Тип урока:
- по основной дидактической цели - комбинированный урок;
- по основному способу проведения - беседа;
- по основным этапам учебного процесса - первичное ознакомление с материалом.
Вид урока: сочетание различных видов.
Оборудование и материалы:
- презентация "Взаимодействие тел";
- тележки с грузами;
- пластилин;
- пробирки с различными жидкостями;
- таблички с терминами;
- заготовки файлов для интерактивной доски.
Цели урока:
- продолжить формирование единой картины мира, через введение понятия взаимодействие;
- раскрыть сущность взаимодействия тел как основную форму существования материи;
- проиллюстрировать преемственность духовно-нравственных ценностей на примере общечеловеческого взаимодействия
Ход урока
I этап. Организация начала занятия.
Цели этапа Подготовка учащихся к работе на уроке.
Деятельность учителя Проверка и настройка оборудования.
Приветствие учителя.( Слайд 1,2)
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с физическими понятиями. Открыли тетради и записали тему "Взаимодействие тел. Масса". Вспомнили некоторые аспекты, определяющие физические понятия, посмотрев на название терминов.
Деятельность учеников Учащиеся записывают тему урока, пролистывают свою тетрадь и повторяют понятия.
Результат Полная готовность класса и оборудования.
Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
II этап. Проверка выполнения домашнего задания.
Цели этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Деятельность учителя. Повторим ранее изученный материал и вспомним основные элементы знакомства с физической величиной.
На доске записаны термины ФИЗИКА, МАТЕРИЯ, ВЕЩЕСТВО, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР. ИЗМЕРЕНИЕ, ВЕЛИЧИНА, ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ.
Деятельность учеников. Учащиеся дают определение названным терминам и классифицируют их по отношению к величине. Работа идёт устно.
Результат. Учитель оптимально сочетает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
III этап. Подготовка к основному этапу занятия.
Цели этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Деятельность учителя. Ребята ставлю перед вами проблему: к окончанию урока ответить на вопрос - Зачем всё же мы с вами изучаем тему" Взаимодействие тел. Масса тела". А теперь пополним свой интеллектуальный багаж.
Деятельность учеников. Ребята открыли тетради и записали тему урока.
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цели этапа: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Деятельность учителя. Мы с вами знаем, что основная форма существования материи - ДВИЖЕНИЕ. И в разделе "Механическое движение", из курса математики, знаем, что движущееся тело характеризует понятие СКОРОСТИ.
Ещё мы знаем, что причиной изменения скорости есть действие на него другого тела. И ещё мы с вами узнали , что есть ситуации, когда тело сохраняет свою скорость неизменной, когда нет никакого действия со стороны других тел.
Это явление получило название ИНЕРЦИИ.
Идёт видеосюжет об инерции.
Это утверждение Галилея далее сформулировал И.Ньютон в своём первом законе динамики, который так и называется. - ЗАКОНОМ ИНЕРЦИИ.
Теперь обратимся к нашему учебнику стр.55. и к слайду.
Вот оно это слово! Вот этот термин - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Давайте ещё раз для себя проговорим, что оно означает.
Скажите, ребята откуда видно, что тележка приобрела меньшую скорость.
На этих слайдах мы видим более чётко, массы тележек разные.
Деятельность учеников. Учащиеся приводят примеры изменения скорости,
приводят примеры движения по инерции.
V этап. Первичная проверка понимания.
Цели этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Деятельность учителя. Таким образом, Чем более инертно тело, тем более оно инертно. Видео сюжет об инертности (Слайд 6,7,8 )Но величины надо измерить
Рычажные весы - демонстрируются .
Деятельность учеников. Учащиеся просматривают сюжет. Записывают в тетрадь обозначение массы и её компонентов. Знакомятся с устройством рычажных весов.
VI этап. Закрепление знаний и способов действий.
Цели этапа. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Деятельность учителя. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Вот опять мы пришли к скорости, как к величине, характеризующей движение. И связана она уже не с причиной этого движения, а с характеристикой самого тела.
VII этап. Обобщение и систематизация знаний.
Цели этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Деятельность учителя. Сегодня, мы с вами, ребята, на очень простых примерах получили представление о взаимодействии.
Давайте ещё раз проговорим, что такое взаимодействие?
Замечательно. Но это примитивные тележки. Но ведь физика - это наука о нашем мироздании. Неужели, так узко это понятие. Нет, конечно.
Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое,- цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В бесконечной "паутине" отношений и связей - жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их - и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть "во главу угла" этого принципа поставлено материальное единство мира.
Все, что происходит в мире, обязано постоянному
взаимодействию вещей. Взаимодействие,?таким
образом, есть философская категория,
отражающая?процессы воздействия различных
объектов друг на друга, их взаимную
обусловленность, изменение состояния,
взаимопереход, а также порождение одним объектом
другого."Взаимодействие?- вот первое, что
выступает перед нами, когда мы рассматриваем
движущуюся материю..."
Физику принято относить к точным наукам.
Возникает вопрос: "Можно ли совместить точную
науку с духовностью?". Физика показывает
гуманистическую сущность научных знаний,
подчёркивает их нравственную ценность,
формирует творческие способности учащихся, их
мировоззрение, способствует воспитанию
высоконравственной личности, что является
основной целью обучения.
На примерах жизни и творчества великих учёных.
Ярким примером является жизнь М.В.Ломоносова - великого нашего соотечественника.
"Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал М.В.Ломоносов, - должно быть мерилом жизненного смысла".
Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что "между духом и материей посредничает математика".?
Вот и мы сейчас обратимся к источнику народной мудрости разума. Смекалки - к пословицам и поговоркам связанным с нашей сегодняшней темой.
Деятельность учеников. Учащиеся озвучивают свои варианты понятия.
Учащиеся работают с раздаточным материалом.
VIII этап урока. Контроль и самопроверка знаний.
Цели этапа. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.
Деятельность учителя Выберите те пословицы, которые характеризуют такие качества личности как: бескорыстие; уважение к старшим; знание людей; благодарность.
Деятельность учеников Учащиеся работают с раздаточным материалом.
IX этап урока. Подведение итогов занятий.
Цели этапа. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Деятельность учителя. Мы много сегодня узнали.
Но этого бы не случилось, если бы не было нашего с вами ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
X этап. Рефлексия.
Цели этапа. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
XI этап. Информация о домашнем задании.
Цели этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Литература.
- Золотые россыпи. "Русские народные пословицы и поговорки" - Красноярск, 1993.
- "Русские народные загадки, пословицы и поговорки" - М.: " Просвещение", 1990.
- Романов Г.Я. "Наименование мер длины". М., 1988.
- Даль В.И. "1000 русских пословиц и поговорок" - 2010.
- Шорыгина Татьяна. "Пословицы и поговорки" - Книголюб, 2008.