Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Сформирование знаний учащихся об этническом, языковом и религиозном составе населения России.
- Развитие умений работы с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал.
- Воспитание у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: карты: “Политико-административная карта России”, “Народы России”; учебник Дронов В.П. Баринова И.И. и др. “География России. Население и хозяйство”. 8 класс М., Дрофа, 2011; карты атласы для 8 класса.
Ход урока
1. | Актуализация знаний учащихся.
|
Учитель | Прочитав стихотворение В. Степанова,
как вы думаете, что мы будем изучать? Сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: “Этнический, языковый и религиозный состав населения России”. |
Учитель: | Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы
России, классификацию народов по принадлежности
к языковым семьям; районы их проживания:
познакомимся с особенностями культуры и быта,
традициями и религиями этих народов. По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России, формированием ее территории, включением многочисленных народов в состав государства. Более половины всей площади страны занимает национально-территориальные образования - республики, автономные округа и области. Люди определяют свою национальность по самосознанию. Используя атлас и знания, полученные на уроках, ответьте на вопрос.
Ответ: Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам. Одним из важнейших признаков этноса является язык. Каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Народы России относятся к 4 языковым семьям: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Семьи делятся на группы. Задание № 1. К каким языковым семьям и группам относятся народы России, вам предстоит узнать самостоятельно. Всему классу дается задание заполнить схему-таблицу классификации народов по языковой принадлежности, пользуясь данными учебника и атласа Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 170. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.
Ответы: на русском языке. Русский язык является государственным и языком межнационального общения. Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Приложение 1. Задание № 2. Класс делится на группы, каждой группе дается задание проанализировать с помощью карты атласа и таблиц учебника национальный состав определенной территории России. Данные своей работы дети заносят в тетрадь
Наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, Поволжье и юга Сибири. Многие народы рассредоточены по всей территории России, и практически невозможно выделить “чистые” в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос). Запись определения. Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории? Ответ: это северокавказские республики: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тыва, Чувашия. Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? Процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации - карелы составляют лишь 10% всех жителей. Запись определения. |
Что такое религия? Это особое
мировоззрение, основанное на вере во всемогущие
силы. Какие религии исповедуют народы России? На территории России верующие исповедуют:
Народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом. Приложение 2. Россия – многонациональная страна, у народов, которые ее населяют разная религиозная принадлежность. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? Каков национальный состав нашего класса? Приведите примеры. (Ответы детей) - Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы детей) |
|
Закрепление. Практическая работа:
“Определи своё место среди народов России”.
Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать
характеристику народу, представителем которого
вы являетесь. 1 – название этноса, 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (Ответы детей) |
|
Заключение урока. Рефлексия. - Что нового для себя узнали? - Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему? - Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (Толерантность)
|