Аннотация:
Методическая разработка серии занятий по теме "Домашние куклы - примитив". Данная разработка предназначена для детей 9-16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Выбор темы занятия связан с необходимостью ознакомления с историей тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном быту.
Тем самым развивая у учащихся эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Введение:
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.
Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня - от слова "беречь", "оберег". Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром".
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. На Руси существовало поверье: "Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет". Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Кукла изначально служившая обрядовым символом, тотемом, уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.
Тряпичная кукла ручной работы - уникальное создание является авторской куклой это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук единственна в своем роде, неповторимое произведение автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.
Тильды - это одни из самых очаровательных кукол, какие только можно себе представить. Они милы, забавны и непропорциональны. Эти куклы из текстиля, лоскутков ткани с использованием пуговиц и лент часто изготавливают самостоятельно и дарят не только детям, но и, даже чаще, взрослым в качестве необычного сувенира и элемента интерьера. Куклы тильды отличаются необыкновенной простотой, которая, впрочем, лишь способствует передаче самых светлых чувств, эмоций, ассоциаций.
Цель блока занятий по изготовлении кукол примитивов:
Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи: способствовать -
- воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
- бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
- расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
- развитию эстетического и художественного вкуса;
- развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Форма занятия: Комбинированный урок.
Цели:
Образовательная - дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
Развивающая - развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Воспитывающая - воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
- Мультимедийное оборудование;
- Инструкционная карта по изготовлению куклы;
- Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).
- Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа;
- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол - оберегов;
- Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.
Этапы урока:
- Орг. момент
- Сообщение темы, целей занятия. Актуализация знаний
- Новый материал
- Физ. минутка
- Практическая работа
- Закрепление изученного материала
- Анализ и оценка работ, итог урока
- Сообщение темы, целей следующего урока
Формирование УУД на занятиях:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.
Заключение.
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети".
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, "Просвещение" 2011
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, "Просвещение" 2011.
- Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, "Внеурочная деятельность школьников", "Просвещение"2011.
- Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
- Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007;
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006;
- Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006.