Цель: гражданско-патриотическое и правовое воспитание обучающихся.
Задачи:
- расширить и углубить знания школьников о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации;
- воспитывать уважения к закону и праву
- сформировать уважение к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения государства;
В кабинет, где проводится мероприятие, на доску крепится флаг, Государственный герб Российской Федерации. В записи звучит гимн Российской Федерации. Обучающиеся встают при прослушивании гимна.
Ход мероприятия
(до начала занятия дети делятся на 4 команды)
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть на сегодняшнем занятии, мы начинаем его с гимна Российской Федерации, прошу всех встать.
Ребята, скажите, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ, который бы устанавливал основные законы, права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства? (да, это Конституция).
Рассказ учителя о Конституции.
Совершенно верно, таким документом является Конституция. В этом году основному закону нашего государства исполняется ровно 20 лет. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их обсуждают, ими укрепляют государственную власть. Сегодня мы с вами поговорим о Конституции нашей Родины.
Сегодня наше занятие пройдет в форме игры-поиска, вы уже разделились на команды.
Скажите, какие вопросы вы хотите обсудить на сегодняшнем занятии и о чем хотите узнать?
Составление плана занятия.
(совместно с учителем составляется план занятия).
- Почему необходима Конституция в стране?
- Когда была принята Конституция, её основные законы.
- Права и обязанности граждан.
- Государственные символы Российской Федерации.
У вас на партах есть материал, изучив который вы сможете ответить на все поставленные вопросы. Свои ответы вы будите заносить в таблицу, а потом рассказывать об этом своим одноклассникам.
(каждой группе раздается материал, дающий ответ на один из поставленных вопросов, дети работают в группах, свои ответы заносят в карточки).
Работа в группах.
Материал для первой группы, работающей над вопросом:
“Почему необходима Конституция в стране?”
Материал для второй группы, отвечающей на вопрос:
“Когда была принята Конституция”.
Материал для третьей группы, отвечающей на вопрос:
“Права и обязанности граждан”.
Материал для третьей группы, отвечающей на вопрос
“Государственные символы Российской Федерации”.
Слово предоставляется каждой группе. Ребята отвечают на вопросы, пользуясь заполненными карточками.
Учитель подводит итог сказанного обучающимися.
Учитель продолжает рассказ о Конституции.
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём в России, а изучаем Конституцию Российской Федерации?
- Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
- А что значит слово “федерация”?
- Федерация – это договор, союз.
Учитель:
- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом тоже записано в Конституции.
Актуализация знаний обучающихся.
Для закрепления знаний, полученных на занятии, в своих группах отгадайте кроссворды. Среди всех букв найдите нужное вам слово и закрасьте его, слова пересекаться не могут. (Самостоятельная работа в группах)
Заключительное слово учителя.
Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
Список литературы.
1. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2012.
2. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2010.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-на-Дону: Творческий центр “Учитель”,2012.
4. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: “ТИД” Русское слово – РС”, 2010.
5. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. – Издательский дом “Литера”, 2010.
6. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
7. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Ривина Е.К. Греб и флаг России. – М.6 АРКТИ, 2009.