Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [ш]–[ж]"

Разделы: Логопедия


Цель урока:

  • научить различать звуки “Ш” – “Ж”;
  • обогащать словарь ( предметный, определительный,качественный) со звуками Ш, Ж;
  • закреплять навык правильного согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже;
  • закреплять навыки пространственной ориентации и правильного употребления слов: выше – ниже, дальше – ближе;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование: игрушка-змея (большая, меховая), игрушка жук. Остальное оборудование подробно описано в ходе последующих игр.

Описание занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня мы будем учиться слушать звуки. Мы уже знаем, что звуки бывают разные – речевые и неречевые. Давайте вспомним, что такое неречевые звуки? Это какие звуки? Дети называют шорохи и что может шуршать (газета, фольга, сухие листья и т. д.), стук, перестукивание и что может стучать (дождик по окошку, дятел по дереву, стук колес трамвая) и т.д... Итак, неречевые звуки – это звуки и шумы природы и окружающего нас мира.

А что такое речевые звуки? Какие речевые звуки вы знаете? Дети вспоминают звуки А, У, И, Э, О. Мы их можем пропеть голосом. Это гласные звуки. А есть звуки согласные: М, Н, С, З и т.д. Молодцы, дети! Т.е. речевые звуки это те звуки, с помощью которых мы разговариваем, общаемся. Эти звуки прячутся в словах. А мы с вами на наших занятиях учимся их слышать, узнавать, различать.

2. Игра “Что звучит, как звучит”.

Цель: научить различать глухой и звонкий, раскатистый звуки.

Оборудование: детский молоточек, маленький детский барабан.

Ход игры:

Логопед предлагает детям сравнить неречевые звуки – это стук. Сначала стучит детским молоточком, затем стучит по детскому барабану. Логопед спрашивает детей: – “Дети эти звуки одинаковые или разные?”. Дети отвечают, что звуки разные, несмотря на то, что и там и там –это просто стук. Давайте опишем стук в молоточек. Этот звук – глухой, отрывистый, громкий. А какой звук, когда стучим в барабан? Это звук – звонкий, громкий, раскатистый, “всех разбудит”, “как гром гремит летом – долго, долго”. Молодцы дети, эти звуки действительно разные – у молоточка звук глухой, а у барабанчика звук звонкий.

3. Характеристика звуков Ш и Ж (сходство и различие). Понятие “ глухости” и “звонкости” согласных звуков.

Сегодня мы будем учиться сравнивать звуки Ш и Ж. Звук Ш похож на звук молоточка – он звучит глухо . А звук Ж похож на звук барабана – он звонкий, громкий, раскатистистый. Звук Ш – шипит, а звук Ж – жужжит. Вот и в гости к нам сегодня пришли змея Шипелка и жук Жужелик. Дети произносят звук Ш. сначала все вместе, затем каждый самостоятельно. Рассматривают артикуляцию. Так шипит наша змея Шипелка – ш-ш-ш. Звук Ш – звук согласный ,есть преграда. Отмечаем – синим квадратом (цветом). Затем дети произносят звук Ж сначала все вместе, затем каждый самостоятельно. Рассматривают артикуляцию. Так жужжит наш жук Жужелик -ж-ж-ж. Звук Ж – согласный звук, есть преграда, отмечаем синим квадратом (или цветом). Змея Шипелка и жук Жужелик – друзья. И звуки Ш и Ж – дружная пара. Эти звуки похожи:– Ш – тихий , робкий, его можно прошептать – это звук “глухой”, а звук Ж – звонкий, голосистый, шепота не любит (держим ладошки на горлышках, тактильно ощущаем вибрацию – так звенит наш голосок).

Ш – “Шипит змея на деток,
Не шумите глупыши!
В тишине закройте глазки,
Засыпайте малыши! – Ш – Ш – Ш…”

Дети изображают змею (сомкнуть пальчики руки в щепотку – мордочка змеи, произнося звук Ш – Ш – Ш.., раскрывать ладошку – змея открывает ротик , шипит).

Ж – “ Тут жаба проскакала,
Мальчик жалобно кричит!
Он жука боится тоже –
Очень громко жук жужжит! – Ж – Ж – Ж…”

Дети встают в кружок, машут руками, как крыльями, изображают жуков, жужжат. “Летают” кружок вправо, затем кружок влево.

-“Ш” – шепчу,а “Ж”– кричу,

Путать их я не хочу.

4. Игра “Назови картинку”.

Оборудование: картинки на звук Ш: шар, шапка, шуба, шахматы, мышка, кошка, мишка, лошадка, шишка, шалаш .Картинки на звук Ж: жираф, жаба, журнал, желудь, пиджак, пижама, лыжи, флажок, пирожок, ужи.

Ход игры: Дети называют картинки на звуки Ш и Ж, выделяют их голосом. Определяют ладошкой глухой или звонкий звук произносится.

5. Игра “Подарки для друзей”;

Оборудование: картинки или мелкие игрушки на звук Ш (шишка, шапка, картошка, шкатулка, шляпа, шоколадка и т. д.) и на звук Ж.(мороженое, ножницы, конфеты Драже, крыжовник, желудь, желтый флажок и т. д.); корзинка, в которой все эти предметы перемешаны.

Ход игры:

Логопед предлагает детям сделать подарки нашим гостям – змее Шипелке и жуку Жужелику. Дети берут из корзинки наугад картинку, или игрушку. Громко для всех ее называют, стараясь выделить звук – Ш, либо звук – Ж. Говорят: “Это шапка. Эту картинку мы подарим Шипелке. В слове – шапка слышим звук Ш, звук согласный, глухой. Вот Шипелка – это твоя шапка”. Аналогично проводится и на звук Ж. Игра продолжается пока корзинка не опустеет.

6. Игра с мячом “Назови ласково”.

Оборудование: большой яркий резиновый мяч.

Лексический материал: пирог – пирожок, снег – снежок, сапог – сапожок, круг – кружок, луг – лужок, флаг – флажок и т. д.; шапка – шапочка, картошка – картошечка, окрошка – окрошечка и т. д. В игру, было бы хорошо включить имена детей (Ира – Ириша, Таня – Танюша и т. д.) и в которых есть звуки Ш или Ж (Женя, Жанна, Жора, Миша, Маша, Луша, Наташа и т. д.).

Ход игры:

Дети встают в кружок, в центре круга встает логопед и называя слово, которое нужно изменить, бросает мяч кому-то из детей. Ребенок, поймавший мяч произносит слово в ласкательной форме, возвращает мяч обратно. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

7. Физкультурная минутка: игра “Пузырь”.

– Надувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопни.

Дети встают в плотный круг, взявшись за руки. Произнося слова стихотворения, они постепенно расширяют круг до предела. Логопед хлопает в ладоши – пузырь лопнул. Дети разжимают руки и садясь на корточки, произносят звук Ш – Ш – Ш…Игру проводим три раза.

Затем дети проговаривают стихотворение, сопровождая текст соответствующими движениями:

– Руки вверх, в кулачок, разжать, на бочок.
Руки в стороны, в кулачок, разжать, на бочок.
Руки вниз, в кулачок, разжать на бочок.

Повторить два, три раза.

Если дети еще не отдохнули, можно предложить им еще одну игру – разрядку (на усмотрение педагога). Дети ходят по кругу и произносят слова стихотворения:

-Дядя Степа длинноногий по дорожке зашагал, шагал, шагал, шагал…

-Мальчик Петя вслед за дядей по дорожке побежал, бежал, бежал, бежал…

Первая строка произносится медленно, низким голосом, сопровождается широкими шагами. Вторая строка произноситься быстро, высоким голосом, в ритме быстрого шага.

8. Игра “ В магазине”.

Цель:

– научить правильно различать звуки Ш – Ж;

– научить правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных (шерсть – шерстяной, бумага – бумажный, железо – железный, кожа – кожаный);

– закреплять правильное согласование прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже;

Оборудование: шерстяной шарф, лист бумаги, железная ложка, маленький кожаный ремешок от часов.

Ход игры:

А сейчас мы отправимся в магазин. Змея Шипелка просит нас купить в магазине все, что сделано из шерсти. А жуку Жужелику нужно купить все, что сделано из железа. Поможем им дети, пойдемте в магазин. Итак – вот магазин, что может быть из шерсти. Дети находят шарф – он из шерсти. Если шарф из шерсти, он какой – шерстяной. Давайте подумаем, что еще может быть из шерсти? Дети находят картинки: кофта, юбка, шапка, платье, пальто, платок, носок. Если кофта из шерсти – она какая? Правильно – кофта шерстяная. Дарим шерстяную кофту Шипелке. Дети самостоятельно продолжают игру: юбка из шерсти – шерстяная юбка, шапка из шерсти – шерстяная шапка, платье из шерсти – шерстяное платье, пальто из шерсти – шерстяное пальто, платок из шерсти – шерстяной платок,носок из шерсти – шерстяной носок. Молодцы дети – это все нашей змее Шипелке (шерстяные, теплые вещи). Игра продолжается. Теперь дети находят все, что может быть из железа. Это покупки для жука Жужелика. Правильно проговаривают сочетания слов: ложка из железа – железная ложка, кастрюля, вилка, половник, нож, сито и т. д. Молодцы дети справились с заданием.

Если дети легко справлялись ,то можно предложить им еще сделать покупки для жука Жужелика . Купить все ,что сделано из бумаги – бумажное и все, что сделано из кожи – кожаное. Логопед следит за правильностью выполнения заданий.

9. Игра “Веселые дорожки”.

Цель:

– закрепить навык различения шипящих звуков Ш – Ж;

– закрепить навык определения места звука в слове;

– закрепить умение правильно употреблять сложные слова: одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный;

Оборудование: лист ватмана с нарисованными дорожками , две дорожки, два домика Ш и Ж, Звук Ш – дом в три этажа, это дом Шипелки , дом звука Ж или жука Жужелика– в два этажа, схемы слова –определение места звука в слове (начало, середина, конец слова), картинки на звуки Ш и Ж.

Ход игры:

Заблудились наши картинки в лесу, разбрелись кто, куда. Давайте поможем им найти дорогу к дому. К домику звука Ж, там где живет жук Жужелик ведет дорожка. Давайте на эту дорожку расставим наши картинки, в названиях которых спрятался звук Ж. Дети находят картинки: жук, жаба, жираф, журавль, ужи, ежи, ножи, пожарный, подснежник, лыжи и т.д. А теперь расселим их в домике у жука Жужелика. Дом из двух этажей –этот дом двухэтажный. На первом этаже будут жить картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слова (детям показывается схема слова). На втором этаже будут жить картинки, в которых звук Ж находится в середине слова (детям показываем схему). Дети выполняют задание.

А теперь найдем заблудившихся со звуком Ш. Поставим их на дорожку, которая ведет к домику змеи Шипелки. Дети находят картинки: петрушка, кошка, мышка, мишка, лошадка, матрешка, неваляшка, петушок, шар, шуба, шимпанзе, душ, камыш, ландыш. Затем логопед предлагает расселить картинки в домике у Шипелки. Дом Шипелки состоит из трех этажей – он трехэтажный. Игра проводится аналогично, только у Шипелки есть еще третий этаж – там будут жить картинки в названиях которых звук Ш находится в конце слова. Молодцы дети справились с заданием.

10. Игра “Дальше – ближе. Выше – ниже”.

(Продолжать работу по “Веселым дорожкам);

Цель:

– развивать умение ориентироваться в пространстве;

– закреплять понятия: выше – ниже, дальше – ближе;

А теперь сравним домики Шипелки и Жужелика. У Шипелки дом из трех этажей – он трехэтажный. А у жука Жужелика дом из двух этажей – он двухэтажный. У кого высокий домик? У змеи Шипелки. Он выше домика жука Жужелика. А у жука дом низкий, там всего два этажа – он ниже. Логопед закрепляет с детьми понятия – выше, ниже.

На картинке дом Шипелки далеко – он дальше, а дом жука Жужелика близко – он ближе. Логопед закрепляет с детьми понятия – дальше, ближе.

Продолжать сравнивать предметы, закреплять понятия “ВЫШЕ – НИЖЕ”. Дети сравнивают: жирафа и жука, журавля и жабу, лошадь и петушка, шалаш и ромашку и т. д. Дети выясняют кто выше – их можем поселить в высокий дом, и кто ниже – эти картинки поселим в низкий дом.

Аналогично провести с понятиями “ДАЛЬШЕ – БЛИЖЕ”. Нужно передвигать картинки по дорожкам и определять кто или что, в данный момент ближе или дальше.

11. Итог занятия.

Итак, какие звуки мы сегодня учились слушать и различать? Чем отличаются согласные звуки Ш и Ж? Назовите слова в названии которых встречается звук – Ш. А слова со звуком – Ж.Молодцы дети! Кто приходил к нам в гости? Мы пригласим змею Шипелку и жука Жужелика к нам в гости еще? Ну а вы, дети, молодцы! Справились со всеми заданиями!

Наше занятие закончилось.

Спасибо.