Цель: знакомство, создание позитивной групповой атмосферы, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Знакомство членов лагеря.
- Создание атмосферы сотрудничества.
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- Развитие творческого мышления.
Участники: дети 8-13 лет ДОО ДД(Ю)Т летней площадки «Дворцовёнок».
Сроки проведения: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 60-70 минут. На первом занятии делается акцент на знакомство, разработку основных правил поведения, на втором, третьем и четвертом занятиях акцент делается на развитие творческого мышления.
Оборудование: стулья по количеству участников, стол, магнитофон с музыкой, одеяло, фломастеры, пальчиковые краски, карандаши, листы бумаги, ватман, веревки, бейджики, мозаика.
Первое занятие. Знакомство
1. Приветствие. Цели. Объясне6ние правил поведения на занятии
Цель: рассказать детям о цели занятий. Повышение уровня эмоционального настроя.
Инструкция: Ребята, вы сейчас будете здороваться с каждым членом группы разными способами. Старайтесь поздороваться с максимальным количеством людей. А сейчас ходим и здороваемся улыбкой друг с другом; теперь по-японски; рукопожатием; плечом; спиной.
– Ребята, нам необходимо определиться с правилами, которые помогут нам продуктивно работать.
– выключить мобильные телефоны
– нет критики (анализ без оценки)
– Я – высказывания
– уважение к группе
– активность (быть активным в работе)
– «поднятой руки»
Возможно, вы хотите дополнить список.
2. Бейджик
Цель: знакомство.
Инструкция: Напишите на бейджике свое имя или как бы вам хотелось, чтобы вас называли. Это может быть имя, которым к вам обращаются друзья и близкие. Ниже под именем нарисуйте свою эмблему или символ.
3. Запретное движение
Цель: развитие непроизвольного внимания, создание рабочего настроения для последующей работы.
Инструкция: ребята, сейчас вы будете повторять за мной разные движения, кроме одного «запретного». Кто повторит «запретное» движение или хотя бы попытается, тот становится на место ведущего и придумывает свое «запретное» движение.
4. Перестройка
Цель: разрядка, сплочение через невербальное и вербальное общение.
Инструкция: Вам нужно без единого слова построиться по росту. По цвету глаз: от самых темных до самых светлых, по дате рождения, по любимому цвету из радуги, по длине волос. В конце каждой части упражнения проводится проверка, правильно ли ребята построились.
5. Вместе парой (авторская разработка Смирновой К.В.)
Цель: групповое сплочение, раскрепощение членов группы.
Группа детей делится на две подгруппы: команда один, команда два.
Инструкция: Ребята сейчас ваша задача пройти в парах, но не просто в парах, а нога одного партнера связано с ногой другого партнера. Представьте, что впереди непроходимая грязь, если просто наступите на нее – утоните. Поэтому, вам нельзя наступать на пол, вы идете только по бумаге, перекладывая ее каждый раз для нового шага. Вы должны пройти до конца и взять кусочек мозаики и вернуться обратно таким же способом . После того, как все члены команды пройдут, вы все вместе собираете мозаику. Выигрывает та команда, кто соберет мозаику быстрее.
6. Одеяло
Цель: запоминание имен.
Дети делятся на две подгруппы по признаку, который задает ведущий. (Первая группа – у кого день рождения осенью и зимой, вторая группа – весной и летом). Далее ребята располагаются друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло.
Инструкция: Из каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускается, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал – забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая «перетянет» к себе больше игроков, т.е. та команда, которая знает больше имен.
7. Покажи свое настроение (рефлексия)
Цель: получение обратной связи от группы.
Инструкция: ребята, а сейчас вам надо по очереди с помощью тела показать свое настроение.
Второе занятие. Развитие воображения через художественную деятельность
1. Приветствие «имя – движение»
Цель: повторение имен. Повышение уровня эмоционального настроя.
Инструкция: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Так как мы с вами мало знакомы, давайте повторим наши имена, и сделаем это веселым способом. Задача каждого придумать движение на свое имя. Каждый будет называть своё имя, и показывать движение, а все остальные повторяют за ним.
2. Ладошки
Цель: Развитие зрительного восприятия. Эмоциональная разрядка. Развитие межличностного взаимодействия.
Инструкция: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету и хлопнуть друг друга в ладоши. Когда я хлопну два раза в ладоши, вы должны найти свою пару по форме значка (треугольник, круг, квадрат, ромб, прямоугольник) и хлопнуть двумя ладошками друг друга.
3. Перекинь мяч
Цель: активизация внимания.
Инструкция: сейчас я кому-нибудь из круга брошу мяч и назову предмет, а тот, кто поймает, должен назвать три действия, которые с этим предметом можно сделать.
4. Коллаж из детских работ
Цель: развитие воображения.
Инструкция: Сейчас вам предлагается с помощью пальчиковых красок нарисовать рисунок на тему «Лето моей мечты». После того как вы все закончите, мы соединим все ваши работы вместе.
5. Рефлексия по проделанной работе.
Цель: получение обратной связи от группы.
Инструкция: расскажите о своих впечатлениях, о проделанной работе.
Третье занятие. Развитие воображения, телесное раскрепощение зажимов при помощи музыкального сопровождения
1. Приветствие под музыку
Цель: снятие напряжения.
Инструкция: сейчас по очереди, начиная с головы, мы будем приветствовать друг друга под музыку, танцуя этой частью тела.
2. Дотронуться до …
Цель: снятия эмоционального и тактильного напряжения.
Инструкция: я буду вам называть любой цвет, каждый должен найти этот цвет на одежде других ребят и дотронуться до него. До своей одежды дотрагиваться нельзя.
3. Бабушка из Бразилии
Цель: снятие эмоционального напряжения, самовыражение под музыку.
Инструкция: ребята, представьте, что у вас
есть бабушка, которая живет в Бразилии. И у нее
вот такие ноги, – трясем ногами. – Вот такие руки,
– трясем руками. Она вот так широко улыбается.
Она вот так прыгает. А теперь давайте все еще раз
повтори вместе: «У меня в Бразилии есть бабушка, у
нее вот такие ноги, вот такие руки, такое лицо, она
так прыгает и кричит: «У-ля-ля, у-ля-ля»».
Когда смех чуть стихает, ведущий говорит: «Да …
Какова бабушка – таковы и внуки…».
4. Быстрые перевоплощения
Цель: развитие воображения.
Инструкция: сейчас зазвучит музыка, и вы начнете свободно ходить или танцевать. Когда музыка закончится, вы должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить…
5. Мини фантазии
Цель: развитие воображения. Гармонизация психоэмоционального состояния.
Инструкция: Я хочу предложить вам короткий
отдых, чтобы вы смогли почувствовать себя бодрее.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вслушайтесь в
музыку. Вздохните три раза поглубже …
Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом
лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу
проплывают белые пушистые облака.
Дети наслаждаются этой картиной в течение одной
– двух минут.
Можно детям предложить и другие образы.
– Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой
голубой воде …
– На лугу ты кружишься вокруг себя с широко
раскинутыми руками, пока не закружится голова …
– Ты прыгаешь с большого крупного камня в пруд …
А теперь вы осознаете, что вы находитесь в
кабинете. На счет три вы открываете глаза: раз …
два …три.
6. Станцуй свое настроение (рефлексия)
Цель: получение обратной связи от группы.
Инструкция: ребята, а сейчас вам нужно по очереди под музыку станцевать свое настроение.
Четвертое занятие
1. Приветствие необычным способом
Цель: повышение уровня эмоционального настроя, развитие воображения.
Инструкция: Ребята поздоровайтесь неземным приветствием. Каждый делает по кругу, все повторяют.
2. Утренняя зарядка
Цель: снятие напряжения, развитие творческих способностей.
Инструкция: Придумайте и покажите комплекс из пяти – шести упражнений. Упражнения для тематической зарядки:
- Морской
- Пожарной
- Кухонной
- Строительной
- Космической
3. Иностранец
Цель: преодоление барьеров для развития
творческого мышления, сплочение коллектива,
создание атмосферы сотрудничества, выявление
лидера.
Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4
человека, каждая подгруппа выбирает себе по три
фразы и придумывает как можно больше возможных
вариантов их буквальной трактовки.
Инструкция: Представьте себя в роли
иностранца, который не очень хорошо знает
русский язык и поэтому не в состоянии понять
иносказательный смысл высказываний. Все слова он
понимает буквально: например, услышав "Не
вешай нос", представляет себе повешенного за
нос человека и думает, что это средневековый
способ казни. Предложите как можно больше
вариантов, что он может подумать, услышав такие
фразы:
– себе на уме;
– комар носа не подточит;
– сам черт не брат;
– прошел огонь, воду и медные трубы;
– не подмажешь – не поедешь;
– у семерых нянек дитя без глазу;
– яйца курицу не учат;
– зимой снега не выпросишь;
– дом был полной чашей
– на воре и шапка горит;
– метать бисер перед свиньями"
4. Драматический этюд
Цель: развитие воображения.
Инструкция: Разделитесь на три группы. Каждая команда получает список из десяти слов, не связанных друг с другом. В течение 10- 15 минут каждая группа придумывает мини рассказ, в котором все эти 10 слов будут связаны между собой в общий сюжет. Затем, в течении 3- 4х минут, они должны разыграть получившейся рассказ.
Список слов: вода, радиация, носок, интуиция, конь, пещера, автостоп, термометр, капля, ритм.
4. Постановочная сценка стихотворения «Дом, который построил Джек» (Приложение 1) (авторская разработка Смирновой К.В. и Просяник Д.О.)
Цель: развитие способности к импровизации.
Инструкция: Ребята, каждому нужно вытянуть из пакета себе листочек, на котором написана роль. Я буду читать текст, и вы, услышав имя или название своего персонажа, выходите на сцену (заранее подготовленное место) и вместе с другими участниками изображаете текущую сцену.
5. Бабочки (рефлексия по всем занятиям) (авторская разработка Смирновой К.В. и Просяник Д.О.)
Цель: получение обратной связи.
Инструкция: каждый ребенок получает черно-белую бабочку, которую необходимо раскрасить. На обратной стороне бабочки нужно ответить на три вопроса: – что мне больше всего понравилось на наших занятиях?; – если возникали затруднения, в чем именно? – чего хотелось бы еще сделать ?
Список литературы
- Грецов А. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
- Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2008 . – 80 с.
- Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 3 –е изд. – СПб.: Питер. 2013. – 208 с.
- Роговик Л.С. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – 253 с.
- Свистунова Е.В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия,музыкотерапия. – М.:Форум, 2014. – 192 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать ? – 2-е изд. – М.:Генезис, 2010 . – 541 с.