Цели:
- учить детей упорядочивать объекты;
- развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, внимание, память;
- воспитывать вежливость, чувство товарищества, взаимопомощь, самоконтроль.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ожидаемый результат: каждый ученик должен:
- иметь представление о том, как располагать объекты в порядке возрастания или убывания заданного параметра;
- уметь находить отличительные признаки предметов, по которым можно располагать объекты в определенном порядке, располагать предметы в порядке возрастания или убывания заданного параметра.
План урока:
I. Организационный момент
– Говорят, что улыбкой можно лечить. Давайте улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки нашим гостям. Будем надеяться, что у всех сегодня будет хорошее настроение.
Улыбнись – и все получится!
Рано утром солнце встало,
И лучи свои послало.
Красиво сели девочки,
Тихо сели мальчики.
II. Актуализация опорных знаний
Прозвенел друзья, звонок,
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело!
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет!
– Откройте тетради и ответы записывайте в строчку через клетку (ответы не говорим, а молча записываем в тетрадь).
1. На плетень взлетел петух,
Повстречал там еще двух,
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)2. На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес? (2)3. Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани,
Два мяча, да два, малыш,
Сколько их? Сообразишь? (4)4. Три зайца шли из школы
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели, а? (1)5. Семь малюсеньких котят –
Что дают им – все едят.
А один сметаны просит
Сколько же котяток? (8)6. У Наташи – кукла Маша,
Мишка плюшевый у Паши.
У Танюшки – кошка.
У Жени – матрешка.
Лошадка – у Павлуши,
Машина – у Илюши.
Сколько всего игрушек? (6)7. На рельсах перегона
Товарных два вагона,
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Прибавь-ка к двум вагонам три
И сколько станет, назови? (5)8. В снег упал Сережа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена,
Катенька и Гена,
А потом еще Игнат.
Сколько на снегу ребят? (7)9. Два гуся летят над нами,
Два других за облаками.
Пять спустились за ручей,
Сколько было всех гусей? (9)
(На доске появляется 3 2 4 1 8 6 5 7 9)
– Сверьтесь с экраном!
– Исправьте свои ошибки!
– Посмотрите и скажите, числа стоят по порядку?
(Нет)
– А можно ли их расставить по порядку?
– Давайте попробуем.
– В каком порядке их можно поставить?
– Запишите в тетрадь в строку через клетку!
1 2 3 4 5 6 7 8 9
– А как еще можно записать?
9 8 7 6 5 4 3 2 1
(Вывод делают дети)
– Итак, числа располагаются в порядке
возрастания или убывания.
– А что такое порядок?
– В толковом словаре слово порядок – это …
Физминутка для глаз
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра!
Но вот пришло мгновение
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
III. Новый материал
– Угадайте загадку!
Рядом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
– А знаете ли вы, что матрешка является символом Земли Русской. Символом плодородия, богатства и материнства!
(На столе стоят матрешки в разной последовательности)
– Матрешки стоят по порядку? (Нет)
– Давайте расставим их по порядку.
– А как это сделать, кто поможет?
(Дети выходят и расставляют)
– Это в каком порядке поставили матрешек? (От
большего к меньшему – порядок уменьшения)
– А в порядке уменьшения чего? (Размера)
– А можно еще как-нибудь расставить матрешек? (От
меньшего к большему –порядок увеличения)
– А порядок увеличения чего? (Размера)
– Давайте сделаем вывод: Предметы можно
расставлять в порядке увеличения или уменьшения
их размера!
– Давайте сверим свой вывод с выводом в учебнике.
– А в жизни встречаемся ли мы с определенным
порядком?
– А где можно использовать порядок?
Физминутка
– Давайте сравним наши открытия с выводом в учебнике.
IV. Закрепление
– У вас на партах листы. На листах матрешки.
Пронумеруйте матрешек в порядке уменьшения их
размера.
– С какой начнете?
– Посмотрите на экран и сверьтесь с ним.
- Первый ряд красит самую большую матрешку;
- Второй ряд красит самую маленькую матрешку;
- Третий ряд красит третью по размеру матрешку.
V. Итог урока
– Итак, чему учились на уроке? (Расставлять
предметы)
– В каком порядке можно расставлять предметы? (В
порядке увеличения или уменьшения их размера)
Друзья, внимание!
Звенит уже звонок.
Друг другу улыбнемся,
Закончился урок!