Внеклассное мероприятие по географии на тему "Гидросфера. Мировой океан в рамках сетевого дня". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: формирование представления о гидросфере, Мировом океане, его составных частях.

Задачи:

1. Образовательная:

  • закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы “Гидросфера. Мировой океан”

2. Развивающая:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование приемов и навыков работы с картой и другими источниками знаний (чтение, анализ, обобщение полученной информации)

3. Воспитательная:

  • активизация познавательной активности учащихся, привитие интереса к предмету;
  • формирование осознанного понимания значимости географических знаний;
  • совершенствование коммуникативных умений учащихся.

Презентация команды “Волна” 6 класса МОУ Фировская СОШ для участия в сетевом дне по географии среди учащихся 6 классов общеобразовательных школ Фировского района

Тема: Вода, Океан в высказываниях ученых и писателей, в стихах, живописи и музыке.

Слайд 1. На слайде тема сетевого дня и начинает звучать “Музыка на воде” Георга Фридриха Генделя

Когда в точности была написана “Музыка на воде”, неизвестно, сочинение относят к периоду с 1715 по 1717 годы.

По одной из версий, произведение было написано в 1715 году и должно было способствовать примирению композитора с английским королем Георгом I, бывшим ганноверским курфюрстом Георгом Людвигом, на службе у которого состоял Гендель. Свою службу Гендель нёс не слишком ревностно, позволял себе длительные отлучки, что и привело к недовольству короля.

Однако документы, указывающие на действительное исполнение произведения, относятся к 1717 году. 17 июля король принял участие в прогулке по Темзе, во время которой исполнялась “Музыка на воде”. Возле королевской барки находилась барка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на разнообразных инструментах: трубах, валторнах, гобоях, фаготе, флейтах, скрипках, альтах и контрабасах. Король был настолько восхищён музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него. Народ на берегах Темзы и в лодках на воде тоже принял участие в королевском веселье.

“Музыку на воде” составляют три сюиты. Точный порядок частей внутри сюит неизвестен, иногда перемешиваются части разных сюит. Вероятно, когда музыка звучала для короля, медленные, часто тихие части исполнялись, когда барки короля и оркестра находились рядом, а громкие, оживлённые части — когда барки отплывали друг от друга.

Слайды 2-7. Продолжает звучать “Музыка на воде” Генделя. На слайдах высказывания ученых и писателей о воде, её значении для всего живого на Земле.

Слайд 8. Пояснение к прозвучавшему музыкальному произведению и краткая пауза в звуковом сопровождении слайдов.

Слайд 9. Начинает звучать тема “Море” А. Градского из кинофильма “Узник замка Иф”. Один учащийся из команды читает стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”.

Слайды 10–12. На фоне звучащей музыки ребята читают стихи о море Ф.И. Тютчева, А. Сидельникова и А.С. Пушкина.

Слайд 13. Пояснение к прозвучавшему музыкальному произведению и краткая пауза в звуковом сопровождении слайдов.

Слайд 14. Необыкновенное соединение музыки Ф. Шопена и звуков океана. На слайде “Девятый вал” И.К. Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию Художеств. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы (“Штиль на Финском заливе” и “Большой рейд в Кронштадте”) он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое.

1840-44 гг. Айвазовский в качестве заграничного пенсионера Академии Художеств провел в Италии, а также посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию; плодотворно трудился, экспонировал свои работы и повсюду имел успех. После возвращения получил звание академика Академии Художеств и был причислен к Главному Морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку.

В 1846 г. Айвазовский построил себе в Феодосии новую просторную мастерскую, где в основном и работал. С натуры он больше не писал, полагаясь на редкостную зрительную память и на приемы, которые усвоил когда-то и с тех пор усовершенствовал, доведя до известного автоматизма. Художник мог исполнить большую картину за несколько часов, что и делал не раз, щеголяя своим умением перед изумленными зрителями.

Наследие Айвазовского – целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменитого “Девятого вала” (1850), который волнует своей эффектной романтичностью, или “Черного моря” (1881), решенного, напротив, с удивительной сдержанностью. Кроме того, Айвазовский написал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.

Романтически настроенный живописец, влюбленный в морскую стихию, Айвазовский был вместе с тем художником нового на российской почве типа – умеющим разумно распорядиться талантом и полновесно пользоваться плодами неустанного труда. Он первым начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. Благосостояние его росло, и значительную часть денег он тратил на общественные нужды, заботясь о родном городе: в 1865 г. открыл в Феодосии первую художественную школу, а в 1880-м – картинную галерею.

При жизни Айвазовского состоялось более 120 выставок его картин не только в России, но и во многих странах. В 1847 г. художник был удостоен звания профессора Академии Художеств, с 1887 г. стал почетным членом Петербургской Академии Художеств. Он был также членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий. Огромный успех, сопутствовавший ему чуть ли не с самого начала деятельности, надолго пережил его – Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

Слайды 15–24. Картины И.К. Айвазовского. Музыка Ф Шопена и звуки океана.

Слайды 25–30. Картины разных художников. Музыка Ф Шопена и звуки океана.

Слайд 31. Пояснение к прозвучавшему музыкальному произведению и краткая пауза в звуковом сопровождении слайдов. Переход к следующей теме.

Слайды 32–39. Звучит песня “Синяя вечность” в исполнении Муслима Магомаева. Автор текста (слов): Козловский Г.  Композитор (музыка): Магомаев М. 

Слайд 40. Пояснение к прозвучавшему музыкальному произведению и краткая пауза в звуковом сопровождении слайдов. Переход к следующей теме.

Слайды 41–45. Звучит песня Ю. Антонова “Море” в авторском исполнении.

Слайд 46. Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете немыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?

Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!

Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на “Вы”, тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад

Слайд 47. Спасибо за внимание.

Примечание: смена слайдов во время звучания музыкальной темы происходит по щелчку, а не автоматически. Это дает возможность регулирования времени для чтения стихов, различных пояснений к слайдам.

Литература и другие ресурсы:

  1. Атлас мира (обзорно-географический) М. УНИИНТЕХ 2006.
  2. География Занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. Волгоград “Учитель” 2005.
  3. В.И. Евдокимов География Полный курс в географических диктантах. М. “Московский лицей” 2004.
  4. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях М. “Глобус” 2009.
  5. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко Школьные олимпиады по географии 6-10 классы. М. Айрис-пресс 2008.
  6. За страницами учебника географии 8-9 классы Книга для чтения. М. Просвещение. 1997.

Фотоматериалы:

Текстовые материалы:

Приложения