Развитие коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку направлено на достижение комплексных коммуникативных целей, ориентированных на получение практического результата, на его воспитательный, образовательный и развивающий эффект.

Эти цели предполагают обучение всем видам речевой деятельности как способам общения, дальнейшее развитие всех функций общения средствами немецкого языка, а именно: познавательной (сообщение и запрос информации, её извлечение при аудировании и чтении), регулятивной (побуждение к речевым и неречевым действиям, выражение просьбы, совета, предложения), ценностно-ориентационной (формирование взглядов и убеждений, выражение мнения, оценки) и этикетной (соблюдение принятого в немецкоязычных странах речевого поведения – речевого этикета), т. е. развитие коммуникативной компетенции. Данная цель стоит перед предлагаемым уроком в 7 классе.

Технологическая карта урока

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков

Тема урока: Das Antlitz einer Stadt ist die Visitenkarte des Landes.

Цели деятельности учителя Обеспечить условия для обобщения, систематизации и активизации в речи лексического материала по теме, создать условия для развития умений устно-речевого общения: овладения навыками аудирования в рамках учебной тематики; говорения; актуализации и совершенствования навыков прогнозирования содержания текста и поискового чтения; формирования языковой догадки, умения переноса знаний и навыков в заданную ситуацию; способствовать развитию, интеллектуальных и познавательных умений, внимания, памяти, воображения, языковых и речевых умений; создать условия для формирования коммуникативной культуры (умения работать в парах, группах), формировать оценочно-эмоциональное отношение к миру, прививать детям чувство уважения к истории, культуре немецкого народа, гордость за свою Родину, в том числе «малую».
Сопутствующие задачи:
  • Развивать мотивацию и повышать интерес к изучению немецкого языка
  • Совершенствовать произносительные навыки
  • Развивать умение работать в сотрудничестве
Универсальные учебные действия (УУД)
  • Личностные:
    • осознают иностранный язык, как важное средство общения между людьми;
    • проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.
  • Регулятивные:
    • оценивают правильность выполнения действий;
    • слушают, читают, высказываются в соответствии с целевой установкой;
    • выбирают наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи.
  • Познавательные:
    • используют грамматические и речевые модели;
    • проводят сравнения, анализ;
    • осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя;
    • устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные:
    • понимают на слух речь учителя, одноклассников;
    • осознанно строят высказывания по теме;
    • адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи;
    • осуществляют коммуникацию в малых и больших группах;
    • толерантно относятся к чужой точке зрения.
Планируемые результаты
  • произносят и различают на слух слова, фразы, словосочетания, предложения;
  • отвечают на вопросы учителя по содержанию услышанного и прочитанного,
  • расширяют и накапливают багаж лексического и грамматического материала, знают лингвострановедческие термины и реалии страны, умеют ориентироваться в географической карте ФРГ;
  • приобретают опыт его применения;
  • правильно используют в речевой практике вопросительные предложения, запрашивая информацию;
  • понимают речь учителя по ходу урока;
  • понимают прочитанный текст в виде поиска необходимой информации.
Межпредметные связи География, история, краеведение.
Ресурсы: УМК «Deutsch» 7 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова, компьютер, мультимедийная установка, экран; презентация, раздаточный материал, географическая карта ФРГ, иллюстрации по теме «Города Германии», опорная схема рекламного проспекта.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Приёмы:
Групповая, коллективная, парная, фронтальная.

Игры: «Korbspiel», «Rate-mal!»

Методы обучения:
  • словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);
  • обобщающий (по принципу анализа и синтеза знаний);
  • творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);
  • организация тренировки – тренировка (фонетико-лексико-грамматический материал по теме);
  • контроль – самоконтроль – взаимоконтроль;
  • переводной;
  • беспереводной;
  • языковая догадка;
  • поисковый;
  • имитационный;
  • объяснительно-иллюстративный.
Технологии обучения Информационно-коммуникационные технологии (демонстрационный показ учебной презентации о родном городе, развитие умений говорения; обеспечение практической направленности обучения).

Здоровьесберегающие технологии (разнообразные виды работы, новизна и нетрадиционность материала; использование игровых моментов);

Первый этап:Учащиеся обсуждают вместе с учителемпроблему– подготовить рекламный проспект родного города для немецких туристов. Они выясняют, что они уже знают и что им необходимо повторить для решения этой проблемы.

Формулируются совместно с П. конкретныезадачи:

  • повторить изученный лексический материал по теме;
  • повторить описание города;
  • повторить страноведческий материал, используя географическую карту ФРГ.

Ожидаемые результаты

  • Уметь слушать и понимать незнакомый текст. Уметь читать с целью нахождения нужной информации. Уметь запрашивать информацию. Знать лингвострановедческие термины, реалии и традиции страны изучаемого языка. Уметь составить рекламный проспект о родном городе. Активизация личностных качеств ученика (воли, преодоления нерешительности, страха, тревоги), развитие личности ученика.
  • Развитие языковой догадки, умения переносить знания и навыки в заданную ситуацию.
  • Развитие интеллектуальных и познавательных умений учащихся, внимания, памяти, мышления, а также ценностных ориентаций, чувств и эмоций.
  • Проявление толерантности.
  • Чувство удовлетворения от результатов своего труда.
  • Убеждённость учащихся в практической, реальной значимости владения иностранным языком.

Второй этап:этап обобщения и систематизации изученного материала. Учащиеся отрабатывают лексические единицы фонетически, повторяют их в ходе игры “Korbspiel”, читают текст “Munchen”, выполняют контрольные задания, работая в парах. Просмотрев географическую карту ФРГ, работают с таблицей. Затем учащиеся воспринимают на слух рассказ о немецком городе с целью узнать этот город по знакомым реалиям. В ходе игры “Rate-mal!” учащиеся запрашивают информацию о городе, который загадал учитель. С помощью презентации и плана с опорами они составляют рекламный проспект о родном городе для немецких туристов сначала фронтально, затем в парах. Учащиеся повторяют лексику и страноведческие реалии, отвечают на вопросы, задают вопросы, запрашивая информацию, читают, выбирая нужную информацию. Они взаимодействуют с учителем, партнёром, анализируют проблему, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, оценивают и корректируют свою деятельность и деятельность одноклассника.

Третий этап: этап рефлексии. Учащиеся систематизируют полученную информацию, записывают домашнее задание, оценивают результаты достигнутого на уроке, анализируют достижения цели, осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Работа на уроке позволила формировать языковые знания, навыки и умения учащихся в говорении, чтении, аудировании, а также использовать немецкий язык для реальной коммуникации. Урок способствовал воспитанию и саморазвитию каждого ученика.

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Бим И.Л., Садомова Л. В.. Немецкий язык Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
  2. Бим И.Л., Садомова Л.В..Немецкий язык Книга для учителя к учебнику для 7 класса. В электронном виде. Сайт издательства “Просвещение”: www.prosv.ru
  3. Der 1. September. №22(361), 16-30..11.2003
  4. Розов О. А. Книга для чтения – М.: Просвещение, 1992