Образовательные задачи: формирование универсальных учебных действий: умения высказывать и развивать свои мысли, развитие речи; развитие умения выделять главное, работать с разными источниками информации (текст, устный рассказ, карты атласа, интернет ресурсы).
Учебные задачи: сформировать облик (образ) городов Северо-Запада; выявить особенности их развития и роль в современной жизни России; актуализировать знания по истории России.
Воспитательные задачи: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес к её истории и будущему.
Ход урока
1. Объявление темы и задач урока.
2. Проверка знаний:
1) показать на карте Северо-Западный экономический район;
2) слайд шоу пейзажей разных природных зон России. Учащиеся должны назвать те из них, на которых, по их мнению, изображена природа Северо-Западного экономического района. Обосновать свой выбор. [Приложение 1].
3. Вступительное слово учителя: Уже в раннем Средневековье от Балтийского моря начинался знаменитый путь (какой?) – “из варяг в греки”, а также из Балтики в Поволжье. Здесь возникли процветающие торгово-ремесленные и культурные центры. О каких городах идет речь в следующих стихотворениях:
Ты ль предо мной, о древний град
Свободы, славы и торговли!
Как живо сердцу говорят
Холмы разбросанных обломков!
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или к кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?
Когда твой меч, гроза соседа,
Карал и рыцаря, и шведа,
И эта гордая волна
Носила дань войны жестокой?
Скажи, где эти времена?
Они далёко, ах, далёко!
(Д.В. Веневитинов, 1868. Великий Новгород)
Ни тучки от грозы вчерашней
На небе и в помине нет.
Зажегся над Покровской башней
Омытый ливнями рассвет.
В те времена, когда Баторий
Стоял здесь, требуя ключи,
Помножив гнев святой на горе,
Взошли на стены (псковичи).
Воспоминания доныне
Хранит легендами земля,
Как здесь о русскую твердыню
Разбилось войско короля.
Как шли под клич набатных звонов
В бессмертье русские сыны...
Молчу у тихих бастионов,
Повитых былью старины.
(В. Боровиков. Псков)
Под властью “Господина Великого Новгорода” находились огромные территории – от Кольского полуострова до верховья Волги, от Балтийского моря до Полярного Урала.
Великий Новгород отличался высокой грамотностью населения, мастерством ремесленников, строителей и художников.
Псков был богатым торговым городом. В 1240-1242 гг. был захвачен рыцарями Тевтонского ордена, и лишь победа Александра Невского на Чудском озере (как называлась битва? (Ледовое побоище)) принесла свободу.
4. 4 учащихся показывают подготовленные презентации о Пскове, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Калининграде [Приложение 2]. Класс заполняет в течение урока таблицу. Тема таблицы – тема урока. Первые две колонки таблицы заполняются на основе презентаций. Сведения в третью и четвертую колонки учащиеся ищут в учебнике, помогает учитель. Перспективы развития учащиеся могут попробовать сформулировать сами.
Город | Историческая роль, достопримечательности | Современные проблемы | Перспективы развития |
5. Вопросы для закрепления материала:
- Чем отличаются старые города от новых?
- Почему Северо-Запад имеет в своем составе так много старинных городов?
- Почему Санкт-Петербург называют “городом-музеем”?
- Какие функции вам представляются наиболее перспективными для древних городов Северо-Запада: промышленные, рекреационные, обслуживания прилегающих территорий или какие-либо ещё?
6. Рефлексия. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: работа в контурной карте — нанести достопримечательности городов Северо-Запада, отрасли промышленности, развитые в них. Читать параграф 31 (учебник УМК “Сферы”).