Как известно, традиционная схема обучения двигательным действиям состоит из следующих компонентов: рассказ, показ, разучивание, закрепление.
Рассказ о технике двигательного действия и его показ осуществляется учителем. Будь то действие, показываемое целиком или по частям, учащиеся имеют возможность визуально представить, а в последствии воспроизвести его самостоятельно, прокручивая образ действия в голове. Например: постановка ноги при беге, положение тела при броске мяча и т.д. Но есть и такие двигательные действия, которые предусматривают безопорное положение тела при выполнении как самого действия, так и его частей. Например: нападающий удар через сетку в волейболе, прыжки в высоту, длину, с разбега, с места.
При показе двигательного действия, где присутствует безопорное положение тела учителю своим примером достаточно сложно передать ученикам наглядный образ этого действия. Именно поэтому при обучении подобным двигательным действиям в качестве наглядного примера актуально использовать не пример учителя, а презентацию с использованием наглядных картинок.
Из всего выше написанного можно заключить, что проведение уроков по физической культуре с использованием презентаций имеет ряд преимуществ перед традиционными уроками:
- презентация даёт возможность воспринимать информацию одновременно не только на слух, но и визуально;
- способствует более всестороннему развитию личности;
- позволяет учителю в большей степени контролировать процесс освоения двигательных навыков учениками, путём взгляда “со стороны”;
- уроки с использованием презентаций более содержательны и разнообразны по своему содержанию.
Урок по физической культуре с широким использованием презентаций ни в коем случае не должен полностью заменять уроки по физической культуре в других формах. Он является лишь одним из вариантов преподнесения учебного материала. А как часто использовать тот или иной вид урока в своей профессиональной деятельности каждый учитель должен решать самостоятельно.
Цели – обучить технике прыжка в длину с места.
Задачи:
1. Образовательные:
- Обучить технике прыжка в длину с места по частям (фазам).
2. Оздоровительные:
- Развитие прыгучести, координационных способностей.
3. Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, усидчивости.
Принципы: от простого к сложному.
Методы работы с классом: индивидуальный, групповой, поточный.
Вид урока: обучающий.
Время урока: 45 минут.
Оборудование и инвентарь: измерительная лента, оборудование для показа презентации.
Вводная часть (12 минут)
- Построение, расчёт, приветствие, объявление задач урока;
- бег с беговыми упражнениями: захлёст голени назад, высоко поднимая колени, приставным шагом, спиной вперёд;
- комплекс ОРУ на месте;
- прыжковые упражнения: подскоки на месте с поворотом на 360 градусов, прыжки “согнув ноги”, выпрыгивания вверх из положения упор присев.
Основная часть (25 минут)
- показ слайдов “Виды легкоатлетических прыжков”, “Прыжки в длину”. Слайды показывают, какое место в лёгкой атлетике занимает прыжок в длину с места;
- показ слайдов “Фазы прыжка в длину с места”. После просмотра каждого слайда ученики разделившись на группы по очереди выполняют движения, характерные для каждой фазы. Перед разучиванием новых движений идёт закрепление предыдущих:
- подготовка к отталкиванию (разучивание);
- подготовка к отталкиванию (закрепление) – отталкивание (разучивание);
- подготовка к отталкиванию (закрепление) – отталкивание (закрепление) – полёт (разучивание);
- подготовка к отталкиванию (закрепление) – отталкивание (закрепление) – полёт (закрепление) – приземление (разучивание).
- показ слайда “Техника прыжка в длину с места”. Посмотрев ещё раз технику прыжка в длину с места, но уже как целое движение, ученики выполняют прыжок в длину с места в полной координации, обращая внимание уже на длину прыжка;
- показ слайда “специальные упражнения для совершенствования”. Представленные на слайде упражнения предназначены для развития прыгучести, а следовательно и для улучшения результата в прыжке в длину с места. Упражнения могут применяться в процессе урока, в качестве домашнего задания, самостоятельно вне урока при занятиях самоподготовкой;
- показ слайдов “Контрольное испытание (мальчики, девочки)”. Ученики видят, какой результат им необходимо показывать для получения нужной оценки в соответствии с их возрастом и полом, где низкий уровень соответствует оценке – “3”, средний – “4”, высокий – “5”. После чего каждый ученик выполняет ещё по 3 попытки на результат, ориентировочно определяя свой начальный уровень подготовки.
После выполнения попыток ученики присаживаются на скамейку для проведения заключительной части, которая включает в себя только теоретическую информацию.
Заключительная часть (8 минут)
- показ слайда “Прыжки в длину в древности”;
- показ слайда “История и рекорды”;
- показ слайда “Результаты спортсменов в прыжках в длину с места на Олимпийских играх”.
- построение, объявление результатов урока, централизованный выход из зала.