Этнический, языковый и религиозный состав населения России. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Сформирование знаний учащихся об этническом, языковом и религиозном составе населения России.
  • Развитие умений работы с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал.
  • Воспитание у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Оборудование: карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”; учебник Дронов В.П. Баринова И.И. и др. “География России. Население и хозяйство”. 8 класс М., Дрофа, 2011; карты атласы для 8 класса.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
(Стихотворение В. Степанова)

Учитель Прочитав стихотворение В. Степанова, как вы думаете, что мы будем изучать?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока: “Этнический, языковый и религиозный состав населения России”.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов.

По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России, формированием ее территории, включением многочисленных народов в состав государства. Более половины всей площади страны занимает национально-территориальные образования - республики, автономные округа и области.

Люди определяют свою национальность по самосознанию.

Используя атлас и знания, полученные на уроках, ответьте на вопрос.

  • Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки.

Ответ: Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам.

Одним из важнейших признаков этноса является язык. Каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Народы России относятся к 4 языковым семьям: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Семьи делятся на группы.

Задание № 1. К каким языковым семьям и группам относятся народы России, вам предстоит узнать самостоятельно. Всему классу дается задание заполнить схему-таблицу классификации народов по языковой принадлежности, пользуясь данными учебника и атласа

Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 170. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.

  • Как общаются между собой люди разных национальностей?

Ответы: на русском языке. Русский язык является государственным и языком межнационального общения.

Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Приложение 1.

Задание № 2. Класс делится на группы, каждой группе дается задание проанализировать с помощью карты атласа и таблиц учебника национальный состав определенной территории России. Данные своей работы дети заносят в тетрадь

  • 1 группа: Северный Кавказ;
  • 2 группа: Поволжье и Урал;
  • 3 группа: Юг Сибири.

Наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, Поволжье и юга Сибири.

Многие народы рассредоточены по всей территории России, и практически невозможно выделить “чистые” в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос). Запись определения.

Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории? 

Ответ: это северокавказские республики: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тыва, Чувашия.

Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом?

Процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей. Запись определения.

  Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.

Какие религии исповедуют народы России?

На территории России верующие исповедуют:

  • православие,
  • ислам,
  • буддизм.

Народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом. Приложение 2.

Россия – многонациональная страна, у народов, которые ее населяют разная религиозная принадлежность. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро?

Каков национальный состав нашего класса? Приведите примеры. (Ответы детей)

- Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей)

  Закрепление. Практическая работа: “Определи своё место среди народов России”. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.

1 – название этноса,

2 – языковая семья,

3 – языковая группа,

4 – численность,

5 – ареал расселения,

6 – религия. (Ответы детей)

  Заключение урока. Рефлексия.

- Что нового для себя узнали?

- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (Толерантность)

Народностей много живет,
В стране под названьем Россия
Но вместе мы – русские, русский народ
И в этом наша главная сила.
Но кто-то не верит, и пусть
Мы за руки крепко возьмемся,
Поверь в наши силы Великая Русь,
И мы к лучшей жизни вернемся!
(Стихотворение Л.Рубальской)