“Если мира нет в тебе, то
мира вокруг тебя быть не может”
Святое Писание
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать представление учащихся о понятиях: “конфликт”, “социальный конфликт”, “личностный конфликт”, “межличностный конфликт”, “межгрупповой конфликт”;
- Формирование представления о субъектах конфликтов и их роли;
- Формирование представления о классификации конфликтов и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях;
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- Развитие навыков анализа ситуаций;
- Развитие коммуникативной способности;
Воспитывающие:
- Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Тип урока: изучение нового материала.
Способы и методы проведения урока: проблемное изложение материала, использование собственного опыта и знаний.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Презентация для интерактивной доски
- Раздаточный материал
План урока
Структура урока | Формы этапов урока | |
I | Организационный момент | Приветствие. Проверка отсутствующих. |
II | Актуализация субъектного опыта учащихся | Выполнение синквейна |
III | Этап изучения нового материала | Проблемное изложение материала
учителем Работа с интерактивной доской и понятиями урока Выполнение практических заданий в группах |
IV | Рефлексия | Самоконтроль с применением интерактивной доски |
V | Подведение итогов урока | Обобщение |
VI | Постановка домашнего задания | Самостоятельная работа |
Ход урока
Если мира нет в тебе, то мира и вокруг тебя быть не может.
Св. Писание
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих. Создание позитивного настроя.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Учитель: Послушайте одну, довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль – выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нажжен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.
1. Выберите из предложенных на доске качеств, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться.
На доске: скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.
Что же происходит, когда люди утрачивают в процессе общения качества, указанные вами? (Конфликт)
2. Напишите синквейн, используя понятие “конфликт”.
На доске:
Порядок написания синквейна.
- Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
- Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие
- Третья строка -три глагола, показывающие действия понятия
- Четвертая строка – короткое предложение, в котором высказывается отношение к понятию.
- Пятая строка – одно слово (существительное), через которое можно выразить свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
После озвучивания некоторых синквейнов появляется информация о знании старшеклассниками понятия “конфликт”.
III.Этап изучения нового материала.
План:
- Понятие “конфликт”.
- Классификация конфликтов.
- Ступени конфликта.
- Стратегии разрешения конфликтов.
1. Учитель: Давайте вместе разберемся, что такое конфликт, какими они бывают и какие существуют пути выхода из конфликта.
На доске: Конфликт – это ситуация, когда одна сторона нарушает, ущемляет, игнорирует интересы другой стороны; это столкновение, предельное обострение противоречий двух или нескольких сторон.
Каждый человек не раз становился участником того или иного конфликта, т.е. субъектом конфликта. Все конфликты можно разделить на три группы.
2. Учитель: давайте заполним таблицу, которая появилась на доске и определим суть каждого типа конфликта.
Внутриличностный | Межличностный | Социальный |
в ситуациях принятия жизненно важных решений для человека | столкновения между людьми на почве несходства взглядов или несовпадений интересов. | соперничество между различными социальными группами за обладание властью, территорией, богатством и т.д. |
Пример: | Пример: | Пример: |
3.Учитель: Итак, если конфликт все-таки возник, о чаще всего он проходит определенные стадии в своем развитии. Какие же это стадии? Для этого предлагаю проанализировать материал в течение 3-5 минут и попробовать выделить основные этапы конфликта.
Учащиеся: работают в группах по 4 человека с раздаточным материалом и заполняют таблицу.
Материал: Случай в поезде.
В купе вбежал паренек странного вида: в лаптях, в полосатых штанах, в красной рубахе навыпуск, подвязанной толстой веревкой, волосы – копна соломы! Он плюхнулся рядом с востроносой старушкой, сидевшей на нижней полке, и ну давай махать кому-то в окно.
- Ты чего это сел на мою полку? – вдруг взъерепенилась старуха. – Где твое место? На верхней полке! вот и лезь туда и сиди!
- Да мне же там сидеть неудобно… - начал оправдываться паренек.
- Ничего не знаю! У тебя верхнее место куплено! Вот сейчас я тебя огрею батогом-то по спине! Спорщик какой!
Паренек не стал дожидаться исполнения угрозы, а залез на верхнюю полку и, свесив ноги прямо перед носом бабки, начал ими болтать. В этот момент поезд неожиданно резко дернулся, и бабка получила удар лаптем в глаз. Бабка взвизгнула, запричитала, а под ее глазом начал набухать синяк…
- Хулиганы! Избивают! На помощь! Полиция! – кричала бабка. Сбежавшиеся пассажиры и проводница насилу ее успокоили. Проводница принесла даже какие-то примочки, а паренька отвели в соседнее купе. Подальше от бабки. Та еще долго ворчала.
По истечении отведенного времени, представители от каждой группы высказывают свои предположения, учитель предлагает сравнить их с правильными ответами и записать в таблицу.
Этапы протекания конфликта | |||
предконфликтный этап | осознание конфликта | непосредственно конфликт | разрешение конфликта |
появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация | объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками | переход к конфликтному взаимодействию, обострение эмоционального фона | полное или частичное разрешение конфликта |
Пример: | Пример: | Пример: | Пример: |
4. Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас, участвуя в конфликте, находили пути выхода из него. Давайте разделимся на группы и каждая попытается выработать стратегию поведения в конфликте согласно полученному девизу (работа в группах).
Девизы: “Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него”
- “Чтобы я победил, ты должен проиграть”
- “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”
- “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”
- “Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть”
На доске:
Основные стратегии взаимодействий в конфликте |
|
Избегание (уход) | Это реакция на конфликт, выражающаяся в
игнорирование или фактическом отрицании
конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов. |
Конкуренция (борьба) | Стремление к доминированию и в конечном
счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов. |
Приспособление | Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов. |
Сотрудничество | Стремление к интеграции интересов всех
участников конфликта. В содержание интересов
каждой из сторон входит удовлетворение основных
интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимально настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны. |
Компромисс | Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны. |
IV. Рефлексия.
Учитель: Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: “А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?”
Чтобы развеять ваши сомнения и помочь вам определиться со стратегией поведения в конфликтной ситуации я предлагаю вам пройти несложный тест. Результаты вы узнаете после прохождения теста. (Приложение 1)
На доске: результаты теста. За каждый ответ “а” - 4 очка, “б” - 2, “в” - 0 очков.
- От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
- От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, если нет другого выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или на приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
- До 10 очков. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете “съесть живьем”. Ваша критика- ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как “конфликт” и “социальный конфликт”. Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И все-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от нее.
VI. Постановка домашнего задания.
Выучить П. 37 и основные понятия.
В тетради аргументировано ответьте на вопросы:
а) Конфликты делятся на ссоры и споры. Как вы думаете, чем они отличаются?
б) Перечислите основные функции, которые конфликты выполняют в обществе
Учитель: Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачи Вам!
Приложение 1
Тест по определению уровня конфликтности.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
в) активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет
б) только если имею на это веские основания
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые
б) лишь по принципиальным вопросам
в) споры – моя стихия
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже
б) делаю замечание
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков
б) молча возьму солонку
в) не удержусь от едких замечаний и, может быть, демонстративно откажусь от еды
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика
б) сухо сделаю замечание
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:
а) промолчу
б) ограничусь коротким тактичным комментарием
в) устрою скандал
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш
в) проигрыш надолго испортит мне настроение