Виды речевых ошибок. Причины употребления слова в несвойственном ему значении. Причины лексической несочетаемости

Разделы: Русский язык


Тема: Виды речевых ошибок ( Р-1) (Р-2)

студент(а) (ки)___________________________ группы №

Уровень умений и знаний Максимальное
количество
баллов
Полученное
количество
баллов
1.Язнаю виды ошибок ( Р-1) и ( Р-2)и могу назвать их. 1  
2.Я знаю причины появления ошибок типа

(Р-1) и (Р-2)

2  
3.Я умею различать виды ошибок типа (Р-1) и (Р-2). 3  
4.Я могу назвать вид ошибки и могу назвать причину появления ошибки этого типа. 4  
5.Я могу назвать вид ошибки и причину появления этой ошибки в предложении, могу исправить ошибки типа (Р-1) и (Р-2) 5  
6.Я могу самостоятельно выявить в тексте речевые ошибки типа (Р-1) и (Р-2), могу назвать причины появления этих ошибок, могу исправить эти речевые ошибки. 6  

Итого 21 балл

Перевод набранных за урок баллов в пятибалльную оценочную систему

  • “5” - 19 -21 балл
  • “4” - 16 -18 баллов
  • “3” - 13 - 15 баллов

Цели урока

1. Знание:

  • НАЗВАТЬ речевые ошиб типа Р-1,Р-2
  • НАЗВАТЬ причины появления речевых ошибок типа Р-1 и Р-2.

2. Понимание:

НАХОДИТЬ в предложениях речевые ошибки Р-1,Р-2.

приводить свои примеры ошибок типа Р-1 и Р-2.

3. Применение:

  • объяснять причины появления ошибок типа Р-1, Р-2 в заданных предложениях.
  • исправлять речевые ошибки типа Р-1, Р-2 в заданных предложениях.
  • заменить ошибочные словосочетания правильными,

4. Анализ:

  • сравнить речевые ошибки Р-1 и Р-2 , объяснить отличие между этими речевыми ошибками и причинами их появления.
  • классифицировать речевые ошибки в предложениях.

5. Синтез:

  • ПРЕДЛОЖИТЬ возможные приемы в работе по предупреждению речевых ошибок Р-1 и Р-2 у детей. Составить высказывание на заданную тему без речевых ошибок.

6. Оценка:

  • высказывать свое мнение о значении приобретенных знаний по теме “Виды речевых ошибок типа Р-1 и Р-2” для педагога.

 Конспект урока

I  Подготовительная работа

1. Чтение цитат из популярных песен, в текстах которых есть речевые и грамматические ошибки. (использование слайдов и музыкального сопровождения)

“...и за любовь последнюю я поднимаю тост...” (И.Николаев “Выпьем за любовь”.

“Не надо делать таких удивительных глаз...” (“Давайте выпьем, Наташа, сухого вина”)

“...потому что он ведет гОдам нашим счет.” (Т.Буланова “День рождения.”)

“Ты звОнишь ей домой, когда меня дома нет...” (песня “Студент”, группа “Руки вверх”

“Соловей российский, славный птах, распевает песнь свою со свистом” (“Соловьиная роща” Л. Лещенко)

“Русская водка-черный хлеб, селедка.
Весело веселье – тяжело похмелье”
(Русская водка” Вика Цыганова)

2. Поиск ответа на вопрос: почему представлены именно эти цитаты из популярных песен?

II Сообщение темы урока.

(появляется слайд № 1)

Тема урока “Нарушение лексической нормы – речевые ошибки”

Сегодня на уроке вы узнаете о видах речевых ошибок.

III Запись классификации речевых ошибок.

(появляется слайд № 2)

Классификация речевых ошибок.

Р-1. Употребление слова в несвойственном ему значении.

Р-2. Лексическая несочетаемость.

Р-3. Лишнее слово.

Р-4. Близкое употребление однокоренных слов ( тавтология).

Р-5. Неуместное повторение слов.

Р-6. Двусмысленность при употреблении местоимений.

Р-7. Синтаксическая бедность.

Р-8. Неуместное употребление диалектных и просторечных слов.

Р-9. Стилистическая неуместность.

Р-10. Нарушение порядка слов.

Р-11. Нарушение видо - временных отношений глаголов.

(Студенты знакомятся с классификацией речевых ошибок)

IV Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа Р -1 (Употребление слова в несвойственном ему значении).

Из представленных 11 видов речевых ошибок вы сегодня на уроке узнаете

подробно о двух видах: Р - 1 и Р -2

(появляется слайд № 3)

Р -1 Употребление слова в несвойственном ему значении.

Р -2 Лексическая несочетаемость.

Студенты пытаются самостоятельно назвать причины появления ошибок типа Р -1 (Употребление слова в несвойственном ему значении.)

(появляется слайд № 4)

Причины употребления слова в несвойственном ему значении.

1 причина Незнание значения слова.

Он сунул ноги в удила и поскакал рысью

(иллюстрация этого примера на слайде)

Проводится словарно – лексическая работа: уточняется значение слова “Удила” (это часть упряжи, которую помещают в пасть лошади для управления животным во время движения. Показ предметной картинки с изображение стремени. Затем студенты придумывают свой пример с подобной речевой ошибкой и отражают свои успехи в технологической карте урока.

(появляется слайд № 5)

Причины употребления слова в несвойственном ему значении.

2 причина Незнание “возраста” слова, отнесение его к чуждой ему исторической эпохе.

Анатоль Курагин часто бывал в барах.

(иллюстрация этого примера на слайде № 5 )

Студентам предлагается объяснить причину появления этой ошибки.

Затем они подбирают свой пример предложения с подобной ошибкой и отмечают свои успехи в технологической карте.

(появляется слайд №6)

Причины употребления слова в несвойственном ему значении

3 причина Смешение паронимов.

Кошке отдали мелочную рыбу.(иллюстрация примера на слайде)

Студенты объясняют причину появления данной ошибки, подбирают свой пример предложения с подобной речевой ошибкой и заполняют технологическую карту.

(Появляется слайд №7)

Причины употребления слова в несвойственном ему значении

4 причина Неумение различать оттенки в значении синонимов.

Рейд выявил целую плеяду жуликов. (иллюстрация на слайде)

Анализ причины появления ошибки этого типа, подбор своего примера,

заполнение технологической карты.

(появляется слайд № 8)

Причины употребления слова в несвойственном ему значении

5 причина Незнание фразеологического оборота с данным словом.

Поэт стоит на постаменте с протянутой рукой.(иллюстрация примера)

Выясняется значение выражения “Стоять с протянутой рукой”, студенты высказывают предположение об “авторах” подобных ошибок, подбирают свои примеры похожих нарушений речи и заполняют технологическую карту.

V Самостоятельная работа : определение причин появления ошибок типа Р -1 в предложениях, данных учителем.

(Появляется слайд № 9)

1.Письменное выполнение задания: определить причины речевых ошибок в данных предложениях:

1.Сослуживец короля оговорил Эльзу.

2.Иностранная студентка, упав на прогулке, воскликнула: “Какая я падшая женщина”

3.Юноша нес в руке новый дипломант.

4.Ребята объявили друг другу импичмент.

5.Автобус стремглав ехал по шоссе.

(Студенты выписывают слова или словосочетания, употребленные, по их мнению, ошибочно, указывают причину появления каждой ошибки и исправляют эти ошибки)

2.Проверка выполнения самостоятельной работы и заполнение технологической карты.

(промежуточная самооценка)

VI. Изучение вопроса о причинах появления речевых ошибок типа Р -2 (Лексическая несочетаемость)

1.Чтение сочинения школьницы.

(Появляется слайд № 10)

Недавно мы получили новую квартиру в красивом высотном доме. Он стоит в центре огромного микрорайона. Рядом парк и озеро. По утрам в мои окна заглядывает солнце. Я бегу на балкон и выполняю утреннюю зарядку. Школа притулилась недалеко. У меня там полчища друзей. Апосля уроков мы гуляем среди зеленых насаждений, прыгаем, играем, бегаем, куда глаза глядят. Мне нравится жить в этом доме.

2.Определение речевых ошибок в тексте сочинения школьницы.

Студенты получают листки, на которых напечатан текст сочинения ученицы,

подчеркивают слова, которые можно отнести к речевым нарушениям, по их мнению.

3.Чтение материала о причинах появления речевых ошибок типа Р – 2

(Появляется слайд № 11)

Р -2 Причины лексической несочетаемости

1 причина Слова противоречат друг другу, взаимно исключая одно другое.

В нашем городе появился небольшой гигант машиностроения.

2 причина Одно из слов сочетается с положительным по смыслу словом, а второе может сочетаться со словом, имеющим негативную окраску.

Мересьев был закоренелым героем.

3 причина Слова не могут сочетаться по традиции.

Нельзя делать горе другим людям.

4 причина Слова не сочетаются, так как они разнородны стилистически.

В нашей деревне воздвигли новый курятник.(возможна иллюстрация)

4. Повторный анализ школьного сочинения

Студенты еще раз анализируют школьное сочинение и определяют вид ошибки, называют причину появления этой ошибки и исправляют все допущенные в тексте сочинения ошибки.

VII. Проверка выполнения задания и заполнение технологической карты. (самооценка работы на уроке)

IX. Итог урока (перевод набранных баллов в оценку)