Актуальна ли тема: “Экономическое воспитание старших дошкольников”?
- Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое “мое”, “твое”, “наше”, “обмен”, “деньги”, “цена”, “дорого”, “дешево”, “продать”, “заработать”. Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей [1].
Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Предлагаем модель проектов экономического содержания в группе старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Модель проектов экономического содержания в группе старшего дошкольного возраста
“Реализация проектов” | Этапы проектов | “Познакомить детей с понятиями” | Итог проекта | |
Сентябрь | “Всех профессий на свете не счесть | 1.Знакомство с разнообразными
профессиями 2.Знакомство с профессиями родителей 3.Современные профессии 4Наш город любит трудится |
“рабочие место” “рабочие время” “продукция” “инструменты труда” “продукт труда” |
Дефиле “Спец одежды” |
Октябрь | “Заработанные деньги” | 1.Понятия о деньгах, 2.Путешествие в прошлое денег 3.Денежные знаки России 4Денежные знаки разных стран |
“Деньги” “Валюта” “Купюры” “Рубль” |
Собрание коллекции денежных знаков разных стран |
Ноябрь | “Бюджет семьи” | 1.Потребности моей семьи 2.оходы моей семьи 3.Расходы семейного бюджета 4.Пути сокращения семейного бюджета |
“Сбережение” “Накопление” “Бюджет” “Доход” “Пенсия” “Стипендия2 |
Театр “Родителям о экономики |
Декабрь | “Цена Времени” | 1.Каждой вещи - свое место 2.Значение бытовой техники 3.Бережное отношение к природным ресурсам 4.Трата времени |
“Время” “Часы” “Режим” “Бытовая техника” “Лень” |
Распределение своего времени |
Январь | “Супермаркет” | 1.Товар и цена 2.Купля - продажа 3.Отделы продаж 4.Денежный оборот |
“Цена” “Ценник” “Выгодна” “Невыгодно” “Товар” “Дороже” “Дешевле” |
Экскурсия в Супермаркет |
Февраль | “Реклама” | 1.Увлекательный мир рекламы 2.Как создают рекламу 3.Реклама в нашем городе 4.Если бы у меня было собственное дело |
“Рекламный агент” “Рекламодатель” “Рекламное агентство” |
Создание своей рекламы |
Март | “Банк” | 1.Денежное дерево 2.Дом в котором “живут деньги” 3.Услуги банка 4.Мы клиенты банка |
“Банк” “Кредит” “Вклад” “Проценты” |
Экскурсия в банк |
Апрель | “Рынок ” | 1.История рынка 2.Виды рынка 3.Формула цены 3.Качества товара |
“Товар” “Товара оборот” “Эксперт” “Конкуренция” “Прибыль” |
Развлечение “Усинская ярмарка” |
Май | “Благотворительность” | 1.Уровень жизни 2.Знакомство со 3.спонсорами 4.Знакомство с меценатами 5.Мы волонтеры |
“Малоимущие” “Инвалиды” “Пенсионеры” “Бедный и богатый”“Сироты” |
Совместно с родителями сбор благотворительности Детскому дому |
Реализация проектов основывается на комплексно-тематическом подходе, учитывается принцип интеграции. Под интеграцией понимается форма взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса [2].
Предлагаю рассмотреть интеграцию образовательных областей — через проект сюжетно-ролевой игры “Магазин”.
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи проекта:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия “доход” (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий “труд - продукт – деньги” и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Для организации данной игры проводилась предварительная работа-экскурсия в магазин. Здесь с воспитанниками рассматривали оформление витрин, прилавков, наблюдали за работой продавца, кассира, консультанта — реализуется образовательная область “Социализация”.
В группе проводилась беседа о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область “Коммуникация”.
Чтение произведений Ю. Тувима “Овощи”, С. Михалкова “Моя улица” — реализуется образовательная область “Чтение художественной литературы”.
Подготовка атрибутов: лепка пряников, конфет, печенье и раскрашивание их, изготовление чеков, денег — реализация образовательной области “Художественное творчество”.
Совместное обновление с детьми уже имеющиеся атрибутов: халатов, передников, косынок, изготовление импровизированной прилавки — реализация образовательной области “Труд”
Математическое развитие через подсчет денежных средств (вырученные денежные средства от продаж) - реализация образовательной области “Познание”
Через образовательную деятельность “Безопасность” воспитанники познакомились с профессией охранника, он отвечает за безопасность, следит за сохранностью имущества и получает за это зарплату
Через реализацию образовательной деятельности “Музыка” воспитанники знакомились со сказками экономического содержания;
Таким образом, только в одном проекте мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.
Используя приведённую модель и реализуя её, через интеграцию образовательных областей воспитатель может успешно развивать у воспитанников логическое мышление и воспитывать уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).
- Т.С. Комарова, М. Б. Зацепина “Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада”. М; Мозаика — Синтез, 2010