Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Роль и место урока в курсе: На данную тему отводится один час. Пятый урок главы II.

Цели урока

  • Создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.
  • Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.
  • В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:
    • привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах;
    • усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений;
    • давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);
    • работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту;
    • анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;
    • взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Ожидаемый результат

Каждый ученик:

Знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв.

Умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Проблемный вопрос: На похоронах Александра Ярославовича митрополит Кирилл произнёс слова: “Закатилось солнце земли русской...”

Как вы считаете, можно ли Александра Невского считать великим полководцем?

Оборудование урока

Учебник А.А.Данилова “История России” для 6 класса, карта “Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке”, раздаточный материал, лист самооценки, компьютер, проектор, диск “История России 862-1917”.

План урока

  1. Организационный момент, мотивация к уроку.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Невская битва
  5. Ледовое побоище
  6. Полководческое искусство Александра Невского
  7. Рефлексия

Презентация.

Этап урока.
Действия учителя
Действия  ученика Инструкции к диалогам, контроль за выполнением заданий
1.  Орг.момент, формулирование цели урока, мотивация.

На доске тема урока “Борьба Руси с западными завоевателями” Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы уже знаете о борьбе Руси с западными завоевателями? Что вы хотите узнать нового?

Показывает ученикам Орден Александра Невского, задаёт вопросы:

- Как называется этот Орден?

- Когда он был учреждён?

- Кто и за какие заслуги награждался орденом?

- Что вы знаете о князе Александре Ярославовиче?

Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.

Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не как князя. Но как защитника государства, православной веры.

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание.

Учащиеся формулируют цель урока: узнать, с какими завоевателями пришлось бороться жителям Северо-Западной Руси? Кто возглавил эту борьбу? Каков итог?

Отвечают на вопросы учителя, если знают ответ.

 

Слайд 2

2. Проверка домашнего задания.

Учитель раздаёт детям опросный лист.

1. Прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их.

После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235 г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию Рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена. Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы.

 

Учащиеся работают в парах. Находят и озвучивают ошибки.

Правильный ответ:

{Батый внук Чингисхана; нашествие Батыя началось в 1236 г.; Рязань пала после шестидневной осады и штурма; монголы не дошли до Новгорода; монголы двинулись на территорию Юго-Западной Руси.)

Слайд 3

2. Распределите в хронологической последовательности перечисленные события.

A) битва на реке Калке

Б) вторжение монголов на территорию Западной Европы

B) Чингисхан стал Великим ханом Монгольской империи

Г) вторжение Батыя на территорию Руси

Д) монголы взяли Киев

Взаимопроверка. Ребята обмениваются тетрадями в парах, проверяют выполнение задания, сверяют по слайду презентации, или учитель озвучивает правильный ответ Правильный ответ:
1 2 3 4 5
В А Г Д Б
3. Изучение нового материала

1. Походы шведов и немецких рыцарей в земли Прибалтики.

Даёт задание: прочитать первый и второй пункт параграф 13. Учащиеся первого варианта читают пункт1 - походы шведов, учащиеся второго варианта – пункт 2 – походы крестоносцев.

Выполняют задание. В парах обмениваются информацией (учащиеся проговаривают прочитанный материал друг другу), выполняют задания №1 и №2

Задание №1 выполняют ученики второго варианта.

Задание №2 выполняют ученики первого варианта.

Используется раздаточный материал.

Задания для проверки:

Выберите правильный ответ.

1. Шведские феодалы и немецкие рыцари воспользовались для вторжения в русские земли:

а) отсутствием сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове;

б) ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия;

в) разобщенностью русских княжеств и земель.

2. Рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа):

а) обратить русских в католическую веру;

б) помочь населению избавиться от ордынской зависимости;

в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

г) превратить русских людей в своих работников.

(правильные ответы выделены курсивом)

2. Невская битва.

Учитель в объёме учебника рассказывает о сражении, знакомит учащихся со схемой сражения.

Работа с источником

Учитель раздаёт учащимся материал:

“Внезапность, быстрота удара привели шведов в замешательство. Князь и дружина оказали редкое мужество. Александр собственным копьем возложил печать на лице Биргера. Витязь Гавриил Олексич гнал принца до самой ладьи, упал с конем в воду, вышел невредим и бодро сразился с воеводою шведским. Ратмир, слуга князя, бился пеший, ослабел от ран и пал мертвый. Отрок Савва подсек столп Биргерова шатра; шатер упал, и россияне возгласили победу”. (Карамзин Н. М. История государства российского)

Учитель:

Наступление шведов было остановлено, но на очереди был новый враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. они захватили крепость Изборск, а затем Псков. Новгороду снова угрожала опасность. В 1241 г. Александр вернул прежние территории, стянул основные силы (новгородские и суздальские дружины) к Чудскому озеру.

Вопрос классу:

Что можно сказать о героизме русских воинов?

Устные ответы учащихся.

Слайд 4
3. Ледовое побоище

При объяснении материала учитель использует диск “Энциклопедия истории России. 862-1917”

Анимация “Ледовое побоище”, фрагмент художественного фильма “Александр Невский”.

image004.jpg (98910 bytes)

Задание №2. Рабочая тетрадь с. 38. В схеме “Ледовое побоище” расставьте соответствующие цифры, используя красный цвет для обозначения русских ратей и синий — войск немецких рыцарей.

image005.png (270924 bytes)

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

4. Полководческое искусство Александра Невского

Учитель: “Ребята, вы познакомились с ходом сражений на Неве и Чудском озере. Как вы считаете, почему русские воины одержали победу в этих битвах?”

Правильно. Одна из причин победы- полководческое искусство Александра Невского. Чтобы убедиться в этом, я вам предлагаю выполнить ещё одно задание.

Какие действия полководца можно отнести к Невской битве, какие к Ледовому побоищу?

Невская битва Ледовое побоище
                   
  1. Хорошо изучил боевые приемы противника
  2. Умело использовал особенности местности
  3. Заранее разведал расположение войск противника и его планы
  4. Внезапно напал на лагерь противника
  5. Преградил противнику отход к кораблям
  6. Правильно выбрал время нападения
  7. Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения
  8. Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения
  9. Использовал прием обманного отступления

Использовал тактику засады

Примерные ответы учащихся:

- храбрость воинов;

- умелые действия Александра Ярославовича

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в парах. Результат проверяют по слайду. Комментируют выполнение задания.

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный ответ:

Невская битва Ледовое побоище
3 4 5 8 1 2 6 7 9 10
Слово учителя:

Умер Александр Ярославович в 43 года в Городце от отравления. В 1547 году Александра Невского причислили к лику святых. Князю посвящён один из самых ярких памятников русской литературы “Житие Александра Невского”, составленного главой церкви – митрополитом Кириллом. Позже, по приказу Петра Великого, прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

  Слайд 8
5. Рефлексия.

Слово учителя:

А сейчас, ребята, постарайтесь ответить на вопрос: “Можно ли Александра Невского считать великим полководцем?” Свой ответ обоснуйте.

Устные ответы учащихся.  
Домашнее задание.

По учебнику: прочитать параграф 13. По контурной карте отметить походы А.Невского.

  Слайд 9