Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Строение текста. Абзац"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели урока:

  • Предметные умения: обобщение и углубление знаний учащихся о строении текста и абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев; повторение изобразительных средств поэтической речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора;
  • Метапредметные умения: совершенствование умений речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определение их микротем; развитие монологической речи учащихся;
  • Личностные результаты: воспитание любви к родной земле через поэзию А.С.Пушкина.

Урок проводится по учебникам: русский язык для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, 14-е изд., перераб., М., Дрофа, 2008г. и литература для  5 класса под редакцией Г. И. Беленького в двух частях, часть 1, 14-е изд., перераб., М, Мнемозина, 2012г.

Слайд 1. Эпиграф (см. Презентация).

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка домашней работы, работы над ошибками.

II. Вступительное слово учителя:

Слайд 2

Сообщение темы урока, его целей, постановка задач.

Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках.

Слайд 3

– Что такое текст? (Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Слайд 4

– Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чём в тексте идёт речь)

Слайд 5

– Как вы понимаете выражение «основная мысль текста»? (Основная мысль текста – это то, ради чего написан текст).

III. Основная часть урока

А) Прочитайте эпиграф к уроку. Его можно назвать текстом? Почему?

– Откуда взяты эти строчки?
– Верно, из поэмы-сказки А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». У нас сегодня интегрированный урок, он объединяет два предмета: русский язык и литературу.
– О чём этот эпиграф?
– Какова его основная мысль?
– Какое слово в этом эпиграфе ключевое, определяющее основную мысль отрывка?

Слайд 6

Б) Прочитайте предложения, определите, являются ли они текстом. Если это текст, определите основную мысль.

А.С.Пушкин написал не только сказки, но и сказочную поэму. Поэма – большое стихотворное произведение с историко – героическим, мифологическим или сказочным сюжетом, обычно состоящее из нескольких частей. Так в поэме «Руслан и Людмила», с которой вы познакомились, шесть частей – шесть песен.

Слайд 7

В) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Не на пользу книги читать, если вершки глотать.

Что представляют собой эти предложения?
– Можно ли эти пословицы считать текстом? Почему?
– А теперь прослушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
– О чём здесь идёт речь? (тема?)
– Основная мысль?
На сколько микротем можно разбить этот отрывок? (4)
(работа с учебником литературы).
– Как называется микротема текста? (абзац)
– Что называется абзацем?

Слайд 8

Г) 1 абзац – это отступ в начале строки.
2 абзац – это часть текста между двумя отступами.

– Из каких частей он состоит? (Зачин, развитие мысли, концовка)

Слайд 9

Уж  побл.?днел  з.?кат  румяный
Над  усыплённою  з.?млёй
Дымят.?ся  синие  туманы,
И  всход.?т  мес.?ц  з.?л.?той;
Померкла  степь.

– Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.
– Найдите зачин этого отрывка. Как развивается здесь мысль? Какие картины вы представляете, слушая эти строчки? Какие изобразительные средства помогают представить картину наступления ночи? Где концовка этого абзаца?

Д) Диктант по памяти. Запишите конец отрывка, обозначьте безударную гласную в корне.

Слайд 10.

Проверка.

Вдруг холм безоблачной луною
В тумане бледно озаряясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.

– Найдите зачин, развитие мысли, концовку абзаца.

Е) Работа с раздаточным материалом.  Прочитайте предложения. Можно ли их считать текстом? Почему? Как можно озаглавить текст? Перепишите его, исправляя допущенные ошибки и вставляя пропущенные буквы.

Множество сказок посв?.щено семейным отн?.шениям. В них высмеиваются л?.нивые хозяйки ,б?.лтливые  жёны, неумелые стр?.пухи, глупые мужья. К бытовым ска?.кам относятся занимательные истории об одураченном барине или барыне, о б?.гатом и скупом хозяине..
Бытовые ска?.ки переносят слушателей не в ч?.десный и полный опас?.ностей волшебный мир, а пов?.ствуют об обыденной жизн?., повседневном народном быте. Их персонажи не фант?.стические существа, а обыкновенные люди.
Бытовые ска?.ки преобладают в русском фольклоре. Они пом?.гали переносить ж?.зненные невзгоды. В них выражены народные представления о  н?.рмальном  ж?.зненном  укладе.

Ж) Проверка работ (смотри учебник литературы, страница 49). Подведение итогов.

IV. Задание на дом: Упр. 174 (написать сочинение по данному началу, соблюдая абзацное членение текста); работа над ошибками.