Цели:
- научить применять знания учащихся о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян;
- продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
- развивать коммуникативные умения;
- формировать навыки работы учащихся в группе.
Задачи:
- знать территории расселения восточнославянских племенных союзов;
- знать, как занятия славян были связаны с природными и климатическими условиями;
- знать, как управлялись восточнославянские племена;
- уметь работать с текстом, выделять главное, группировать, высказывать предположения, определять последовательность;
- развивать коммуникативные умения;
- развивать умения выполнять взаимооценку.
Этапы урока | Содержание этапа |
1. Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: настроиться на продуктивную работу на уроке. Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к работе на уроке. Задачи:
Методы: словесные |
Здравствуйте! Приготовились к уроку?
Давайте настроимся на работу. Проверьте, все ли
рабочие принадлежности на столе? Все готовы?
Открываем тетради, записываем тему урока.
Слад № 1 (тема урока) Тема нашего урока - “Восточные славяне” Слайд №2 стихотворение о восточных славянах Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир восточных славян. Исходя из этого, какую цель мы должны поставить? (изучить мир восточных славян) На столе у вас документы, атласы и маршрутный лист с заданиями. Посмотрите внимательно и скажите, чему мы сегодня будем учиться? (Работать с контурными картами, отвечать на вопросы, заполнять схемы, понимать основной смысл) Задачи нашего занятия... (см. выше) |
2. Изучение нового учебного
материала. А) Актуализация опорных знаний Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о происхождении и расселении славян. Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: организовать работу по заполнению схемы “Происхождение славян” Обсудить затруднения и сформировать цель урока. |
Cлайд №3 (план урока) По какому маршруту мы будем совершать путешествие? (происхождение, расселение, занятия и управление восточных славян.) Слайд №4 Учащиеся заполняют схему “Происхождение восточных славян” в маршрутном листе. Один из учащихся заполняет схему на интерактивной доске. Слайд №5 |
Б) Методы: иллюстрация, демонстрация материала, индивидуальная работа и в группах, самостоятельная работа, творческое задание. | Работа с картой “Расселение славян в I
–IX веках” (учащиеся показывают у доски
расселение славян) Слайд №6 Изображение монаха Нестора Работа с документом (извлечение из документа “Повесть временных лет”) Какие сведения о расселении восточных славян можно узнать из этого документа? (где какой племенной союз расселился) Слайд №7,8 Работа с картой “Восточные славяне и их соседи” (учащиеся заполняют контурные карты на маршрутном листе, где записывают названия племен восточных славян; один ученик на интерактивной доске заполняет контурную карту) Мы продолжаем наше путешествие. Наша следующие остановки “Занятия славян” и “Система управления у восточных славян” Слайд №9 и демонстрационный материал (лук и стрелы, гончарные изделия и др.) Работа с понятиями: производящее хозяйство, присваивающее хозяйство. О каких занятиях восточных славян свидетельствуют данные источники? Слайд № 10 Работа со схемой “Занятия славян” Слайд № 11 Система земледелия. Слайд 12 орудия труда восточных славян |
В) Систематизация полученных знаний | Самостоятельная работа в группах: 1-я группа:
2-я группа:
Учащиеся работают с маршрутным листом: задание № 4,5 Двое учащихся заполнят пропуски на интерактивной доске (Слайд 13) Работа с понятиями: вервь, вече, народное ополчение. (Слайд 14) |
3. Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить полученные знания, выполнить практические письменные и устные задания, проверочную работу по выявлению полученных знаний. Цель, которую учитель должен достичь на данном этапе: Методы: беседа, моделирование, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа. Методы стимулирования: похвала, создание ситуации успеха |
Следующий этап урока, творческое
задание. К данной иллюстрации подберите и запишите предложения о занятиях восточных славян. Письменная работа: вставьте пропущенные слова. (Слайд 15). Закрепляем полученные знания, отвечая на вопросы:
Взаимопроверка маршрутных листов, выставление оценок. (ключ ) |
4. Задание на дом, включающее: Постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); творческое задание. |
Параграф №1 Вопросы 1,5. Для наиболее сильных учащихся – мини-сочинение: “Один день в славянском поселке” |