Цели.
Сформировать обобщённое представление
учащихся о жизни средневекового крестьянина, его
роли в обществе.
Основные понятия: сеньория, трехполье, община, натуральное хозяйство, повинности, оброк, барщина.
Оборудование:
- учебник В.А.Ведюшкина “История средних веков. 6 кл.”,
- рабочая тетрадь к учебнику,
- раздаточный материал (документы задания),
- мультимедийная установка,
- презентация. (Приложение 5)
Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент – обоснование темы урока, актуализация знаний. (Ученики отвечают на вопросы учителя)
- Что такое сословие?
- Какие сословия существовали в средние века?
- Какое сословие было обязано трудиться?
- А как жилось крестьянам в средние века? На этот вопрос вы дадите ответ в конце нашего урока, тема которого “Средневековая деревня”. (Дети записывают тему в тетрадь)
II. Объяснение нового материала
План урока.
- Крестьянин перед лицом сеньора.
- Будни средневековой деревни
- Натуральное хозяйство.
- Община.
- Крестьянская культура.
Учитель задаёт вопросы:
- Что было главным богатством в средние века?
- Кому принадлежала земля в это время?
Рассказ учителя:
Крестьяне пользовались землей феодала и за это несли повинности – принудительные обязанности (записывают в словарь). Повинности были двух видов:
А) Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. Сколько работали? От нескольких дней в году до нескольких дней в неделю.
Б) Оброк – плата крестьян феодалу продуктами или деньгами (записывают в словарь).
Кроме этого многие крестьяне были обязаны молоть муку только на мельнице феодала, платить за разрешение жениться и т.д.
Задание:
1) Определите, какая повинность изображена на слайде № 2, 3, 4, 5? (Приложение 5)
2) Какие из перечисленных ниже повинностей были формами:
А) оброка; Б) барщины; В) десятины.
- выпас господского скота;
- починка дома феодала;
- предоставление господину изготовленных в крестьянском хозяйстве изделий;
- работа на поле господина;
- рытье рва вокруг замка;
- сбор грибов и ягод в господском лесу;
- обязанность отдавать десятую часть урожая в пользу церкви;
- обязанность отдавать часть скота господину;
- обязанность отдавать часть урожая со своего надела.
(Учащиеся получают карточки с заданием. (Приложение 1).
Работают индивидуально в тетрадях, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)
Вопросы классу:
- Мог ли феодал изменять размер повинностей, например, увеличивать? Почему?
- Проверьте правильность своих предположений с помощью текста учебника стр. 109, 3 абзац. (Учащиеся работают с текстом параграфа)
- Почему крестьяне подчинялись феодалам?
Задание:
Прочитайте текст учебника на стр 109, абз 3 и заполните пропуски в схеме (слайд № 6):
Проверка (слайд № 7)
Задание.
- Проанализируйте документ, составленный во Франкском государстве в VIII в. О какой форме зависимости крестьян идет речь в документе? Докажите.
“Всем достоверно известно, что я не имею ничего, чем кормится и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдастся…под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогали мне и снабжали меня пищею и одеждою, сообразно тому, как я буду служить, и угождать вам…. И пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из под вашей власти и покровительства.” (Приложение 2).
Дети анализируют документ. Ответ – лично зависимые. Доказывают цитатой.
Вопросы к классу:
- Как вы думаете, какой категории крестьян жилось наиболее тяжело?
- Почему крестьяне становились зависимыми? - ответьте на этот вопрос с помощью документа “Из анналов аббатства Мури” в учебнике на стр 114. Ученики анализируют документ. Ответ – крестьяне нуждались в защите .
- Входили ли крестьяне в феодальную лестницу? Значит, у них не было сеньора? А кто для них был сеньором?
Учитель демонстрирует слайд № 8.
Вопросы к слайду:
- Кому принадлежит замок?
- Кому принадлежат: Лес? Луга? Поле? Река?
- А что это за маленькие домики, крытые соломой? Чьи они? А маленькие участки земли?
- А крестьяне получили эти участки от феодала просто так?
- А всё вместе (земля и крестьяне, работающие на ней) называется сеньорией. Составьте формулировку этого понятия самостоятельно. (Сеньория – земля феодала вместе с крестьянами, которые её обрабатывают.)
Дети составляют объяснение.
- Сравните правильно ли мы объяснили это слово с помощью учебника на стр 108, абз. 2.
Задание.
1. Отметьте, что было в сеньории собственностью:
А) феодала (сеньора); Б) зависимых крестьян.
- Конюшня
- Крестьянские наделы
- Жилище (деревянный дом, покрытый соломой)
- Птичник
- Господское поле
- Рабочий скот с плугом
- Грабли, коса
- Замок
- Леса
- Луга
- Овцы и козы
- Воды (река)
(Учащиеся получают карточки с заданием (Приложение 3). Работают индивидуально, затем проходит взаимопроверка (обмениваются тетрадями), учитель зачитывает правильный ответ.)
- Рассмотрите иллюстрации на стр.108–111 учебника и скажите, чем занимаются крестьяне? (Что они делают?)
Вывод: главное занятие – работа на поле. Их жизнь была однообразной и неспешной. Ритм жизни зависел от природы. Но другой жизни крестьяне не знали, главное было иметь землю, чтобы прокормиться. А как выглядело крестьянское поле? Слайд № 9.
Пояснение учителя к слайду: Было распространено трехполье. Вся пахотная земля делилась на три участка: первый засевали весной (яровые), второй – осенью (озимые), а третий – отдыхал (пар). На следующий год участки меняли. Это было необходимо для того, чтобы восстановит плодородие почвы. Кроме того крестьяне чередовали культуры и использовали удобрения (какое?). Но в целом урожайность была невелика - сам-два, сам-три. А ещё надо было отдать оброк и церковную десятину, отложить на семена. Так что крестьяне часто недоедали. Частыми были и неурожаи! Но крестьяне быстро восстанавливали свои хозяйства. Почему? (Помогала община)
Задание.
Прочитайте распоряжение для управителей хозяйства задание №3 на стр 39 рабочей тетради и скажите, нужно ли было феодалам (сеньорам) что-нибудь покупать? А крестьянам?
“Пусть управляющие наши ежегодно к Рождеству Господню … нас извещают о всех наших доходах, чтобы мы могли знать, что и сколько мы имеем…. Сколько вспахано быками, …..сколько дров и факелов, сколько тесу и другого лесного материала, сколько с пустошей, сколько овощей, сколько пшена и проса, сколько шерсти, льна и конопли, сколько плодов с деревьев, сколько орехов и орешков, …сколько с садов, сколько с репных гряд, сколько с рыбных садков, сколько кож, сколько мехов и рогов, сколько мёда и воска, сколько сала, жиров и мыла, сколько вина ягодного…. Сколько пива, сколько виноградного, зерна… сколько кур, яиц и гусей, сколько рыболовов, кузнецов, оружейников и сапожников…”. (Приложение 4)
Вывод.
Хозяйство, в котором производится всё нужное для жизни, а не покупается, называется натуральным хозяйством (записывают в словарь).
Так что же торговля совсем прекратилась в то время? - проверьте правильность своих предположений с помощью учебника (стр 112, 1 абзац). (Дети работают с учебником)
Рассказ учителя:
Очень часто после уборки урожая крестьянин выгонял скот на своё поле, а если соседнее поле ещё не убрано? Как быть в этой ситуации? Необходимо договориться между собой, решить сообща на собрании всей общины. Община устанавливала правила пользования землей и пастбищами, разрешала споры, защищала от чужаков. Члены общины не только работали, но и отдыхали вместе. Вся жизнь крестьянина проходила на виду всей общины, тем более, что сами деревни были небольшими. (Слайд № 10)
В основном крестьяне были неграмотными. Значит, у них не было культуры? Докажите свой ответ с помощью фактов. - работа с текстом учебника, стр. 113 п.5.
Выслушиваются ответы учащихся.
IV. Рефлексия
Вот и подходит наш урок к концу. Давайте ответим на наш главный вопрос: Как жилось крестьянину в средние века: легко или тяжело?
Свой ответ представьте в виде синквейна “Крестьянин” или с помощью ПОПС-формулы.
Выслушиваются ответы учащихся
V, Домашнее задание: § 13, новые слова.