Тема урока "Прямоугольник". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (518 кБ)


Цель для учителя:

  • познакомить с прямоугольником;
  • развивать пространственное логическое мышление;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать.

Цель для учеников:

  • изучить геометрическую фигуру прямоугольник.

Знать:

  • определение прямоугольника;
  • свойства сторон.

Уметь:

  • чертить прямоугольник;
  • находить его элементы;
  • распознавать среди других геометрических фигур.

Этап урока

Цель, задачи этапа

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые результаты

I этап – организационный

  • Собрать внимание;
  • Подготовить к восприятию;
  • Создать комфортность на уроке;
  • Повысить мотивацию к учебе
  • вступительная беседа,
  • занимательный материал;
  • загадки.

– Сегодня на уроке я приглашаю Вас в путешествие.

Звучит песня:

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете Вы на нём,
Той страны, страны особой,
О которой я пою!

В той стране живут фигуры, (слайд 2)
Линии, точки и тела.
Треугольники, квадраты
Вот такие, брат, дела!

Участвуют в беседе, отгадывают загадки.

Ученики заинтересовались, поднялась активность,  эмоционально настроенные на восприятие.

Вопрос:

О какой стране идёт речь?

Пусть в эту страну не идут, не идут поезда.
Страна Геометрия рядом с нами в школе всегда.

– О стране Геометрия!

Рассматривают плакат на доске с геометрическими фигурами.

Настрой на восприятие геометрического материала

Вопрос:

Чему можно научиться, путешествуя по этой стране?

– Чертить, измерять, конструировать, узнавать новые геометрические формы.

Должны вспомнить виды деятельности с геометрическим материалом.

Загадки:

С голыми руками ничему не научишься.

Нужны специальные инструменты.

 

Отгадки

 

 

 

1. Палочка волшебная есть (слайд 3)
У меня, друзья.
Палочкой этой могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход.

 

 

Карандаш

I этап – организационный

 

 

 

 

2. В тетради я бываю (слайд 4)
Косая и прямая,
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою
В шеренгу Вас построю.

 

 

 

Линейка

 

 

 

3. Сговорились две ноги, (слайд 5)
Делать дуги и круги.

 

Циркуль

4. Два конца, два кольца, (слайд 6)
посредине гвоздик.

 

Ножницы

II этап – графический диктант

Научить концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве (клеточном поле).

Индивидуальная работа, практическая работа, чертеж.

Диктую по клеточкам рисунок «Черепаха». (слайд 7)

Внимательно слушают, выполняют команды, чертят под диктовку учителя.

Заинтересованность в задании, быстрее формирует необходимые навыки (не путать направления влево, вправо).

III этап – подготовка к восприятию нового материал

Повторить виды углов, умение находить прямые углы – как необходимое условие прямоугольника.

Наблюдение, сравнивание, классификация, коллективная работа по составлению схемы.

– Среди геометрических фигур найдите лишнюю? (слайд 8)

– Объясните свой ответ?

– Дайте общее название  оставшимся фигурам?

– По какому признаку можно разбить их на группы?

– Найдите фигуры с наименьшим количеством углов?

– Найдите фигуры с наибольшим количеством углов?

– Какое наибольшее количество углов может иметь фигура?

– Какие фигуры остались?

Круг.

Нет углов.

Многоугольники.

По количеству углов.

Треугольники.

Пятиугольники.

Множество.

Четырехугольники.

Схема

Многоугольник

Четырехугольник

Прямоугольник

Квадрат

(слайд 9)

– Почему они такие разные?

Зависит от углов.

 

III этап – подготовка к восприятию нового материала

Формировать пространственное мышление, соединить знание с практикой.

Практическая работа по определению углов в четырехугольниках. Работа в парах.

– Какие углы вы знаете? (слайд 10)

Прямые острые, тупые.

Вспоминают пройденный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Дайте определение каждому углу?

Острый меньше прямого.

Тупой больше прямого.

 

– Сделайте модель прямого угла.

Прямой легче показать.

 

– Определите, какие углы в четырехугольниках, лежат у Вас на парте. (слайд 11)

С помощью модели прямого угла определяют виды углов, делают взаимопроверку.

Часть ребят может не справиться (плохо сформировано пространственное мышление).

– У кого в четырехугольнике один прямой угол?

Выходят к доске и находят похожие фигуры больших размеров.

 

 

 

 

– У кого два прямых угла?

– У кого ни одного прямого угла?

– Кто нашел четыре прямых угла?

– Какая фигура Вам знакома?

Прямоугольник.

 

– Дайте определение прямоугольника?

Четырехугольник, у которого все углы прямые.

Формулируют определение.

IV этап – основной

  • Сформировать понятия прямоугольника.
  • Выявить свойства  противоположных сторон.
  • Повторить способы сравнения.

Индивидуальная работа.

Практическая работа на построение, по измерению сторон с помощью циркуля, способом наложения.

Исследовательский метод.

– Сравните по учебнику определение.

– На листе бумаги начертите любой прямоугольник.

– Как называются стороны, которые находятся друг против друга?

– Выясните, одинаковые они или разные по длине?

– Вместо линейки, что можно использовать?

Сделайте вывод.

Совпало.

Чертят прямоугольник.

Противоположные.

 

Циркуль.

Противоположные стороны равны.

 

 

 

 

– Каким другим способом можно проверить данный вывод?

Наложением. Вырезают прямоугольник. Сравнивают стороны наложением.

 

 

– Вывод подтвердился.

 

– Начертите прямоугольник  в тетради со сторонами 5 см, 3 см. (слайд 12)

Чертят, буквами обозначают вершины, противоположные стороны обозначают штрихом. Составляют равенство.

рис.1

Самостоятельная работа.

– Работа по учебнику № 1 стр. 12.

– Взаимопроверка.

 

 

V этап – закрепление

Закрепить знание о прямоугольнике.

Сравнение с квадратом.

– Какая фигура похожа на прямоугольник.

Квадрат.

 

 

 

 

 

 

 

Ни овал Я, и не круг, (слайд 13)
Треугольнику не друг,
Прямоугольнику Я брат,
А зовут меня Квадрат!

Объясняют:

 

– Сравните эти две фигуры?

 

 

Что значит сравнить? (слайд 14)

 

Он давно знаком со мною,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны,
одинаковой длины.

Найти сходство и различие.

Сходство: количество прямых углов.

Различие: разные длины сторон.

 

VI этап – Итог

Обобщить полученные знания.

Коллективная работа.

 

 

– Назовите, какие названия имеет данная фигура (прямоугольник)? (слайд 15)

Многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат.

 

 

 

– Какое название самое точное?

 

 

– Основные признаки?