Открытый урок по теме "Музицирование на гитаре"

Разделы: Музыка


Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности,  творчества и сотворчества.

Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:

  • для каждого учащегося стул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
  • фортепиано;
  • дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком  буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
  • Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор».  Санкт- Петербург.
  • Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D)  различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике .
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Время урока: 40 минут.

Количество учащихся: 6-8 человек.

ХОД УРОКА

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения.
Рассказ преподавателя Действия учащихся
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же, играя  аккорды, обучитесь самостоятельно аккомпанировать под собственное пение.
Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой  используются буквы, цифры и специальные символы.
Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов.
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна  ли такая запись? Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.
С течением времени данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты;
– буквенное обозначение;
– табулатура.
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1).
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня».  
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее:
– читать необходимо слева на право;
– шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары;
– вертикальная черта – это тактовая черта;
– арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки;
– короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3. Рисунок 4) и  попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2).
Теперь возьмем «песенник». Что вы видите?
Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»):
– построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д.
– выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»;
– играем.
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты.
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий.
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате.  
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»):
1) читать необходимо сверху вниз;
2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую; 
3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны;
4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской  цифрой);
5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны.
6) каждый аккорд обозначен буквенно.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмем тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста, T, S, D.
Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте  расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза.
Учащиеся отвечают на вопросы и  выполняют задание на инструменте.
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а  вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов.
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm (где 6-ая струна «не используется») и E7.
Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания.
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров.  
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора  аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла»
Вы снова прекрасно справились с заданием, которое поможет подобрать аккомпанемент к песне. Я предлагаю   вам русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6).
А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами.
Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент.
Учащиеся разбиваются на пары и  выполняют задание.
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов  буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под  самоаккомпанемент.