Элективный курс "Экспериментальные задачи по физике". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»  для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии спрограммой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной министерством образования и науки Российской  Федерации.
Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся 7-х классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Повседневно человеку приходится на основе уже полученных знаний и опыта анализировать и решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. Решение задач по физике – это поле познавательной деятельности, которое ориентирует человека на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Важное место занимают задачи на моделирование физических процессов. Простейшие исследования, опыты и наблюдения не являются самоцелью, они дают возможность глубже проанализировать физические закономерности, понять сущность физических явлений и процессов.
Элективный курс «Экспериментальные задачи в физике» направлен на качественное усвоение курса физики, формирование умения применять теоретические знания на практике.

Основная цель курса:

Дать возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, погрешности измерения, экспериментальное исследование;
  • обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов;
  • дать представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук, развить интерес к исследовательской деятельности;
  • научить обучающихся, анализируя результаты экспериментального исследования, делать вывод в соответствии со сформулированной задачей;
  • повысить интерес обучающихся к изучению физики и проведению физического эксперимента.

Ожидаемые результаты:

  • осознание практической значимости предмета физики;
  • расширение интеллектуального, творческого кругозора обучающихся;
  • приобретение практических навыков и умений при проведении физического эксперимента;
  • совершенствование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д., т. е. умения « вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Содержание курса


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Формы контроля

всего

лекции

практика

1

Введение

4

1

3

 

2

Механическое движение

5

1

4

Тест

3

Измерение площади и объема

3

1

2

Проверка домашнего задания

4

Масса и плотность тела

4

1

3

Проверка домашнего задания
Контрольная работа

5

Силы. Давление

7

1

6

Проверка домашнего задания
Контрольная работа

6

Архимедова сила

3

 

3

Тест

7

Работа. Мощность. Энергия

6

1

5

 

8

Заключение

2

 

2

КВН

 

Всего

34

6

28

 

1. Введение (4 ч.)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.
Экспериментальные задачи:

  • Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов).
  •  Определение длины линии и площади плоской фигуры.
  • Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена (на выбор).

2. Механическое движение (5 ч.)

Понятия: механическое движение, путь, время, скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного движения. Графики движений.
Экспериментальные задачи:

  • Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса.
  • Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
  • Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

3. Измерение площади и объёма (3 ч.)

Способы измерения площади и объёма. Пространственные масштабы в природе и технике.
Экспериментальные задачи:

  • Прямые и косвенные измерения площадей различных фигур.
  • Прямые и косвенные измерения объёмов различных тел.

4. Масса и плотность тела (4 ч.)

Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей.
Экспериментальные задачи:

  • Изучение правил пользования  рычажными весами при измерении масс различных тел. Сравнение масс  двух тел по взаимодействию и по результату измерений на рычажных весах.
  • Что  имеет  большую плотность: вода или молоко? Во сколько раз? (Можно брать любые другие  жидкости).
  • Определить плотность картофеля, лука, свёклы и т.д.
  • Взять моток проволоки. Определить длину провода, не разматывая его, имея весы с разновесами и линейку.

5. Силы. Давление (7 ч.)

Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости. Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Примеры различных значений этих величин в живой природе и технике.
Экспериментальные задачи:

  • Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.
  • Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.
  • Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу. Какой вывод можно сделать из опыта?
  • Масса одного бруска в n раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае? Проверьте на опыте.
  • Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.
  • Вычислите силу, необходимую для отрыва присоски от поверхности стола.

6. Архимедова сила (3 ч.)

Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Экспериментальные задачи:

  • Как экспериментально определить плотность тела, объём которого трудно установить путем измерения линейных размеров?
  • Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит архимедова сила; б)доказать, что величина архимедовой силы равна весу жидкости, вытесненной этим телом.
  • Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

7. Работа. Мощность. Энергия (6 ч.)

Понятия: работа, мощность, энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, «золотое» правило механики. Условие равновесия.
Экспериментальные задачи:

  • Определите мощность, развиваемую вами при подъёме по лестнице на 4 этаж.
  • Возьмите ножницы разных видов, кусачки и линейку. Определите, примерно в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при пользовании данными инструментами. Точку приложения силы руки взять там, где удобно держать инструмент.
  • Используя динамометр, подвижный блок, штатив, верёвку, определите вес мешочка с песком.
  • Потенциальная энергия поднятого тела зависит от массы тела и высоты, на которую оно поднято. Придумайте опыты, при помощи которых это можно продемонстрировать.
  • Кинетическая энергия зависит от массы тела и от скорости его движения. Придумайте опыты, при помощи которых это можно доказать.

8. Заключение (2 ч.)

Подведение итогов работы за год; КВН.
Экспериментальные задача: самостоятельно придумать или подобрать, решить и защитить экспериментальную задачу по курсу 7 класса.

Рабочая программа элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»


п/п

Тема

Количество
часов

Дата

план

факт

Введение

1.

Вводное занятие. Понятие о физических величинах

1

2.

Измерительные приборы. Цена деления прибора. Погрешность измерения. Экспериментальная задача № 1

1

3.

Экспериментальная задача № 2

1

4.

Экспериментальная задача № 3

1

Механическое движение

5.

Механическое движение

1

6.

Экспериментальная задача № 4

1

7.

Средняя скорость движения. Экспериментальная задача №5

1

8.

Экспериментальная задача № 6

1

9.

Графические задачи на движение

1

Измерение площади и объёма

10.

Способы измерения площади и объёма

1

11.

Экспериментальная задача № 7.

1

12.

Экспериментальная задача № 8.

1

Масса и плотность тела

13.

Масса. Плотность. Способы измерения массы тела и плотности твердых тел и жидкостей. Экспериментальная задача № 9.

1

14.

Экспериментальная задача № 10

1

15.

Экспериментальная задача № 11.

1

16.

Экспериментальная задача № 12.

1

Силы. Давление

17.

Сила. Прибор для измерения силы. Сила тяжести и упругости.

1

18.

Экспериментальная задача № 13.

1

19.

Экспериментальная задача № 14.

1

20.

Экспериментальная задача № 15.

1

21.

Давление. Способы измерения давления твердых тел, жидкостей и газов. Экспериментальная задача № 16.

1

22.

Экспериментальная задача № 17.

1

23.

Экспериментальная задача № 18.

1

Архимедова сила

24.

Сила Архимеда. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Экспериментальная задача № 19.

1

25.

Экспериментальная задача № 20.

1

26.

Экспериментальная задача № 21.

1

Работа. Мощность. Энергия

27.

Работа. Мощность. Энергия.

1

28.

Экспериментальная задача № 22.

1

29.

Экспериментальная задача № 23.

1

30.

Экспериментальная задача № 24.

1

31.

Экспериментальная задача № 25.

1

32.

Экспериментальная задача № 26.

1

Заключение

33.

Своя экспериментальная задача.

1

34.

Итоговое занятие. КВН.

1

Литература для обучающихся:

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984. 
  2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, – М.: Детская литература,1973.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение,1988.
  4. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6-7 классы. – М.: Просвещение,1986.
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. – М.: Просвещение,1972.
  7. Пёрышкин  А.В. Физика. 7 Кл.: Учеб. для общеобразовательных  учеб. заведений. – 15-е изд.,  М.: Дрофа, 2011.

Литература для учителя:

  1. Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах. – М.: Просвещение,1981.
  2. Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение,1970.
  3. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике / О.Ф. Кабардин. – М.:Просвещение,1988.
  4. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2010.
  5. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля / А.И.
  6. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2010.

Экспертное заключение
по программе элективного курса «Экспериментальные задачи в физике»
для обучающихся 7 класса
МОУ СОШ № 45  Тракторозаводского района г. Волгограда

Рабочая программа элективного курса по физике для 7 класса «Экспериментальные задачи в физике» изложена на 5 страницах и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, список использованной и рекомендованной литературы.

 Актуальность элективного курса обусловлена недостаточной  ориентации обучающихся на анализ явлений природы, техники, жизненных проблем. Целью элективного курса является предоставить возможность обучающимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Данный элективный курс имеет большой воспитательный и развивающий потенциал, способствуя самореализации личности. Подобранные экспериментальные задачи помогут расширить интеллектуальный и творческий кругозор обучающихся.

Содержание элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и уровню подготовленности обучающихся 7 класса.

Необходимо заметить, что использование этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации.

Данный курс – практический, что способствует формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции обучающихся, расширению и систематизации знаний по физике, использованию полученных практических навыков в повседневной жизни.

Данная программа рассчитана на реализацию межпредметных связей таких дисциплин, как «Математика», «Технология», «Биология».

Считаем допустимым реализацию элективного курса «Экспериментальные задачи в физике» для 7 классов в процессе получения физического образования школьниками среднего звена МОУ СОШ № 45.

Руководитель районного
МО физиков
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 45
Э.И. Никифорова