Реализация проектов экономического содержания в группах старшего дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальна ли тема: “Экономическое воспитание старших дошкольников”?

- Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое “мое”, “твое”, “наше”, “обмен”, “деньги”, “цена”, “дорого”, “дешево”, “продать”, “заработать”. Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей [1].

Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Предлагаем модель проектов экономического содержания в группе старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Модель проектов экономического содержания в группе старшего дошкольного возраста

  “Реализация проектов” Этапы проектов “Познакомить детей с понятиями” Итог проекта
Сентябрь “Всех профессий на свете не счесть 1.Знакомство с разнообразными профессиями

2.Знакомство с профессиями родителей

3.Современные профессии

4Наш город любит трудится

“рабочие место”

“рабочие время”

“продукция”

“инструменты труда”

“продукт труда”

Дефиле

“Спец одежды”

Октябрь “Заработанные деньги” 1.Понятия о деньгах,

2.Путешествие в прошлое денег

3.Денежные знаки России

4Денежные знаки разных стран

“Деньги”

“Валюта”

“Купюры”

“Рубль”

Собрание коллекции денежных знаков разных стран
Ноябрь “Бюджет семьи” 1.Потребности моей семьи

2.оходы моей семьи

3.Расходы семейного бюджета

4.Пути сокращения семейного бюджета

“Сбережение”

“Накопление”

“Бюджет”

“Доход”

“Пенсия”

“Стипендия2

Театр “Родителям о экономики
Декабрь “Цена Времени” 1.Каждой вещи - свое место

2.Значение бытовой техники

3.Бережное отношение к природным ресурсам

4.Трата времени

“Время”

“Часы”

“Режим”

“Бытовая техника”

“Лень”

Распределение своего времени
Январь “Супермаркет” 1.Товар и цена

2.Купля - продажа

3.Отделы продаж

4.Денежный оборот

“Цена”

“Ценник”

“Выгодна”

“Невыгодно”

“Товар”

“Дороже”

“Дешевле”

Экскурсия в Супермаркет
Февраль “Реклама” 1.Увлекательный мир рекламы

2.Как создают рекламу

3.Реклама в нашем городе

4.Если бы у меня было собственное дело

“Рекламный агент”

“Рекламодатель”

“Рекламное агентство”

Создание своей рекламы
Март “Банк” 1.Денежное дерево

2.Дом в котором “живут деньги”

3.Услуги банка

4.Мы клиенты банка

“Банк”

“Кредит”

“Вклад”

“Проценты”

Экскурсия в банк
Апрель “Рынок ” 1.История рынка

2.Виды рынка

3.Формула цены

3.Качества товара

“Товар”

“Товара оборот”

“Эксперт”

“Конкуренция”

“Прибыль”

Развлечение

“Усинская ярмарка”

Май “Благотворительность” 1.Уровень жизни

2.Знакомство со 3.спонсорами

4.Знакомство с меценатами

5.Мы волонтеры

“Малоимущие”

“Инвалиды”

“Пенсионеры”

“Бедный и богатый”“Сироты”

Совместно с родителями сбор благотворительности Детскому дому

Реализация проектов основывается на комплексно-тематическом подходе, учитывается принцип интеграции. Под интеграцией понимается форма взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса [2].

Предлагаю рассмотреть интеграцию образовательных областей — через проект сюжетно-ролевой игры “Магазин”.

Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи проекта:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия “доход” (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий “труд - продукт – деньги” и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Для организации данной игры проводилась предварительная работа-экскурсия в магазин. Здесь с воспитанниками рассматривали оформление витрин, прилавков, наблюдали за работой продавца, кассира, консультанта — реализуется образовательная область “Социализация”.

В группе проводилась беседа о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область “Коммуникация”.

Чтение произведений Ю. Тувима “Овощи”, С. Михалкова “Моя улица” — реализуется образовательная область “Чтение художественной литературы”.

Подготовка атрибутов: лепка пряников, конфет, печенье и раскрашивание их, изготовление чеков, денег — реализация образовательной области “Художественное творчество”.

Совместное обновление с детьми уже имеющиеся атрибутов: халатов, передников, косынок, изготовление импровизированной прилавки — реализация образовательной области “Труд”

Математическое развитие через подсчет денежных средств (вырученные денежные средства от продаж) - реализация образовательной области “Познание”

Через образовательную деятельность “Безопасность” воспитанники познакомились с профессией охранника, он отвечает за безопасность, следит за сохранностью имущества и получает за это зарплату

Через реализацию образовательной деятельности “Музыка” воспитанники знакомились со сказками экономического содержания;

Таким образом, только в одном проекте мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.

Используя приведённую модель и реализуя её, через интеграцию образовательных областей воспитатель может успешно развивать у воспитанников логическое мышление и воспитывать уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009 года).
  2. Т.С. Комарова, М. Б. Зацепина “Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада”. М; Мозаика — Синтез, 2010