницах и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, список использованной и рекомендованной литературы.
Актуальность элективного курса обусловлена недостаточной ориентации обучающихся на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Целью элективного курса является предоставить возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.
Данный элективный курс имеет большой воспитательный и развивающий потенциал, способствуя самореализации личности. Подобранные экспериментальные задачи помогут расширить интеллектуальный и творческий кругозор обучающихся.
Содержание элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и уровню подготовленности обучающихся 7 класса.
Необходимо заметить, что использование этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.
Данный курс – практический, что способствует формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся, расширению и систематизации знаний по физике, использованию полученных практических навыков в повседневной жизни.
Данная программа рассчитана на реализацию межпредметных связей таких дисциплин, как «Математика», «Технология», «Биология».
Считаем допустимым реализацию элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» для 7 классов в процессе получения физического образования школьниками среднего звена МОУ СОШ № 45.
Руководитель районного
МО физиков
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 45
Э.И. Никифорова