Актуальность представленного
исследования обусловлена серьезным интересом,
который высказывают специалисты среднего
образования о возможности организации проектной
деятельности школьников. К настоящему моменту
существует много интересных наработок данного
направления, однако, пока еще нет единой
концепции, не сформулировано общих рекомендаций,
которыми могли бы воспользоваться
учителя-практики, то есть научно-практические
исследования находятся в стадии активных
разработок. В связи с этим, тема данного
исследования: «Изучение возможностей развития
познавательной мотивации в процессе организации
проектной деятельности школьников» – весьма
актуальна.
Хорошо известно, что класс обычной
общеобразовательной школы – это 25-30 человек. Это
сообщество разных молодых людей подросткового
возраста, с разными способностями, мотивационной
сферой, волевыми качествами, шкалой ценностей.
Существующая проблема заключается в том, что невозможно всех учащихся класса одинаково (в равной мере) вовлечь в проектные разработки, и невозможно обеспечить рост познавательной мотивации к творческим видам деятельности всех школьников в одинаковой мере. Кого-то из подростков можно вовлечь в активное участие в познавательной творческой деятельности, кто-то будет высказывать только сдержанный интерес, а для кого-то это будет непосильной дополнительной нагрузкой. Поиску путей решения данной проблемы посвящена данная работа.
Гипотеза исследования. Организация проектной деятельности школьников окажет положительное влияние на развитие их познавательной мотивации при условии реализации индивидуального подхода в ходе ее организации. При этом, целесообразно выделить в классе определенные группы школьников, сходных по ряду характеристик, и обеспечить к каждой группе свой собственный, соответствующий ее особенностям подход.
В соответствии с выдвинутой гипотезой цель работы заключалась в следующем: исследовать возможности реализации индивидуального подхода к организации проектной деятельности учащихся, обеспечивающие повышения познавательной мотивации школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
- Анализ образовательных технологий, методов, подходов, приемов организации проектной деятельности школьников, используемых в практике работы учреждений среднего образования на основе литературных данных.
- Выбор методологического инструментария для проведения педагогического эксперимента.
- Проведение педагогического эксперимента.
- Анализ результатов педагогического эксперимента, оформление его результатов.
В ходе педагогического эксперимента при участии школьного психолога проводилась диагностика уровня развития познавательной мотивации учащихся с использованием известных методик:
- Методика №1 «Методика изучения мотивов учебной деятельности» (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). (Приложение 1)
- Методика № 2 «Определение мотивации к изучению определённых предметов» (частная разработка Института Психологии РАН) (Приложение 2)
- Методика № 3. Метод мотивационной индукции (Нюттена ) «Определение мотивационных объектов (однородных групп субъектов)» (Приложение 3, Приложение 4)
Для достижения цели исследования был выбран 9А класс, учащиеся которого имели невысокие достижения в учебе по всем предметам и химии в частности. Прежде всего, я провела первоначальную диагностику сферы мотивации школьников (на основе 1, 2 и 3 методик). Результаты первичного опроса показали, что большинство учащихся имеют заметный уровень познавательной мотивации, т.к. хотят стать хорошими специалистами и поступить в институт, 50% желают познавать что-то новое. Однако по оценкам было видно, что далеко не всем детям удается получать успешные результаты учения. Таким образом, были условно выделены следующие группы учащихся:
1 группа – учащиеся с исходным высоким уровнем познавательной мотивации, которые при этом показывают достаточно высокие достижения в школьном изучении предмета химии. Представители этой группы были приглашены для активного участия в проектных разработках.
2 группа – учащиеся с исходным невысоким уровнем познавательной мотивации, при этом их успеваемость по химии следует признать не высокой. Представители этой группы могли принимать участие в проектных разработках. Однако, предполагалось, что это участие может оказаться фрагментарным. Учитывая их характеристики, мы не настаивали на их обязательной регулярной работе в проекте, но если они проявляли интерес, то со стороны учителя и учащихся – разработчиков это приветствовалось.
3 группа – учащиеся с исходно низким уровнем познавательной мотивации и со слабой успеваемостью по химии. Представители этой группы были осведомлены о проводящихся проектных разработках, некоторые из них иногда интересовались ходом проекта (задавали вопросы разработчикам), и все они принимали участие в обсуждении результатов работ на школьной конференции (Таблица 1, Таблица 2).
После проведения предварительной диагностики уровня познавательной мотивации школьников и выделения групп мы приступили к организации проектной деятельности школьников.
Для проведения проектных разработок были приглашены все учащиеся класса, однако представители 1 группы принимали в ней участие в обязательном порядке, а школьники, входящие во 2 и 3 группы присутствовали – время от времени (по собственному желанию).
Во время бесед с ребятами выяснилось, что они охотно помогают родителям на даче выращивать овощи. Так определилась тема проектно-исследовательской работы: «Влияние азота, фосфора и калия на рост и развитие растений». Особое внимание в проекте было уделено агрохимическим исследованиям гидропонных растворов, которые использовались учащимися в ходе проектных разработок.
Прежде всего, был организован этап подготовки учащихся к проектной деятельности, который включал проведение семинаров в рамках дополнительного образования. Для проведения семинаров я подготовила комплекс специального учебного материала, включающий предметное и методическое содержание, необходимое для организации проектных разработок школьников. Учащиеся изучали темы: «Почва». «Питательные элементы». «Симптомы нарушения минерального питания». «Удобрения». «Гидропоника». Кроме того, на семинарских занятиях учащиеся познакомились с методиками определения питательных элементов в гидропонных растворах. Важно отметить, что изучение предмета будущей проектной деятельности не ограничивалось только работой на семинарских занятиях. Школьники также самостоятельно работали с литературными данными, добывая необходимый материал из печатных источников и в сети Интернет. Когда дети сделали литературный обзор, то поняли, что без этих трёх элементов растения нормально существовать не могут, поэтому они назвали работу по-своему – «Три кита».
Цель проекта школьников заключалась в изучении влияния основных питательных элементов на рост растений и возможностей применения методов гидропоники для выращивания растений в комнатных условиях. В проведении проектной деятельности школьников можно выделить несколько этапов:
1 этап – это подготовка к химико-биологического эксперименту. А именно: подготовка гидропонных растворов; выбор субстрата; выбор и подготовка растений; создание необходимых условий (влажность, температурный режим, освещение, обновление раствора).
2 этап – проведение регулярных наблюдений в ходе проведения эксперимента: за ростом растений; за состоянием листового аппарата; за цветением и плодоношением растений; поддержание необходимых условий (влажность, температурный режим, освещение, обновление раствора). План проектных разработок школьников представлен в Таблице 3.
Агрохимический опыт длился три месяца. Всё это время учащиеся 1 группы каждую неделю приходили для осмотра рассады, делали необходимые наблюдения – измеряли и записывали рост растений, осматривали, подкармливали их, остальные учащиеся наблюдали за экспериментаторами и за ходом их деятельности. В этот период, в рамках школьной программы изучались элементы-неметаллы: азот и фосфор. Школьники – экспериментаторы (1 группа) показывали заинтересованность этими темами и высокий уровень познавательной активности. Подобные явления наблюдались и у школьников из 2 группы: ребята стали добросовестнее делать домашнее задание, на уроках активнее участвовали в обсуждении учебного материала, качественнее выполняли письменные задания, изменили своё отношение к химии: они старались исправить свои плохие оценки, приходили на дополнительные занятия, на уроках задавали вопросы, чего раньше не делали.
3 этап заключался в проведении выездного научного эксперимента в НИИ. Научно-исследовательский институт химизации сельского хозяйства нечернозёмной полосы (ВНИПТИХИМ), занимающийся проблемами сельского хозяйства, находится в п. Немчиновка Московской области. Его лаборатории достаточно оснащены средствами для анализа почвы и растворов, там используются наиболее чувствительные и точные методы для обнаружения необходимых макро- и микроэлементов.
Сотрудники лаборатории провели с детьми беседу о методах лабораторных исследований почв и растений, продемонстрировали порядок подготовки образцов для анализа и объяснили методы работы агрохимической лаборатории, затем рассказали о принципах работы приборов для определения содержания макро- и микроэлементов в исследуемых растворах.
Школьники познакомились на практике с методами агрохимического эксперимента. Они участвовали в проведении экспериментов в качестве ассистентов научных работников. Ребята, под руководством лаборантов, работали на фотоэлектроколориметре, пламенном фотометре, ионометре, «Спеколе», участвовали в отгоне аммиака, сжигании гумуса.
Кроме того, школьникам показали, каким образом обрабатываются полученные данные, ведутся расчёты и даются рекомендации специалистам хозяйств по использованию удобрений. Важно отметить, что школьники не только фиксировали данные лабораторных приборов, но ознакомились с методами расчёта содержания элементов по показаниям лабораторных приборов.
В ходе 4 этапа проектных разработок школьники обсуждали и стремились осмыслить результаты химико-биологического исследования. Полученные результаты они оформили в письменном виде и продемонстрировали её на школьной конференции проектно-исследовательских работ в виде презентации. Участники конференции заинтересовались результатами исследований, задавали много вопросов. В результате учащиеся 9а и других классов пожелали участвовать в подобных исследовательских работах, даже предлагали на обсуждение свои темы (Таблица 4). Особое значение имело представление творческого отчёта на школьной конференции проектных работ (Приложение 5).
Результаты педагогического эксперимента
После проведения проектных разработок
школьников мы, совместно с психологом школы,
продолжили диагностику уровня развития их
познавательной мотивации, используя при этом
Методику № 3 Нюттена. Результаты, полученные в
ходе исходного и итогового анкетирования
школьников, представлены на диаграммах. (Приложение 6)
Эти данные позволяют провести сравнительный
анализ изменения отношений школьников к
предметному и методическому содержанию школьной
химии до начала и после завершения проектной
деятельности школьников. Так, по результатам,
представленным на диаграмме 4 видно, что
интерес к изучению темы: «Влияние азота, фосфора
и калия на развитие растений», которую учащиеся
осваивали только в школьном курсе химии, был
весьма невелик: уровень отрицательных ответов по
всем вопросам в данном случае превышает
уровень положительных ответов. То есть учащиеся
не считают эту тему для себя интересной, более
того они даже не считают ее объективно полезной.
И уж конечно они не готовы более подробно изучать
материал этой темы или, тем более, тратить на нее
дополнительное время.
После того, как 1-я группа учащихся повела проектные разработки, причем так, что их могли наблюдать все одноклассники; и после того, как школьники – разработчики проекта посетили Научно-исследовательский институт и приняли там участие (пусть только в роли ассистентов) в настоящем научном исследовании, отношение к данной теме в классе изменилось. Очевидно, что доклад школьников, которые смогли провести такие сложные разработки, произвел на одноклассников значительно большее впечатление, чем те же сведения, которые им представил бы учитель. Учащиеся 2 и даже 3 группы внимательно слушали изложение результатов разработок проекта, многие задавали вопросы. Причем часть вопросов показывала, что представители 2 и 3 групп искренне заинтересовались рассматриваемыми проблемами и готовы принять участие в разработках, которые могут быть организованы в дальнейшем.
Следует отметить, что, значительно возросла мотивация школьников к практической самостоятельной деятельности. Однако, затратить на это дополнительное время готовы далеко не все. Интересно сравнить при этом установку школьников к практической деятельности просто в школьной лаборатории или в условиях работы настоящего исследовательского института. Хотя второе, очевидно, потребует больше времени на проведение работ, но все же больше ребят высказывает интерес и даже прямое намерение участвовать в такого рода деятельности.
Все это свидетельствует о том, что апробированные в представленной работе мероприятия по организации разных видов проектной деятельности оказали положительное влияние на развитие всех компонентов познавательной мотивации школьников, привлеченных для участия в данный педагогический эксперимент. Важно отметить и тот факт, что мотивационная сфера развивалась не только у учащихся 1 группы, у которых она были достаточно высока и в начале эксперимента, но и у учащихся других групп. Об этом свидетельствуют высокие значения некоторых показателей, выявляемых из анкетирования школьников (малая численность только 1 группы не могла бы обеспечить такой серьезный рост этих показателей). Это видно из ответов на вопросы №№ 1, 2, 3, 4, 6 – такие значения можно получить только при участии представителей всех групп (диаграмма 5).
Выводы.
- Выбранный методический инструментарий позволил провести рациональное выделение групп учащихся для обеспечения индивидуального подхода к представителям этих групп в ходе организация проектной деятельности школьников.
- Результаты педагогического эксперимента показали, что организация проектной деятельности школьников оказывает положительное влияние на развитие их познавательной мотивации при условии реализации индивидуального подхода в ходе ее организации.
- Особенно эффективно применение индивидуального подхода к группам учащихся, выделенных и объединенных вместе по ряду общих характеристик. При этом условии уровень познавательной мотивации заметно возрастает у учащихся разных групп.