Важным и начальным этапом урока является актуализация имеющихся знаний. Организация данной работы будет эффективней, если в ней примут участие все учащиеся класса. Совместная согласованная деятельность приобретает новое качество по отношению к индивидуальной: помимо решения задачи по установлению контроля над обучением она способствует формированию сплоченности, взаимопомощи.
Предлагаемая на данном этапе урока деятельность должна быть новой и необычной по форме подачи, именно это сделает ее привлекательной и интересной. Это могут быть:
- математические кроссворды и ребусы для закрепления терминов и определений;
- графические схемы, позволяющие учащимся установить различные взаимосвязи и закономерности (возможно, с первого взгляда, не являющиеся вполне очевидными);
- рисунки, образующиеся при работе учащихся с координатной плоскостью, например, задание, в котором нужно отметить на координатной плоскости точки, соединяя их последовательно [1]:
(-6; 10) | (-4; 9) | (-3; 7) | (-1; 6) | (0; 4) |
(2; 3,5) | (4; 4) | (6; 3) | (9; 2) | (11; -1) |
(10; -2) | (8; -1) | (8; 1) | (6; 2) | (6,5; 0) |
(6; -1) | (6; -2) | (8; -4) | (8; -7) | (11;-10) |
(12; -12) | (10; -12) | (10; -11) | (7; -7) | (7; -6) |
(3; 0) | (0; -1) | (-3; -1) | (-6; -3) | (-7; -7) |
(-8; -8) | (-8; -9) | (-9; -12) | (-8; -12) | (-9; -13) |
(-10; -13) | (-10; -11) | (-7; -2) | (-5; -1) | (-6; 1) |
(-5; 2) | (-6; 5) | (-7; 3) | (-7; 2) | (-8; 1,5) |
(-9; 2) | (-11; 6) | (-10; 7) | (-11; 9) | (-10; 9) |
(-10; 10) | (-9; 9) | (-6; 10) | (-6; 10) | Отдельная точка (-9; 6) |
Или предложить учащимся обратное задание: по предлагаемому рисунку по цепочке восстановить координаты точек.
зашифрованные фразы, разгадывание которых осуществляется через вычисление примеров или выполнение различных заданий.
Например, можно предложить учащимся такой вид работы в группах. Каждая группа получает своё задание: “сократить дроби”, “найти значение суммы или разности”, “решить уравнения”, “выбрать большую дробь” и т.д. На усмотрение учителя, сильным или слабым учащимся можно дать индивидуальные задания в зависимости от их темпа работы.
Сократите дроби: (1,25,40,43,81) (2,6,8,31,34,44,48,57,65,72,76,88,90,95) (3,28,32,45,63,77) (4,14,19,21,23,39,42,46,51,53,80,83,84,86) |
Найдите значение суммы: (5,47,62) (9,27,35,50,59,87) (11,16,33,37,78) (10,20,30,36,38,41,60,66,75,79,82,96) |
Вычислите разность: (12,58,91) (17,92) (15,52,89) (13,22,56) |
Решите уравнение: (7,18,49) (24,54) (61,67,70,74,94) (64) |
Выберите большую дробь: (26,29) (68) (55), (69,73,85) |
Вычислите: (71,93) |
Выполнив задание, ученик ищет полученный ответ в таблице, в которой каждому правильно полученному ответу (числу) сопоставлена буква алфавита.
А –;
Б -10; В - ; Г – 0;
Д - ; Е - ; Ё - ; Ж - ; З - ; И - ; Й – 1; К - ; Л - ; М - ; Н - ; О - ; П - ; Р - ; С -; Т - ; У - ; Ф- ; Х – 20; Ц – 30; Ч - ; Ш - ; Щ - Ъ - ; Ы – 40; Ь - ; Э - 13; Ю – 11; Я - . |
Данную букву учащийся вписывает в пустые ячейки, номера которых указаны рядом с заданием. Выполнив правильно все задания, учащиеся получают фразу или высказывание выдающегося деятеля или ученого.
Ответ: “Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает” Лев Николаевич Толстой.
Через аналогичные задания учитель может реализовать воспитательные цели урока, расширить кругозор учащихся, передать им интересные сведения или показать значимость математики, ее проникновение в разные сферы деятельности человека.
[1] Научно-методический журнал 12(36) 2013 Л.В. Горина стр. 36.