Серия занятий для учащихся 1–2-х классов по формированию регулятивных универсальных учебных действий

Разделы: Школьная психологическая служба


Занатие 1

Цель и задачи:

  • развивать у детей произвольное внимание, произвольную память, наблюдательность;
  • развивать способности к длительной концентрации внимания у первоклассников;
  • воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Упражнение "Мой любимый фрукт".

Ученики делятся на 2 группы по 4 человека.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Кто не допускает ошибки, тот получает звездочку.

2. Основная часть занятия.

Упражнение 1. "Смотри на руки".

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р.Паулса "Красные цветы".

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные учителем или "командиром".

Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть".

Важно внимательно следить за показываемыми движениями и точно их повторять.

Кто справляется с заданием получает звездочку.

3. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем

Игра "Цапли, зайчики, лошадки".

Цель: развитие внимания, научить детей точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.

Вы стоите в кругу. Когда я говорю: "Цапли" - вы стоите не одной ноге. Когда я говорю: "Зайчики" - вы прыгаете как зайчики. Когда я говорю: "Лошадки" - топаете одной ногой.

Упражнение 2. "Четвёртый лишний".

Цель: развитие произвольного внимания, речи и логического мышления

Материал: набор картинок "Дикие животные", "Домашние животные", "Школьные принадлежности", "Игрушки"

Инструкция: Покажите ученику карточку. Попросите найти "лишний" предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает.

Кто справляется с заданием получает звездочку.

4. Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

Подсчитывается количество звездочек у каждого.

Занятие 2

Цель и задачи:

  • развивать у детей произвольное слуховое и зрительное внимание;
  • развивать устойчивость внимания у первоклассников;
  • формировать умение общаться в коллективе сверстников.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Упражнение "В магазине зеркал".

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.

Учитель: "Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами".

Из игры могут выбывать те "зеркала", которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

2. Основная часть занятия

Упражнение 1. "Наблюдательность"

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение 2. "Ладошки". Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение 3. "Мы самые внимательные!"

а. Я буду называть ряд слов. Если вы услышите название растения, то хлопните один раз в ладоши. Приготовили ладоши. Начали.

- Окно, кактус, телевизор, ромашка, мать-и-мачеха, линейка, тумбочка, карандаш, гладиолус, часы, медуница, коробка, одеяло, роза, клен, собака, шиповник, календарь, пароход, картошка, каштан, дуб, стол, комната, липа, шкаф, фартук, фундук, береза, доктор, тополь.

б. Теперь задание посложнее. Вам нужно будет узнать животных. Если вы услышите название животного, вам надо будет встать. Приготовились. Начали.

- Корова, папоротник, самовар, бегемот, шмель, подушка, лягушка, пол, ворона, штора, кобра, пуговица, ящерица, воробей, осьминог, ковер, карточка, стул, швабра, еж, кактус, банка, обезьяна, синица, бабочка, парафин, дельфин, кнопка, акула, куртка, барсук, камыш, мышь, дом, слон, мальчик, тушканчик, конфета, жираф, леопард.

в. Задание усложняется. Теперь, когда я буду называть растения. Что вы будете делать? (хлопать) А если животное? (вставать) Приготовились. Начали.

- Колокол, колокольчик, бант, корова, акула, табуретка, пипетка, аист, гвоздика, подснежник, береза, ручка, божья коровка, волосы, пчела, волк, холодильник, олень, сирень, ландыш, окно, дом, дятел, свитер, тарелка, шнур, кобра, обезьяна, пион, одеколон, дверь, воробей, журавль, книга, сторож, ласточка, бревно, грач, осина, стекло, кузнечик, кошка, палка, галка, фиалка.

3. Подведение итогов.

Выясняют, кто ни разу не выбывал из игры. Эти ученики были самыми внимательными сегодня.

Занятие 3

Цель и задачи:

  • развивать произвольное внимание;
  • развивать устойчивость внимания у первоклассников.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Упражнение "Опиши товарища"

Ученикам предлагается внимательно рассмотреть 3-4 товарищей. Затем, отвернувшись, как можно более подробно описать каждого из них.

Дети, учитель могут задавать наводящие вопросы: Какого цвета волосы? Глаза? И т.п.

Упражнение "Буква - имя" (ведущий называет букву, ребята, чьё имя начинается с этой буквы, должны встать).

2. Основная часть

Упражнение 1. "Найди ошибки".

Примеры текстов, предлагаемых детям для обнаружения в них ошибок:

"На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня".

Кто нашел все ошибки получает награду (звездочку или флажок). Прибавляет к уже имеющимся.

Упражнение 2. "Муха".

Цель: развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Подведение итогов.

- Что больше всего запомнилось, понравилось ли на занятии?

Занятие 4

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать устойчивость, произвольность внимания у первоклассников.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Давайте поиграем в игру на внимание.

Игра "Наоборот"

Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.

Кто ошибается - выбывает из игры.

2. Основная часть

Упражнение 1. "Найди два одинаковых рисунка"

Цель: развитие внимания.

Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ученик и должен определить.

Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.

Упражнение 2. "Заметь все".

Игра основана на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все в течение 10 сек. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувшие; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом, с тем, чтобы дети перечисляли их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

3. Подведение итогов.

- Дома с помощью родителей подготовьте игры на внимание.

Занятие 5

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать устойчивость, произвольность внимания.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Поговорить с учениками о том, каково значение внимания для человека. Зачем нужно быть внимательным представителю той или иной профессии: водителю, врачу, пекарю и т.д.

2. Основная часть.

Упражнение 1. "Найди числа по порядку"

Предлагается ученикам отыскивать на рисунке, показывать и называть числа от единицы в возрастающем порядке.

Упражнение 2. "Найди слово"

Задача - отыскать их как можно больше слов в следующих строках..

Фэлксолнцемурдерайтщкуновостьвтррактце

блэцэкзаменукьепрокуроркартеориядлпделостф

кщамагазингпмдатахркадочислодщцоследствиерб

оуклтетрадьяцдбапрфупеньцщфремкляксакрму

фцнословонрщьфрденьгиькцщбстулфпльтощкр.

Побеждает тот, кто нашел больше слов.

Упражнение 3. "Вспомни и нарисуй".

Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.

Описание: на листе бумаге нарисованы 5 кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом психолог собирает листы с нарисованными кругами и дает детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги.

3. Подведение итогов.

Дети читают получившие слова. Подсчитывается их количество.

Занятие 6

Цель и задачи:

  • развивать умение переключать внимание;
  • развивать устойчивость, произвольность внимания у первоклассников;
  • воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и педагога.

Ход занятия

Оргмомент. Приветсвие учителя.

Разминка. "Кто меня слышит" В начале занятия учитель предлагает учащимся издать звуки, например: погудеть, пожужжать, порычать и т. д. Затем учитель тихим голосом произносит: "Кто меня слышит, поднимите правую руку". Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит: "Кто меня слышит, поднимите обе руки". Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: "Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза". Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: "Кто меня слышит, встаньте". После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина.

Основная часть занятия.

Упражнение 1. Цель: развитие у детей произвольного слухового внимания.

Учащимся дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будьте внимательны, закрасьте зелёным карандашом второй и седьмой треугольники". Если дети спрашивают, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял. Затем можно отдавать различные команды:

Закрасьте красным карандашом четвёртый треугольник.

Заштрихуйте синим карандашом 10-ый и первый треугольники.

Нарисуйте круг жёлтым карандашом в 5-ом и 6-ом треугольниках.

В 3-ем треугольнике напишите первую букву своего имени (Андрей - А, Кристина - К и др.).

Упражнение 2. "Графический диктант".

Цель: развитие концентрации внимания и произвольного слухового внимания.

Диктант по клеточкам: Рисовать от указанной точки не отрывая руки от бумаги (в итоге получается объёмная буква Ш)

  • Вправо 1 клеточка
  • вниз три клеточки
  • вправо одна клеточка
  • вверх три клеточки
  • вправо 1 клеточка
  • вниз 3 клеточки
  • вправо 1 клеточка
  • вверх 3 клеточки
  • вправо 1 клеточка
  • вниз 4 клеточки
  • влево 5 клеточек
  • вверх 4 клеточки

Подведение итогов. При подведении итогов следует выяснить, какое задание показалось детям наиболее интересным.

Занятие 7

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать у первоклассников умение распределять внимание

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Игра "Встречные колечки"

Эта игра используется для концентрации внимания в начале занятия. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением второй.

2. Основная часть

Упражнение 1. "Установи порядок"

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

За правильно выполненное задание - награда.

Упражнение 2. Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно (распределение внимания).

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.).

Упражнение 3. "Копировальщики"

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

  • аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата ;
  • етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока ;
  • миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм.

3. Подведение итогов. Подсчитываются нарисованные фигуры.

Занятие 8

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать у первоклассников умение распределять внимание

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Игра "Летает - не летает". Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности внимания.

Ученики садятся или становятся полукругом. Учитель называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Учитель может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

2. Основная часть

Упражнение 1. "Воспроизведи точно также"

Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Упражнение 2. Оно направленно на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Учитель читает вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Победители получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

3. Подведение итогов. Провести подсчет выигрышей.

Занятие 9

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать у первоклассников произвольное внимание.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Игра "Ищи безостановочно"

В течение 10-15 сек увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

2. Основная часть

Упражнение 1. "Найди такой же"

Предлагается карточка с узором и 20 карточек с похожими узорами. Среди них 2 одинаковые, с узором-образцом. Нужно найти их.

Упражнение 2. "Выкладывание палочек"

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: "Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе".

3. Подведение итогов. Рассмотреть полученные работы. У кого выполнено безошибочно? Кто допустил ошибки.

Занятие 10

Цель и задачи:

  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать у первоклассников произвольное внимание;
  • развивать умение переключать внимание.

Ход занятия

1. Создание рабочего настроя на занятии.

Игра "Живые цифры".

Дети получают карточки с цифрами. Они по 4-5 человек располагаются в определенном порядке.

Следует запомнить порядок и при его нарушении заметить перестановку. Цель: поставить все цифры на свои прежние места.

2. Основная часть

Упражнение 1. Оно направлено на усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"

"Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3).

"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8).

Упражнение 2. "Лампы"

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: распечатанный бланк методики.

Инструкция: на основе только зрительного прослеживания линий, требуется отыскать соответствующую каждому выключателю лампу.

3. Подведение итогов.

Проверяется правильность выполненных заданий. Те, кто выполнил все безошибочно, получают звездочки. Затем подсчитывается общее число полученных на всех занятиях звездочек и выявляется победитель - самый внимательный ученик.