Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создание максимально комфортных педагогических, социально - психологических условий, позволяющих будущим воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.

Данная работа направлена на реализацию:

  • обеспечение благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;
  • развитие новых форм взаимодействия семьи и детского сада;
  • личностного развития детей раннего возраста;
  • педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  • ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • подготовить ребенка к посещению яслей;
  • создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей.

Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды деятельности:

  • развитие речи, ознакомление с окружающим;
  • изобразительная деятельность (лепка, рисование);
  • действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами - орудиями, строительным материалом;
  • подвижные и музыкальные игры.

Структура образовательного процесса:

  • В программе выделено два раздела.
  • Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю (на 2 часа)
  • Работа консультационного пункта для родителей два раза в месяц и по запросу.
  • Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
  • Структура каждой встречи состоит из двух частей:
  • Образовательная деятельность (ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, сенсорное развитие, лепка, конструирование);
  • Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры и физкультурные упражнения, музыкальные игры).

Срок обучения: от 1,5 до 2 месяцев.

Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

В месяц проводятся 16 встреч, который включают в себя:

  • Приветствие;
  • Занятия (сенсорика, развитие речи, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ознакомление с художественной литературой, музыкальное воспитание, развитие движений) - чередуются;
  • Индивидуальная работа;
  • Свободная деятельность;
  • Консультации для родителей.

Структура занятий:

Вводная часть. Информационно-подготовительная. Ритуал приветствия, знакомство. Настрой на предстоящую деятельность. Просмотр домашнего задания.

Задача: обеспечение и создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы, снятие напряжения, тревоги.

Основная часть. Сопровождение адаптационного периода. Проигрывание специально подобранных игр, игровых упражнений с детьми и родителями. Продуктивная деятельность. Релаксация.

Задача: обучение позитивным способам взаимодействия, умению чередовать занятость и расслабление для снятия напряжения.

Заключительная. Оценка эффективности психопрофилактической работы. Получение домашнего задания. Обмен мнениями с родителями. Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка (педагог-психолог, воспитатель, медицинский работник). Раздача памяток "Выручалочки для мамы".

Задача: закрепление всего позитивного и нового, что возникло в личностном мире каждого из участников.

Методы:

  • Игровые.
  • Словесные.
  • Наглядные.

Предполагаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1,5-3 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
  • Повышение физического и психического уровня развития детей.
  • Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

Учебно-тематический план программы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада представлен в приложении 1.

Конспекты занятий представлены в приложении 2.

План работы консультационного пункта для родителей представлен в приложении 3.

Диагностика:

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкета для родителей "Давайте познакомимся".
  • Изучение медицинских карт поступающих в д/с детей.
  • Анкета для родителей (медицинская).
  • Индивидуальные карты наблюдения за периодом адаптации.
  • Методика Е.Стребелевой "Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста".

Список литературы:

  1. Бондаренко Е.А. "Развивающие игры для детей от года до трех лет". Издательство: АСТ, Сталкер, 2005 г.
  2. Белая К. "Первые шаги". Модель воспитания детей раннего возраста. М.: Линка-Пресс, 2002 г.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. "Творю, строю, мастерю". Развитие конструктивного праксиса от 0 до 3 лет. СПб: Паритет,2007г.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. "Комплексные занятия с детьми раннего возраста". Издатель: Паритет, 2004 г.
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. "Воспитание сенсорной культуры ребенка". М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  6. Галанова Т.В. "Развивающие игры с малышами до трех лет". Академия развития, 2007г.
  7. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет", 2008г.
  8. Гербова В.В., Максаков А.И. "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада". М, 2006г.
  9. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В., Трубова Т.В. "Кроха". Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М,2005г.
  10. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. "Играем с малышами". Просвещение, 2007г.
  11. Давидчук А.Н., Ивашко И.Н. "Планирование образовательной работы в ДОУ" (1 - 3 года). Издательство: Мозаика-Синтез.
  12. Доронова Т.Н. "Из детства в отрочество".Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва, 2005г.
  13. Камышанова К.И. "Ребенок от рождения до 2 лет". Издатель: Академия Развития, 2006 г.
  14. Недосека О.А. "Адаптация ребенка к детскому саду" // "Детский сад от А до Я", 2009, №2, cтр.17.
  15. Павлова Л.Н. "Знакомим малыша с окружающим миром". М: Просвещение, 1987.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.