Цель для учителя:
- познакомить с прямоугольником;
- развивать пространственное логическое мышление;
- развивать умение наблюдать, сравнивать.
Цель для учеников:
- изучить геометрическую фигуру прямоугольник.
Знать:
- определение прямоугольника;
- свойства сторон.
Уметь:
- чертить прямоугольник;
- находить его элементы;
- распознавать среди других геометрических фигур.
Этап урока |
Цель, задачи этапа |
Формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предполагаемые результаты |
I этап – организационный |
|
|
– Сегодня на уроке я приглашаю Вас в путешествие. Звучит песня: Не крутите пестрый глобус, В той стране живут фигуры, (слайд 2) |
Участвуют в беседе, отгадывают загадки. |
Ученики заинтересовались, поднялась активность, эмоционально настроенные на восприятие. |
Вопрос: |
О какой стране идёт речь?
Пусть в эту страну не идут, не идут поезда. |
– О стране Геометрия! Рассматривают плакат на доске с геометрическими фигурами. |
Настрой на восприятие геометрического материала |
||
Вопрос: |
Чему можно научиться, путешествуя по этой стране? |
– Чертить, измерять, конструировать, узнавать новые геометрические формы. |
Должны вспомнить виды деятельности с геометрическим материалом. |
||
Загадки: |
С голыми руками ничему не научишься. Нужны специальные инструменты. |
Отгадки |
|
||
|
1. Палочка волшебная есть (слайд 3) |
Карандаш |
|||
I этап – организационный |
|
|
2. В тетради я бываю (слайд 4) |
Линейка |
|
3. Сговорились две ноги, (слайд 5) |
Циркуль |
||||
4. Два конца, два кольца, (слайд 6) |
Ножницы |
||||
II этап – графический диктант | Научить концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве (клеточном поле). |
Индивидуальная работа, практическая работа, чертеж. |
Диктую по клеточкам рисунок «Черепаха». (слайд 7) |
Внимательно слушают, выполняют команды, чертят под диктовку учителя. |
Заинтересованность в задании, быстрее формирует необходимые навыки (не путать направления влево, вправо). |
III этап – подготовка к восприятию нового материал |
Повторить виды углов, умение находить прямые углы – как необходимое условие прямоугольника. |
Наблюдение, сравнивание, классификация, коллективная работа по составлению схемы. |
– Среди геометрических фигур найдите лишнюю? (слайд 8) – Объясните свой ответ? – Дайте общее название оставшимся фигурам? – По какому признаку можно разбить их на группы? – Найдите фигуры с наименьшим количеством углов? – Найдите фигуры с наибольшим количеством углов? – Какое наибольшее количество углов может иметь фигура? – Какие фигуры остались? |
Круг. Нет углов. Многоугольники. По количеству углов. Треугольники. Пятиугольники. Множество. Четырехугольники. |
Схема Многоугольник (слайд 9) |
– Почему они такие разные? |
Зависит от углов. |
|
|||
III этап – подготовка к восприятию нового материала |
Формировать пространственное мышление, соединить знание с практикой. |
Практическая работа по определению углов в четырехугольниках. Работа в парах. |
– Какие углы вы знаете? (слайд 10) |
Прямые острые, тупые. |
Вспоминают пройденный материал. |
|
– Дайте определение каждому углу? |
Острый меньше прямого. Тупой больше прямого. |
|
||
– Сделайте модель прямого угла. |
Прямой легче показать. |
|
|||
– Определите, какие углы в четырехугольниках, лежат у Вас на парте. (слайд 11) |
С помощью модели прямого угла определяют виды углов, делают взаимопроверку. |
Часть ребят может не справиться (плохо сформировано пространственное мышление). |
|||
– У кого в четырехугольнике один прямой угол? |
Выходят к доске и находят похожие фигуры больших размеров. |
|
|||
– У кого два прямых угла? |
|||||
– У кого ни одного прямого угла? |
|||||
– Кто нашел четыре прямых угла? |
|||||
– Какая фигура Вам знакома? |
Прямоугольник. |
|
|||
– Дайте определение прямоугольника? |
Четырехугольник, у которого все углы прямые. |
Формулируют определение. |
|||
IV этап – основной |
|
Индивидуальная работа. Практическая работа на построение, по измерению сторон с помощью циркуля, способом наложения. Исследовательский метод. |
– Сравните по учебнику определение. – На листе бумаги начертите любой прямоугольник. – Как называются стороны, которые находятся друг против друга? – Выясните, одинаковые они или разные по длине? – Вместо линейки, что можно использовать? Сделайте вывод. |
Совпало. Чертят прямоугольник. Противоположные.
Циркуль. Противоположные стороны равны. |
|
|
– Каким другим способом можно проверить данный вывод? |
Наложением. Вырезают прямоугольник. Сравнивают стороны наложением. |
|
||
– Вывод подтвердился. |
|
||||
– Начертите прямоугольник в тетради со сторонами 5 см, 3 см. (слайд 12) |
Чертят, буквами обозначают вершины, противоположные стороны обозначают штрихом. Составляют равенство. |
||||
Самостоятельная работа. |
– Работа по учебнику № 1 стр. 12. – Взаимопроверка. |
|
|
||
V этап – закрепление |
Закрепить знание о прямоугольнике. |
Сравнение с квадратом. |
– Какая фигура похожа на прямоугольник. |
Квадрат. |
|
|
|
Ни овал Я, и не круг, (слайд 13) |
Объясняют: |
|
|
– Сравните эти две фигуры? |
|
|
|||
– Что значит сравнить? (слайд 14)
Он давно знаком со мною, |
Найти сходство и различие. Сходство: количество прямых углов. Различие: разные длины сторон. |
|
|||
VI этап – Итог |
Обобщить полученные знания. |
Коллективная работа.
|
– Назовите, какие названия имеет данная фигура (прямоугольник)? (слайд 15) |
Многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. |
|
– Какое название самое точное? |
|
||||
– Основные признаки? |