Раскрытие проблемы творчества мне бы хотелось начать с высказывания Л.С. Выготского о том, что "...творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...
Творчество - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска...". Творческие способности можно и нужно развивать - в этом я убеждаюсь на личном опыте. Особенно сегодня, когда жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И школа должна помочь выжить ученику в столь сложное время, не потеряться, найти конкретное дело и умело проявить себя.
Дети нашей школы тоже активно творят. Для них это увлекательное, интересное упражнение с радующим душу осязаемым результатом.
Дети талантливы все, без исключения, нужно только дать им возможность проявить неповторимость своей личности, реализовать духовный потенциал, вдохновить и зажечь.
Роль учителя в процессе созидания, творчества - огромна: это и профессиональная грамотность, и умение передать что-то личностно значимое, пропущенное через опыт собственного видения. Такие учителя работают в нашей школе. Это Хабибулин Ю.Х., учитель технологии. Юсуп Ханяфиевич возглавляет объединение "Буратино".
Работы выполненные одаренными воспитанниками объединения отличаются оригинальностью и удивляют окружающих своей красотой. Их работы часто выставляются на выставках декоративно-прикладного искусства различного ранга. По сравнению с другими воспитанниками объединения, они значительно опережают по своему развитию творческих способностей в прикладном искусстве. Умельцами в декоративно-прикладном искусстве являются ученики 9 класса Назыров Рушан, Ибраев Динар, Мартышев Марат (выпускник 2012 года).
Неотъемлемой частью жизни школы является работа пресс-центра, продукция школьного издательства творческого объединения "Огни Канадея", вызывающая у школьников, учителей и родителей необыкновенный интерес. Творческое объединение "Огни Канадея" существует в нашей школе с 2005 года. У истоков работы пресс-центра стояла учитель русского языка и литературы Мустафина Э.Ф., Эльмира Фуатовна семь лет возглавляла работу пресс-центра, сейчас эту работу ведет учитель русского языка и литературы Хабибулина Д.Р. Результатом работы объединения явился выпуск независимого детского печатного органа - газеты "Старшеклассник". За 9 лет было выпущено более 100 номеров.
Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества. Так появилась в нашей школе газета "Старшеклассник".
Газета предназначена для всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность учета уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени. Обучение корреспондентов газеты организовано через литературно-творческое объединение дополнительного образования "Огни Канадея".
Посещают творческое объединение 15 человек 8-11 классов.
Разнообразная школьная тематика. Можно выделить несколько традиционных рубрик: "Колонка редактора", "Проба пера", где ученики раскрывают свои литературные таланты, "На школьной волне", "Хочу рассказать", "Примите поздравления", "Подведем итоги" - в этих рубриках самое интересное о школьной жизни, рубрика для подростков - "Шагай, не спотыкайся", "Мама, Папа, Я - счастливая семья", "Служу Отечеству!", где рассказывается о выпускниках нашей школы, которые несут службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации, "Это интересно" - рубрика содержит занимательные материалы, интересные школьникам, расширяющие их кругозор и другие.
Периодичность: один - два раза в месяц. В течение 2012-2013 учебного года было подготовлено 9 выпусков и 4 спецвыпуска газеты "Старшеклассник".
Цель творческого объединения "Огни Канадея": не только выявлять и развивать творческие способности детей, но и воспитывать у них чувство прекрасного, навыки сознательного восприятия окружающей действительности, помогать в выборе будущей профессии.
В работе объединения поставлены следующие задачи:
- выявление творческих задатков учащихся;
- формирование представления о литературной форме, технике, приемах и навыках писательского труда;
- развитие наблюдательности и фантазии;
- привитие вкуса к самостоятельному творчеству;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, силы воли, аккуратности; - обучение навыкам правильного, грамотного и образного изложения мыслей устно и письменно.
Для юных журналистов проводятся занятия обучающего характера (объяснения, беседы, лекции с анализом и демонстрацией газетных материалов.) Ребята постепенно знакомятся с видами журналистской работы, газетными жанрами, принципом редактирования и т.д., основательно разбираются в том, что такое корреспонденция, газетная информация, очерк. В нашем объединении практика начинается с первых шагов: без практических занятий журналистом не станешь. И каждый раз ребята получают редакционные задания: написать информацию, хроникальную заметку, отчет, взять интервью, сделать литературную зарисовку. А темы и факты берутся из текущей жизни школы. При выполнении заданий требуется соблюсти определенные условия: оперативность, злободневность, популярность, сжатость и живость изложения. Конечно, ребята не сразу справлялись с заданиями: один не нашел, с кем поговорить, другой сам был свидетелем события, но не сумел увидеть в нем главного, третий утопил в словесной шелухе основное зернышко содержания, а кто-то бросал и уходил из кружка. Но таких было очень не много. В основном, ребята шли до конца, благополучно справляясь с трудностями. Какими бы сложными не были задания, юные журналисты не отступают, а еще больше втягиваются в работу, что очень радовало и радует. Они переделывают неудачно написанное, самостоятельно находят интересные темы, "охотятся" за фактами, добровольно берут дополнительные задания.
Участие в объединении "Огни Канадея" дает возможность школьникам увидеть непосредственно в труде много людей, позволяет шире познать и глубже полюбить родное село, школу, учит отделять главное от несущественного и подходить ко всем явлениям общественной жизни объективно.
Занятия журналистикой включает учащихся в кипучую деятельность, прививает вкус к самостоятельному творческому труду, открывает глаза на одну из благороднейших профессий, которая в будущем, может быть, пригодится кому-нибудь из них.
Увлеченно работает редакционная коллегия школьного географического художественно-популярного журнала: "Меридиан", где главным редактором является учитель географии Хальметова Р. Д. Ребята помещают интересные рубрики:1.Внимание! Конкурс!2..По океанам, материками странам. Австралия.3.Новости экологии.4.На школьной волне.5.А знаете ли вы что?6.Остановись, мгновенье!7.Пестрый мир.
Методы, специально созданные для развития творческих способностей, известны давно. Я, как учитель иностранного языка, стараюсь их использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Наиболее удачной в своем опыте считаю работу по созданию презентаций к научно- исследовательским работам, презентаций к выступлениям разного рода. Например, к выступлению на фестивале французской песни, которые проводятся регулярно в г.Кузнецке.
Для развития творчества и исследовательской деятельности обучающихся по краеведению направлена работа областной очно - заочной краеведческой школы (далее - ОЗШ)
Из нашей школы в данной ОЗШ обучались 5 учеников - это Солдатова Дильнара, Бикмаева Зульфия, Байбулатова Гульнур(выпускники 2013 года) Мустафина Алсу (11 класс), Резепова Регина (11 класс). Неутомимым тружеником и наставником ребят в этой работе является учитель истории и обществоведения Биккулова Г.М. Ученики Галии Мянсуровны являются призерами и дипломантами научно- практических конференции "Земля родная."
Хотелось отметить работу объединеия "Чаткы". Фольклорный коллектив "Чаткы" участвовали в областном фольклорном фестивале "Жавороночки". Выступление юных артистов покорило зрителей и членов жюри. Учащиеся нашей школы заняли призовые места в конкурсе "Люблю тебя мой край родной" в номинациях: " Поэзия", " Люди нашего края". Организатор конкурса- общественная организация "Татарская национальная автономия Пензенской области".
В региональном конкурсе "Памяти земляков наших" Мустафина Алсу (11 класс) получила Диплом 1 степени.
В региональном заочном конкурсе по информационным технологиям в сфере мультимедиа "Моя малая Родина" среди учащихся ОУ номинация
Лучший видеоролик - Надеева Юлия (8 класс) заняла призовое место.
Участие семейных коллективов в конкурсах: "Стартуем вместе", 1 место в области. Семья Равиловых.
Во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников" Человек в истории.Россия-XX век" учащиеся нашей школы получили поощрительные грамоты (работа), "У победы- женское лицо" (работа), "Мгновение длинною в жизнь", (работа), "Судьба человека-судьба страны".
Учащиеся нашей школы принимают участие в различных проектах:
- "Танцующая школа", завоевали гранд-при в районе.
- "Поющий край" имени А.А. Архангельского-2 место в районе.
- "Февральский ветер"- дипломант.
2 место в областном конкурсе бизнес-проектов в номинации "Лучший бизнес-проект в сфере производства промышленной продукции, энергетики и строительной отрасли". Султанов Динар (выпускник 2013 года).
Учитель: Хабибулин Ю.Х.
Команда учащихся МБОУ СОШ с. Татарский Канадей имени Д.Д. Яфарова награждена дипломом за участие в финале областного этапа 11 Всероссийской акции "Я - гражданин России" (проект "Производство мясных полуфабрикатов")
Областной Кикинский форум "Одаренные дети", поощрительные грамоты и диплом.
Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского - сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие "творчество" обычно связывается с понятиями "способности", "развитие", "одарённость".
Итак, в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.