Учимся общаться через песочные фантазии, или Практическое применение песочницы в групповой работе

Разделы: Школьная психологическая служба


Игры с песком – увлекательное занятие для детей и взрослых, где нет возрастных барьеров. Вспомните, когда мы отдыхаем – маленький ты или взрослый, хорошо ты ходишь или только ползаешь – всем без исключения нравится выводить таинственные узоры на песке и фантазировать. Играя в эти игры, мы не только отдыхаем и получаем положительные эмоции, но и приобретаем навыки общения, учимся принимать точку зрения другого, проявляем свои способности – развиваемся. В современной психотерапии очень активно используют песок, потому что с его помощью быстро и легко можно снять эмоциональное напряжение, в непринужденной форме развивать познавательные и коммуникативные навыки, а также проводить диагностику.
В данной работе описаны техники в блоке «Рисуем на песке». Как правило, для этой работы применяются специальные столы. Они могут быть с подсветкой или цельные короба. Это идеальный вариант для индивидуальной работы или для группы из 2-4 человек. Но что делать, если хочется свое мастерство применять в группе до 15-20 человек? Для этого есть выход. Всегда можно сложить коробку для песка из половины ватного листа. Бортики очень удобны, если они будут не ниже 10-12см.

Наполнение. Все мы прекрасно знаем, что песок используется для многих животных. Одним из таких животных является шиншилла. Это аллергенное и очень чистоплотное животное, и материал для нее используется гипоаллергенный и экологически чистый. Поэтому, мы смело можем в своей работе использовать этот наполнитель. Есть еще один вариант – цветной песок или мелкие камушки для аквариумных рыб. Для них также используется только экологически чистый материал.

Песочная терапия охватывает огромный спектр деятельности специалиста. На примере описываемых упражнений хочется показать широту границ использования песка.

1. Вводная часть. На первом занятии необходимо проговорить правила по работе с песком:

– следим за тем, чтобы песочек «не убегал» (не просыпался песок);
– после рисования, ладошки отряхиваем только над коробкой;
– во время работы с песком, руки в рот не тянуть.

2. Знакомство. Первое наше знакомство происходит при непосредственном прикосновении к песку. Мы рассказываем о своих ощущениях, даем характеристику тому материалу, к которому прикасаемся. Например, песок может быть жестким, мягким, нежным, твердым; холодным, теплым, ласковым. Нередко, при работе с группой, наблюдается автоматическое повторение одними детьми высказывания других. Для повышения уровня самостоятельности можно использовать разную текстуру песка. Это позволяет увеличивать тактильную чувствительность, независимость участников от мнения окружающих, позволяет избегать частых повторений.

3. Игры с песком. При проведении разных игр предусматривается различная группировка детей: по парам, мини группы до 5 человек и включение всех участников. Подобное распределение детей способствует развитию коммуникативных навыков, активизации творческого процесса.

Игра «Отгадайка». Участникам игры предлагается загадывать друг другу разные изображения на песке по очереди. В качестве примера: ведущий демонстрирует свой вариант изображения на песке, это может быть изображение рыбки, сердечка и др. После чего предлагается участникам выполнить это упражнение в парах, загадав свой вариант друг другу. Здесь предусмотрены разные варианты работы: загадывание загадок друг другу или одна группа загадывает другой и др. Таким образом, мы видим, что задание можно усложнить: от самостоятельной работы до групповой.

Игра «Передай рисунок». Эта игра аналогична игре «Испорченный телефончик». Данный вид упражнения подразумевает хорошо сформированные навыки работы по правилам и сплоченность группы. Передавать изображение можно на песке, от одной песочницы к другой, либо загаданное изображение рисуется на спине у соседа и передается следующему участнику до конца. Последний получивший изображение делает рисунок на песке. При группе детей до 15-20 человек рекомендуется разбиваться на команды. Таким образом, мы включаем в наше занятие командное соперничество.

Совместный рисунок. Любая совместная деятельность способствует развитию навыков общения в различных формах ее проявления (словесной, бессловесной). Данная работа подразумевает распределение учащихся по парам. На первом этапе выполнения этого упражнения мы предлагаем детям рисовать вместе в одной песочнице (коробке). Делать изображения на песке очень занимательно, но для усиления интереса к выполнению задания можно предложить песочек или камушки (крупные, мелкие) другого цвета.

4. Тест «Совместный рисунок» можно использовать при диагностике коммуникативных навыков (тест К.Томаса в адаптации Н.В.Гришиной). Испытуемым предлагается сделать совместный рисунок на листе бумаги. Подобную процедуру можно использовать на песке. Детям дается задание совместного рисования общего рисунка в одной песочнице (коробке). Психолог предлагает участникам выбрать цвет своего песка, которым он будет делать изображения. Песочница (коробка) перед началом задания пуста. Дается следующая инструкция: «Представьте себе, что вы рыбки, которые совсем не могут говорить на человеческом языке. Они все время молчат и мечтают посмотреть на жизнь на Земле. Набравшись смелости, они выглядывают из воды и … что-то видят. Каждая рыбка видит свою картинку мира. Вы попробуйте сейчас нарисовать то, что вы (рыбки) видите. Вы будите рисовать общий рисунок молча, ведь вы не умеете разговаривать человеческим языком. Очень интересно увидеть, что у вас получается».

Во время выполнения задания психолог наблюдает за работой в парах, стараясь не допускать разговоров между детьми. Детям приходиться находить невербальный способ коммуникации. Можно отметить для себя те способы, которыми пользуются дети для того, чтобы договориться, активность или пассивность участника.

При оценке результатов рисования можно использовать модель поведения в конфликтной ситуации К.Томаса, который выделяет 5 способов:

– соперничество;
– приспособление;
– компромисс;
– избегание;
– сотрудничество.

Арт-терапия охватывает большой круг терапевтических методов, поэтому при рисовании на песке нельзя обойтись без сказки. Участникам предлагается сочинить сказку. Тема сказки может быть связана с занятием или выбрана самими детьми. И так, участники распределяются по парам. Им дается инструкция сочинить сказку, можно даже записать ее на листе бумаги. Время на подготовку желательно ограничить (15-20 минут). По истечении времени участникам предлагается продемонстрировать свою работу: один ребенок рассказывает сказку, другой делает зарисовки на песке. В этом случае песок должен быть мелким. Если есть возможность, то параллельно с рассказом детей вести мультимедийную трансляцию через проектор для всех присутствующих.

Участники видят не просто изображения, но смотрят мультфильмы, в которых проигрываются самые разные чувства.

Предлагаемые упражнения, показывают нам, насколько разнообразными могут быть виды работы с песком и возможности использования одних и тех же приемов, но в разных видах терапии.

Библиография:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2003.
  3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. М.: Издательство «Институт новых технологий», 2010.
  4. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Издательство «Генезис», 2000.