Задачи:
- Обучающие:
- познакомить детей с троицко-семицкими обрядами православной культуры;
- познакомить детей с обрядом и атрибутами украшения летней березки;
- способствовать возрождению традиций празднования девичьего праздника СЕМИК;
- Развивающие:
- развивать диалогическую и выразительную речь у детей;
- развивать память, сообразительность;
- совершенствовать навыки свободного общения со взрослыми, сверстниками в процессе двигательной активности, бесед на заданную тему;
- Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстнику, умение согласовывать свои действия с действиями других.
Подготовительная работа:
- Рассматривание иллюстраций березы в разные времена года;
- Чтение и разучивание стихотворений, песен, хороводов о березе;
- Беседа на тему «Чем поможет нам береза» – знакомство с берестой, дегтем, и другими продуктами, сделанными из березы.
- Настольные игры для совершенствования навыка завязывания бантов, заплетания косичек «Шнуровка», «Завяжи бантик».
Материал: костюмы времен года, нарисованные макеты деревьев, листья желтые, светло- и темно-зеленые, снежинки, по 2 ленточки на каждого мальчика, по 3 ленточки на каждую девочку, 3 стакана с соскомс9березовым, апельсиновым, вишневым), 3 стакана (с кофе, кисель ягодный, отвар березовых листьев) , 3 тарелочки с растворами ( ванили, дегтя, лукового сока), сухие ветки, закрепленные на подставке, веточки березы, бижутерия, туеса, шкатулки, картины из бересты, конфетки на ниточках, ведро, метла, березовый веник.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети, под аудиозапись лирической русской народной музыки, входят в зал, украшенный веточками березы, венками, лентами, рассаживаются на стулья. Появляется березка (воспитатель в русском национальном белом сарафане, раскрашенном под ствол березки, венке с цветными лентами)
Березка (Ведущая):
Это я – березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
– Привела я к вам ребята на праздник своих березонек-подружек. (В зал входят 4 девочки в костюмах времен года. В руках ветки березы: в инее, с желтыми листьями, с зелеными листиками, с сережками и маленькими листочками. Читают стихи.)
Зима:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.Есенин)
Весна:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А.Прокофьев)
Осень:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Е.Трутнева)
Лето:
Береза моя, березонька
Береза кудрявая!
На тебе березонька,
Листья зеленые,
Под тобой березонька,
Краcны девушки поют,
Под тобой березонька,
Красны девушки
Венки плетут. (русск. нар. песня)
Игра «Собери дерево»
На листах нарисованы силуэты деревьев. Детям надо к зимнему дереву отнести снежинки, к осеннему – желтые листья, весеннему – маленькие светло-зеленые листики и сережки, к летнему – темно-зеленые листья и ленточки. Дополнительные элементы смешаны на подносе.
Березка: Что за чудо хоровод – каждый пляшет и поет!
Хоровод «Во поле березка стояла» (дети водят хоровод возле каждого собранного макета дерева)
Дети:
1. Наступило лето,
Все деревья в зелень одеты.2. Мы опять березку величаем.
Красоту ее величаем.3. Ты лучиной избу освещаешь,
И в печи вкусную кашу варишь.4. В колесах дёгтем скрип снимаешь,
В бане мягким веником паришь.5. А еще люди сок березовый пьют,
В жару его на стол подают.
Игра «Что березка подарила»
Из представленных на столе предметов нужно выбрать, сделанный из березы: полено, веник, бижутерия, шкатулки, туеса, картины из бересты и т.д.
Мальчик:
На поляне под березой
С красной ленточкой хожу.
Становитесь дружно в круг,
Вы поёте, я – вожу.
«Игра с лентой» Е.Шаламоновой // Музыкальный руководитель. – 2007.– №4
Игра для мальчиков «Наряди березку»
Дети завязывают на ветках березки ленты. Вместо настоящего дерева можно использовать либо сухие ветки, украшенные бумажными листиками, либо использовать в этих целях фикус Бенджамина и т.п.
Игра для девочек «Заплети косичку» (косичка заплетается из ленточек, закрепленных по три штуки на мольберте)
Мальчик:
Это праздник непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать нам нужно.
Игра «Венок» обр. М.Иорданского//Родничок. Музыка. Москва 1980г.
Дети становятся в круг и передают друг другу венок. Все поют:
Реки быстрые,
Донца серебристые,
Разливы широкие,
Потопы глубокие.Разливались широко,
Потоплялись глубоко.
Оставался бережок –
В саду зелен лужок.
«Веночек-венок – выйди на бережок!» – тот, у кого венок на голове, выходит в центр круга и говорит: «Веночек – венок, спрячься в теремок!» Убегает и прячет его. Все идут искать, а спрятавший, приговаривает «горячо», при приближении и «холодно» при удалении. Нашедший венок становится водящим.
Березка: Зимой – согреваю, в зной – охлаждаю. А что еще полезного я людям даю, чем лечу? (Ответы детей)
Игра «Угадай»
На подносах стоят три стакана с соками : березовым, апельсиновым, вишневым. Задание: «Где березовый сок?». На втором подносе стоят три стакана с кофе, киселем, отваром березовых листьев. Задание: «Где березовый отвар?». На третьем подносе стоят тарелочки с растворами ванили, дегтя, лукового сока. Задание: «Найди по запаху деготь»
Игра «Колечко»
На ленточку надевают колечко, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, – «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» – а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».
Появляется персонаж. Он наряжен в старое тряпьё, у Семика в руках у них худое ведро, палка, помело. Он бьет палкой о ведро.
Семик:
Я Семик, пришел честный и радушный
В гости к вам пришел.
Пришёл лето обещать красного,
Да здоровья всем недюженного,
Да богатства видного.
Березка: Семик, да сбудутся ли твои обещания. Обещать-то всякий может!
Семик: Из глубокой древности я, как и берёза – знак праздника! Что берёза даёт целительные силы каждому, кто прислониться к ней – ты веришь. Вот так и я! Вылечу всех берёзовой веткой, отвлечет она от вас горе и беду, призовёт к вам богатство, но при этом одно условие.
Березка: Какое?
Семик: Люди не должны быть жадными! Проявите щедрость! Подайте на трапезу! Конфетку, а не денежку. За красную девушку!
Игра «Угостим Семика»
Семик держит веник или метлу, а дети надевают на него конфетки на нитках.
Березка: С давних пор и по сейчас, хоровод в чести у нас.
Нынче – праздник.
Эй, народ!
Заводи-ка хоровод!
(Хоровод музыку «Уходи горе», «Во поле берёза» или песня в исполнении хора. Семик обмахивает каждого берёзовой веткой.)
Семик: Пусть уходит горе, болезни, неприятности! И вы гости дорогие прощайте! (Уходит).
На этом праздник заканчивается.
Литература
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина. – М.: Просвещение, 1984.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2007г.
- Родничок. Русские народные песни, игры, сказки. – М.: Музыка,1980г.
- http://sneguroschka.ucoz.ru/