Так ли инертен алюминий, как мы привыкли считать, используя его повсюду, заворачивая в алюминиевую фольгу продукты питания, употребляя напитки из алюминиевых банок, пользуясь алюминиевой посудой?
Как влияют сульфаты, фосфаты, силикаты алюминия, содержащиеся в баночках фабричных овощных консервов или пачках печенья, в красителях и пищевых добавках, без которых не обходятся колбасы, консервы, хлеб (особенно белый) и другие продукты, на наше здоровье?
Как мы провоцируем «маленькую алюминиевую болезнь», используя антиперспиранты (которые рекламируются как действующие 24 часа), содержащие до 25% хлоргидратов и хлоридов алюминия?
Какова биологическая роль алюминия в организме человека?
Ответы на эти вопросы обучающиеся найдут в процессе работы на уроке с использованием информационного кейс-текста по теме «Алюминий: металл будущего или враг здоровья?».
Данный кейс ориентирован на отработку навыков переноса абстрактных для ученика учебных, предметных знаний и умений на пространство реальной жизни.
Важными составляющими кейс-стади является его использование адекватно задачам общего целеполагания в формировании компетентностей учащихся (См. по Б.С. Блуму): знание-понимание-применение-анализ-синтез-оценка. На уровне формирования знаний и понимания основная работа осуществляется на основе объяснения учителя и работы с информацией кейс-текста. На этапе применения приведены варианты реальных жизненных ситуаций, в которых необходимо на основе полученных знаний пересмотреть свою позицию. Уровень анализа и синтеза предусматривает рассмотрение социально-экономических, экологических, технологических и валеологических проблем, связанных с получением и использованием алюминия и его соединений.
Кейс-технология позволяет понять, что, чаще всего, не бывает одного, единственно верного решения. Каждый человек должен осуществлять свой выбор на основе имеющихся знаний. Данный урок направлен на создание условий для формирования навыков рационального поведения в реальных жизненных ситуациях.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний и умений (9 класс Учебник Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)
Цели урока: cоздание условий для достижения учащимися следующих результатов:
личностных: понимания
прикладного характера изучаемого содержания,
формирования навыков сотрудничества.
метапредметных: умения самостоятельно
осуществлять познавательную деятельность при
работе с разными видами (текст, опорная схема)
информации, использовать методы познания
(универсальные логические операции, химический
эксперимент).
предметных: получения знаний о
строении атома и свойствах алюминия, получении и
применении алюминия в промышленности и в
быту;
овладения умениями: применять
теоретические сведения о свойствах алюминия при
написании уравнений реакций, характеризующих
его свойства.
Этапы урока |
Основные дидактические задачи этапа |
Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков |
Примерное время |
Организационный | Обеспечение психологической и организационной готовности учеников к работе | Приветствие учеников, проверка психологической и организационной готовности к уроку | 1-2 мин. |
Подготовка к работе на основном этапе | Обеспечение мотивации и принятие цели
урока учащимися. Актуализация знаний |
Обсуждение актуальности изучения темы. Использование уточняющих утверждений о веществе на основе имеющегося жизненного опыта (Приложение 1), актуализация имеющихся у учащихся знаний | 5 мин. |
Этап усвоения новых знаний и умений | Организация деятельности учащихся по восприятию информации, соотнесению знания, имеющегося в рамках личного опыта с новой информацией, осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала | Составление опорного конспекта.
Ознакомление с соединениями алюминия в
коллекции «Минералы и горные породы». Просмотр видеофрагментов «Демонстрация оксидной пленки алюминия», «Горение алюминия на воздухе», «Взаимодействие алюминия с йодом», «Взаимодействие алюминия с водой» (Приложение 3). Проведение двумя учащимися демонстрационного опыта «Взаимодействие алюминия с кислотой и щелочью» |
23 мин. |
Этап первичной проверки понимания изученного материала | Установление правильности и осознанности изученного материала. Выявление пробелов и неверных представлений. Ликвидация пробелов и коррекция знаний | Выполнение заданий и ответы на вопросы по опорному конспекту, осуществление взаимопроверки (работа в парах); обсуждение контекстной задачи (Приложение 4). | 10 мин. |
Этап информирования о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания | Фронтальная беседа с учащимися, краткое пояснение домашнего задания | 1 мин. |
Этап подведения итогов урока | Создание условий для осмысления приобретенных знаний, оценивания общеучебных и предметных умений | Фронтальная беседа с учащимися о достижении цели урока, качественное оценивание работы класса и отдельных учеников, стимулирование учащихся к самооцениванию своей работы на уроке. Рефлексия – синквейн. | 4 мин. |
Содержание приёмов и заданий, обусловливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения
Этапы урока |
Содержание приёмов и заданий |
Подготовка к работе на основном этапе | Формирование регулятивных и познавательных УУД: использование игрового приема «Темная лошадка» (Приложение 1) и истории открытия алюминия (Приложение 2) для актуализации знаний об алюминии, формулирования темы урока. |
Этап усвоения новых знаний и умений | Формирование общеучебных умений
при составлении опорного конспекта: работа в
парах при заполнении пунктов «Строение
атома», «Физические свойства алюминия». Формирование познавательных УУД: Групповая и фронтальная работа при заполнении пункта «Нахождение в природе» с использованием коллекции «Минералы и горные породы». Формирование логических универсальных действий при проведении и обсуждении видеофрагментов «Демонстрация оксидной пленки алюминия», «Горение алюминия на воздухе», «Взаимодействие алюминия с йодом», «Взаимодействие алюминия с водой» (Приложение 3); использование учебника для заполнения пункта «Применение алюминия». |
Этап первичной проверки понимания изученного | Формирование познавательных и
регулятивных УУД: обсуждение
самостоятельно составленного опорного
конспекта, внесение уточнений, коррекция
знаний. Формирование личностных УУД: обсуждение в группах содержания контекстной задачи (Приложение 4. «Металл будущего или враг здоровья?») для формирования бережного отношения к природе и своему здоровью на основе знаний об алюминии. Формирование коммуникативных УУД и предметных учебных действий: работая в парах, используя опорный конспект, написать соответствующие уравнения реакции. |
Этап подведения итогов урока | Формирование личностных умений
оценивать степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности в
процессе ответов на вопросы «Что мы узнали? Чему
научились?». Формирование предметных УУД при составлении синквейна об алюминии. |