Цель: помочь детям задуматься о своем здоровье, о его ценности, о том, что вредно и что полезно для здоровья.
Задачи:
1. Уточнение знаний детей о простудных заболеваниях.
2. Знакомство с понятием иммунитет, антитела, антиген.
3. Побудить заниматься физкультурой, охраной своего здоровья.
1. Вступительное слово учителя:
Учитель: – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Александровна. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт осенний месяц?
Ученик: – Ноябрь.
Учитель: – Погода в ноябре часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. На улице холодно и влажно. Вы наверное стали замечать, что с приходом холодов ваши одноклассники все чаще и чаще стали пропускать школу. Как вы думаете с чем это связано?
Ученики: – Они стали чаще болеть.
Учитель: – Конечно, ведь сейчас, во время холодной осени и приближающейся зимы, особо остро стоит вопрос о простудных заболеваниях и гриппе. И наиболее подвержены этим заболеваниям дети, они болеют в 4–5 раз больше, чем взрослые.
Почему же мы болеем, как вы думаете?
Ученики: – Дышим холодным воздухом, много гуляем на улице, заражаемся от других.
2. Рассказ учителя о причинах простудных заболеваний.
Учитель: – Молодцы. На самом деле причины возникновения простуды стоит искать не во внешней среде, а в первую очередь – в нас самих. Поскольку подхватить вирус можно в любом месте и в любое время, даже не подозревая об этом. И не обязательно в сезон наибольшей активности простуды или гриппа. Ведь даже летом в атмосфере витают зловредные возбудители этих болезней. Другое дело – почему одни заболевают “с полуоборота”, тогда как других ничего не берет, даже если они живут под одной крышей с простудившимися или гриппующими людьми. Оказывается, все дело в иммунитете.
Любой врач вам подтвердит, что наиболее частая причина простуды (да и любых других вирусных заболеваний) – в ослабленном иммунитете. А что же такое иммунитет нам сейчас расскажет Знайка.
3. Рассказ подготовленным учеником об иммунитете.
Подготовленный ученик: – Иммунитет – это умение организма ребенка (и взрослого – тоже) защищать себя от бактерий, инфекций, ядов и вирусов. Иммунитет определяет, что нужно организму, а что вредно для него. Если в организм попадает бактерия (антиген), вредная для него, иммунитет начинает вырабатывать антитела, которые борются с этой бактерией. Антитела нападают на антиген и убивают его. Навык убивать такие антигены – остается, иммунитет улучшается. Чем быстрее организм вырабатывает антитела, тем быстрее и легче мы переносим болезни. Вот почему нужно укреплять иммунитет – чтобы в итоге меньше болеть.
Учитель: – какой вывод мы можем сделать выслушав Знайку?
Ученики: – Все наши простудные заболевания из-за ослабленного иммунитета.
Учитель: – А что же надо делать, чтобы повысить наш иммунитет, об этом мы узнаем из статьи у вас на партах. (Дети читают статью делают выводы.) (Приложение 1)
4. Учитель продолжает рассказ, знакомит детей с еще одним заболеванием, рассказывает о его профилактике.
Учитель: – Теперь нам точно не страшны любые простуды. Но бывает и более опасная и страшная болезнь, поражающая детский организм и ведущая к необратимым последствиям, эта болезнь – грипп.
Грипп затрагивает людей всех возрастов. Однако дети находятся в особой группе риска по развитию гриппа и его осложнений. Кроме того, среди детей грипп распространяется с большим охватом и вероятностью. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. При халатном лечении грипп может создать необратимые последствия для ребёнка. В самом начале грипп сложно отличить от обычной простуды, но есть у этой болезни и специфические симптомы: озноб, тупая головная боль, высокая температура тела, кашель с жидкой пенообразной мокротой, ломота. У детей, которые заболели гриппом, могут проявляться следующие симптомы: вялость, отказ от приёма пищи, сонливость. Затем очень быстро проявляются другие симптомы гриппа – это головные боли, озноб, болевые ощущения в суставах и мышцах по всему телу. Температура повышается до отметки 38,5°С (в очень тяжёлых случаях температура при гриппе может подняться до 40,5°С) и держится пару дней. К явным симптомам гриппа присоединяется насморк с сухим, “лающим” кашлем, боли в горле.
Учитель: – Как же можно справиться с этой болезнью?
(Ответы детей.)
Учитель: – Основа лечения – это режим покоя, обильное питье и правильные лекарственные препараты. Медикаментозное лечение проводится в зависимости от тяжести и типа гриппа, и только под контролем лечащего врача. Не стоит пытаться самостоятельно или по совету знакомых выбирать лекарства. Препараты может назначить только врач и только после осмотра.
Что же делать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями?
(Предположения детей.)
Раз все эти болезни передаются через воздух, можно в общественных местах пользоваться марлевыми повязками. Во время эпидемии необходимо ограничить контакты с другими людьми, реже бывать в местах большого скопления народа, чаще гулять и дышать свежим воздухом. Чтобы успешно противостоять попыткам болезнетворных микробов атаковать иммунную систему, необходимо проводить профилактические мероприятия, вызывающие повышение иммунитета.
Вкусным и полезным является напиток, который приготовлен из ягод шиповника
Ну и конечно не стоит забывать о профилактических прививках, которые всем вам делают в школе.
5. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: – Я хочу проверить, всё ли вы хорошо запомнили. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд “Если хочешь быть здоров…” (Приложение 2) (детям раздается бланк с кроссвордом).
Учитель: – Молодцы, все справились с заданием. Желаю вам меньше болеть, поднимать свой иммунитет, радовать своих родителей отменным здоровьем.