Цель: Создание максимально комфортных педагогических, социально - психологических условий, позволяющих будущим воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.
Данная работа направлена на реализацию:
- обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
- развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
- личностного развития детей раннего возраста;
- педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
- ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- подготовить ребенка к посещению яслей;
- создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:
- развитие речи, ознакомление с окружающим;
- изобразительная деятельность (лепка, рисование);
- действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами - орудиями, строительным материалом;
- подвижные и музыкальные игры.
Структура образовательного процесса:
- В программе выделено два раздела.
- Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю (на 2 часа)
- Работа консультационного пункта для родителей два раза в месяц и по запросу.
- Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
- Структура каждой встречи состоит из двух частей:
- Образовательная деятельность (ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, сенсорное развитие, лепка, конструирование);
- Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры и физкультурные упражнения, музыкальные игры).
Срок обучения: от 1,5 до 2 месяцев.
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
В месяц проводятся 16 встреч, который включают в себя:
- Приветствие;
- Занятия (сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, музыкальное воспитание, развитие движений) - чередуются;
- Индивидуальная работа;
- Свободная деятельность;
- Консультации для родителей.
Структура занятий:
Вводная часть. Информационно-подготовительная. Ритуал приветствия, знакомство. Настрой на предстоящую деятельность. Просмотр домашнего задания.
Задача: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.
Основная часть. Сопровождение адаптационного периода. Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями. Продуктивная деятельность. Релаксация.
Задача: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.
Заключительная. Оценка эффективности психопрофилактической работы. Получение домашнего задания. Обмен мнениями с родителями. Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка (педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник). Раздача памяток "Выручалочки для мамы".
Задача: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.
Методы:
- Игровые.
- Словесные.
- Наглядные.
Предполагаемые результаты:
- Благоприятный адаптационный период детей 1,5-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
- Повышение физического и психического уровня развития детей.
- Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.
Учебно-тематический план программы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада представлен в приложении 1.
Конспекты занятий представлены в приложении 2.
План работы консультационного пункта для родителей представлен в приложении 3.
Диагностика:
- Наблюдение за детьми.
- Анкета для родителей "Давайте познакомимся".
- Изучение медицинских карт поступающих в д/с детей.
- Анкета для родителей (медицинская).
- Индивидуальные карты наблюдения за периодом адаптации.
- Методика Е.Стребелевой "Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста".
Список литературы:
- Бондаренко Е.А. "Развивающие игры для детей от года до трех лет". Издательство: АСТ, Сталкер, 2005 г.
- Белая К. "Первые шаги". Модель воспитания детей раннего возраста. М.: Линка-Пресс, 2002 г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. "Творю, строю, мастерю". Развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет. СПб: Паритет,2007г.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. "Комплексные занятия с детьми раннего возраста". Издатель: Паритет, 2004 г.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. "Воспитание сенсорной культуры ребенка". М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Галанова Т.В. "Развивающие игры с малышами до трех лет". Академия развития, 2007г.
- Гербова В.В. "Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет", 2008г.
- Гербова В.В., Максаков А.И. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада". М, 2006г.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. "Кроха". Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М,2005г.
- Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. "Играем с малышами". Просвещение, 2007г.
- Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. "Планирование образовательной работы в ДОУ" (1 - 3 года). Издательство: Мозаика-Синтез.
- Доронова Т.Н. "Из детства в отрочество".Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва, 2005г.
- Камышанова К.И. "Ребенок от рождения до 2 лет". Издатель: Академия Развития, 2006 г.
- Недосека О.А. "Адаптация ребенка к детскому саду" // "Детский сад от А до Я", 2009, №2, cтр.17.
- Павлова Л.Н. "Знакомим малыша с окружающим миром". М: Просвещение, 1987.