Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Учёт индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики, предполагающий оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого школьника с целью достижения образовательных задач. Дифференцированное обучение необходимо, если педагог стремится формировать личность, а личности, как известно, не бывают одинаковыми. Применение на различных этапах урока элементов технологий дифференцированного и проблемного обучения содействует творческому подходу к изучению учебного материала сильными учениками и усвоению образовательного минимума слабыми, дает возможность проследить личностный рост каждого ученика, содействует формированию учебно-познавательной компетенции.

Цели урока:

Образовательная:

  • объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; характеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель.

Развивающая:

  • формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития русских княжеств и земель, умения делать выводы; работать с исторической картой как с источником знаний;
  • создание условий для формирования мотивации к изучению истории и развития творческих способностей детей;

Оборудование:

  • историческая карта “Русь в период феодальной раздробленности”,
  • учебник “История России с древнейших времен до конца XVII века” под ред. Борисова Н.С., (базовый уровень)

Ход урока

I. Этап актуализации знаний, вводная беседа в ходе которой выясняется суть термина политическая раздробленность, причины распада Руси на отдельные земли и княжества (с опорой на знания курса Всеобщей истории).

Постановка проблемного задания(создание ситуации противоречия, затруднения): политическая раздробленность Древнерусского государства – прогрессивное или регрессивное явление в развитии русской государственности?

II. Изучение географического положения, социально - экономического, политического развития отдельных княжеств и земель Древнерусского государства.

С целью реализации дифференцированного подходакласс делится на группы, каждая группа получает разноуровневые задания. Группы формируются с учетом уровня знаний, сформированности умений и навыков обучающихся. Ученики получают карточки с заданиями – ориентирами. Они могут выбрать задания разного уровня сложности или сначала выполнить задания 1- ого уровня, потом приступить к заданиям второго, третьего уровней при наличии времени.

Группы обучающихся

1 группа Владимиро-Суздальская земля

2 группа Галицко-Волынское княжество

3 группа Новгородская земля

4 группа Киевское княжество

Задания 1 уровня (предполагается репродуктивное усвоение знаний изучаемой темы)

а) охарактеризовать географическое положение княжества, природно-климатические условия

б) охарактеризовать экономическое развитие княжества

в) охарактеризовать особенности политического устройства, необходимые сведения заносятся в таблицу.

Задания 2 повышенного уровня:(учащиеся владеют навыками сравнения, анализа исторических фактов, явлений, умеют формулировать выводы; возможна помощь учителя)

а) сравнить географическое положение, природно-климатические условия 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод о преимуществах географического положения княжества, земли.

б) сравнить экономическое развитие 2-х любых княжеств по выбору (напр. Киевское княжество и Новгородская земля), сделать вывод об уровне развития хозяйства, о преобладающих видах деятельности, назвать причины быстрого экономического развития или отставания.

в) сравнить особенности политического устройства. (Необходимые сведения заносятся в таблицу)

Задания 3 повышенного уровня: (учащиеся владеют навыками сравнения, анализа исторических фактов, явлений, выявляют причинно-следственные связи, умеют формулировать выводы, аргументировать собственные суждения)

а) сравнить экономическое развитие 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод.

б) сравнить политическое устройство 2-х любых княжеств по выбору, сделать вывод (напр. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля), назвать причины установления в Новгороде такой формы правления как аристократическая (боярская) республика.

в) в чем особенности периода политической раздробленности на Руси и в Западной Европе, в чем сходство?

В процессе урока составляется таблица

Княжество Географ.положение, климатические особенности Экономическое развитие Политическое устройство
Владимиро-Суздальское княжество      
Новгородская земля      
Галицко-Волынское княжество      
Киевское княжество      

Урок завершается обсуждением поставленной перед учащимися в начале занятия проблемы. Прийти к выводу о закономерности феодальной раздробленности можно только на основе сравнения процессов образования государства у франков и распада империи Карла Великого (курс Всеобщей истории) и изученного на данном уроке материала. Учитель должен акцентировать внимание учащихся на общих чертах и особенностях периода политической раздробленности в Западной Европе и Киевской Руси.

В процессе беседы выясняются положительные и отрицательные последствия политической раздробленности, которая является закономерным этапом в развитии Русского государства.

Учащиеся должны сформулировать самостоятельно вывод: Политическая раздробленность Древнерусского государства - явление прогрессивное, т. к. этот период характеризуется экономическим, культурным подъемом многих русских княжеств, дальнейшим развитием социальных отношений.

Подведение итогов урока.

Саморефлексия. Был ли этот урок для каждого из учеников уроком – открытием, какие новые знания и умения он помог сформировать каждому из учеников?

Выставление оценок. При оценивании ответов учащихся необходимо учитывать уровень сложности выполненных заданий и личностный рост ученика.

Домашнее задание: дополнить таблицу характеристиками других княжеств на основе материала учебника, можно использовать дополнительную литературу (по желанию ученика).