Программное содержание:
- Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях (познание).
- Дать первичные представления о профессии
пекаря.
Воспитывать уважение к представителям данной профессии (познание, социализация). - Дать представление о пользе хлеба для здоровья человека (познание, здоровье).
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России (познание, социализация).
- Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми (социализация).
- Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную (безопасность).
- Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами (безопасность).
- Формировать умение работать с соленым тестом (художественное творчество).
- Развивать воображение, фантазию, умение составлять технологическую карту процесса работы.
- Развивать такие социально-психологические черты как – терпение, умение терпеливо слушать, быть усидчивым, тактичным в общении, уметь владеть собой (социализация, коммуникация).
- Формировать умение работать сообща.
- Используя музыкальный фон, создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Возраст детей: 6-7лет.
Материал и оборудование:
- ширма
- ноутбук (или большой экран с проектором) – картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни – карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба – соленое тесто
- приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка)
Используемые технологии: игровые, проблемно-развивающее образование, моделирование, партнерское общение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с минутки вхождения в день:
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй, здравствуй дружный круг.
Мы стоим рука в руке
Вместе мы большая лента
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но один никто не будет!
Стук в дверь. Почтальон заносит бандероль:
– Ребята, давайте посмотрим, нам это бандероль? И от кого она?
Читаю адрес д/с.
– Это адрес нашего детского садика? (Да!)
– А от кого? От хозяюшки Серафимы Петровны.
– Давайте посмотрим, что нам прислала хозяюшка.
– Садитесь на коврик поудобней.
Воспитатель открывает бандероль:
– Ребята, хозяюшка прислала нам письмо, (читает)
Дорогие ребята!
Приближается праздник, посвященный иконе Божьей
Матери «Спорителъница хлебов». Все православные
люди отмечают его с урожаем хлеба. Я желаю вам
встретить этот праздник с радостью, с хлебной
выпечкой.
Воспитатель смотрит в бандероль:
– Ой, ребята, Серафима Петровна прислала вам загадку, а ответ лежит в бандероли. Итак:
На соломинке дом,
Сто ребяток в нем. (Колосок)
– Вы правильно отгадали. Вот он полон зерен, наливной.
Воспитатель высыпает зерна на ладошку, пересыпая в блюдо с зернами и показывает детям:
– Посмотрите, какие зернышки. А что из
них можно получить? (Муку).
– А из муки что мы печем? (Хлеб).
– Да, различную выпечку.
Дети: А как пекут хлеб? А кто этим занимается?
– Вот сколько вопросов накопилось у нас. Хотите получит на них ответы? Тогда пойдемте, я вам расскажу и покажу, как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и еще много интересного. А поможет мне мой друг Колобок.
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель показывает презентацию (Приложение)
1. У народа есть слова: «Хлеб всей жизни
голова!»
Славится он первым на земле
Славится он первым на столе!
2. Трудно, просто невозможно представить
себе нашу жизнь без хлеба,
без блинов и вкусных булочек, пирожков и
всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков.
Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это
основной продукт питания русских людей. Он очень
полезен для здоровья, так как богат
всевозможными витаминами.
3. Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божъему дару. Старец Амвросий указал празднование иконы Божьей Матери 28 октября по новому стилю и назвал образ «Спорителъница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного.
4. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образа. Гостя встречали всегда с хлебом и солью.
5. Сельские жители пекли хлеб в русских печах. К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста. И называли её ласково «матушка», «кормилица»
6. На деревянную лопату помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки клали в печь. Через несколько минут каравай был готов.
7. Вот он – хлебушко душистый,
Вот он – теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
8. В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях в духовке. А на смену русской печи пришли электрические хлебопечки.
9. Пекарь сначала замешивает тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляет тесто на «расстойку», чтобы оно забродило и поднялось. И уже после отправляет в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов.
10. Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью.
11. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц:
– Хочешь есть калачи – не сиди на печи;
– Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка;
– Хлеб всему голова;
– Хвала рукам, что пахнут хлебом;
– Плох обед, когда хлеба нет;
– Хлеба ни куска, и стол – доска;
– Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной
– отец родной;
– Не велик кусок пирога, а стоит много труда;
– Береги хлеб – он наше богатство.
– Ну что же, мы с вами узнали много
интересного о хлебе. Познакомились с профессией
пекаря, поняли какой это тяжелый труд. А вы хотите
побывать в роли пекарей? (Да)
– Итак, занимайте свои места. Прежде чем начать,
давайте графически выстроим процесс выпечки
хлебы, чтобы вы ничего не забыли и удачно
справились с поставленной задачей.
Один ребенок приглашается к доске и выкладывает схематично из представленных картинок процесс выпечки хлеба, остальные дети на столах проделывают ту же операцию.
– Итак, какую же операцию необходимо
выполнить сначала?
– Правильно! Замесить тесто.
– Затем?
– Отправить тесто на расстойку и подняться.
– Дальше?
– Сформировать хлебобулочное изделие (батон,
буханку, бублик, плюшку и т.д.) и отправить в печь.
– Молодцы! А сейчас вы увидите сценку: «Как
бабушка замесила тесто»
Ведущий: Замесила бабка тесто и стала ждать, пока тесто поднимется.
Было тесто бело,
Дулось и пыхтело,
Фыркало, шипело.
Тесто песню пело.
Тесто (вылезая из кастрюли):
Уползу я из кастрюли
Я не буду пирогом
Не хочу я быть ватрушкой
И пампушкой с творогом.
Бабка (пытаясь запихнуть тесто обратно в кастрюлю):
Стой, стой, не беги.
Я спеку пироги.
Будешь ты с начинкой,
С ягодой малинкой.
Будешь кулебякой,
И коврижкой с маком.
Ведущий: Отвечает бабке тесто.
Тесто:
Мне в кастрюльке мало места,
Мне в кастрюльке стало тесно,
В печку лезть неинтересно!
Ведущий:
На пороге свинка,
Розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит.
Свинка подбегает к тесту.
Тесто:
Ты меня не трогай,
Подожди немного,
Буду я с начинкой,
С ягодкой малинкой,
Буду кулебякой,
И коврижкой с маком.
Свинка:
Мне не нужен мак!
Съем тебя и так!
Свинка бегает за тестом.
Тесто:
Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
Бабка:
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой малинкой?
Тесто: Буду!
Бабка:
Будешь кулебякой?
И коврижкой с маком?
Тесто: Буду!
Я хочу быть пирогом,
Вкусным, ароматным.
Бабка: Ребята, я что-то не пойму, почему у меня тесто убежало? Я же муку посыпала солью, полила водой.
Ведущий: Ребята, что забыла бабка добавить в тесто? (Дрожжи, масло)
Бабка: А! Спасибо! Пойду замешу тесто правильно.
Ведущий: Пока бабка замешивает тесто, давайте и мы с вами замесим тесто.
Замесила бабушка,
Ни булки, ни оладушки.
Доставала из печи
Ни пирог, ни калачи.
Как поставила на стол,
Он от бабушки ушел.
Кто же бегает без ног?
Это желтый колобок!
Бабка заносит тесто:
Ну вот и тесто подошло.
Пора приступать к выпечке.
Ведущий: Ребята, надеваем фартуки и приступаем к работе.
Дети из теста делают хлебобулочные изделия, а воспитатель и бабка помогают. Свои делают изделия, хвалят.
Бабка: Пойду отнесу все ваши хлебобулочные изделия в печку. Я их испеку и принесу вам. (Уходит)
Воспитатель: А пока будут печься наши хлебные изделия, снимайте фартуки и подойдите ко мне.
Дети подходят.
Воспитатель: Вы все сегодня славно потрудились! Молодцы! Давайте еще раз повторим, что же мы сегодня узнали? (Ответы детей – о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире. Узнали, что хлеб главный продукт на столе русских людей. Узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря. Поняли какой это тяжелый труд).
Воспитатель: Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
Входит бабка с выпеченными хлебобулочными изделиями:
– А сейчас будем пить чай с ароматными булками, крендельками, сушками. Угощайтесь! На здоровье!