Цель – освоение учащимися по классу
гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.
Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.
Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.
Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:
- для каждого учащегося стул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
- фортепиано;
- дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
- Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор». Санкт- Петербург.
- Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.
План урока:
1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о
таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в
тональности ля – минор (T, S, D) различными
ритмическими оформлениями и различными приемами
игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на
практике .
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.
Время урока: 40 минут.
Количество учащихся: 6-8 человек.
ХОД УРОКА
1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения. | |
Рассказ преподавателя | Действия учащихся |
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой,
научитесь ее прочтению, а так же, играя
аккорды, обучитесь самостоятельно
аккомпанировать под собственное пение. Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой используются буквы, цифры и специальные символы. Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура. |
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов. |
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна ли такая запись? | Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения. |
С течением времени данная запись
перерабатывалась многократно, музыканты искали
оптимально удобные записи. На сегодняшний день
существует три основных вида записи музыки: – ноты; – буквенное обозначение; – табулатура. |
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1). |
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня». | |
Вы неплохо справились с заданием. А
теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся
ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать
следующее: – читать необходимо слева на право; – шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары; – вертикальная черта – это тактовая черта; – арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки; – короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук. |
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь». |
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3. Рисунок 4) и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. | Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2). |
Теперь возьмем «песенник». Что вы
видите? Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»): – построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д. – выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»; – играем. |
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты. |
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. | Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий. |
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате. | |
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры | |
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и
научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель
игры на шестиструнной гитаре»): 1) читать необходимо сверху вниз; 2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую; 3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны; 4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской цифрой); 5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны. 6) каждый аккорд обозначен буквенно. |
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь». |
Давайте поупражняемся в игре аккордов и
возьмем тональность ля – минор. Назовите,
пожалуйста, T, S, D. Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза. |
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте. |
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» | Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов. |
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm
(где 6-ая струна «не используется») и E7. Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования? |
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания. |
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров. | |
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. | Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его. |
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла» | |
Вы снова прекрасно справились с
заданием, которое поможет подобрать
аккомпанемент к песне. Я предлагаю вам
русскую народную песню «Во поле береза стояла». Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6). А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами. Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев. Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент. |
Учащиеся разбиваются на пары и выполняют задание. |
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. | Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни. |
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента | |
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. | Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент. |