Цель урока: изучить строение и режим рек, зависимость характер течения рек от рельефа.
Задачи: /слайд 2/
- образовательные: дать понятие реки, элементы речной долины, речная система, речной бассейн, водораздел, горная и равнинная река, пороги и водопады. Раскрыть зависимость направления и течения реки от рельефа. Рассмотреть образование порогов и водопадов.
- Воспитательные: Сформировать научное мировоззрение о реках; воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование трудовых навыков при выполнении учебной работы.
- Развивающиеся: Развивать умения работать самостоятельно, умения работать с учебником, картинами, развивать монологическую речь при описании рек по картине, развивать логическое мышление, память, внимание.
Методы: рассказ, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сообщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, сообщения учащихся, картины с изображением рек, презентация, проектор, ноутбук.
Ход урока
УЭ. 0. Организационный момент
Повторение /слайд 3/
- Что такое гидросфера?
- Перечислите части гидросферы.
- Что называют подземными водами?
- Как образуются пещеры? Какие натечные формы в них встречаются?
- Что называют грунтовыми, межпластовыми, артезианскими, минеральными, термическими водами?
УЭ. 1. Подготовительный этап /слайд 4/
- Что относят к водам суши?
- Какая река протекает в нашем населенном пункте? Опишите её.
- Отгадайте загадки, связанные с реками.
- Назовите основные формы рельефа.
УЭ. 3. Изучение нового материала
- Что мы относим к поверхностным водам?
1. Понятие река, её части. /Слайд 5/
- Что такое река?
/прочитать и записать определение в тетрадь/
Река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении, называемом руслом реки.
Русло – это углубление, в котором течет река.
/зарисовать схему речной долины, записать определения/
Речная долина- это более широкое понижение в рельефе на дне которого находится русло реки.
Очень часто рери текут по поверхности суши.
- А могут ли реки течь под землей?
Как правило реки текут постоянно, но лишь изредка встречаются временно пересыхающие реки. Как вы можете это объяснить? От чего зависит пересыхание русла реки?
У любого объекта есть начло и конец. У рек тоже есть эти части.
/Записать определение понятий: исток, устье/
Исток – это место откуда берет начало река. /слайд 6,7/
Виды истоков:
- Озера, (н/р Ангара)
- Ледники (н/р Объ)
- Болота (н/р Волга на Валдайской возв)
- Слияние двух рек (н/р Амур, от слияния Шилки и Аргуни)
Задание 1. Используя атлас, определите где находятся истоки рек: Нил, Инд, Припять.
Как бы река не начиналась, если у неё есть притоки, то вниз по течению она становится шире и полноводнее.
Только в пустынях реки иногда терябтся в песках. Почему? Приведите примеря таких рек.
Устье – это место, где река впадает в другую реку, озеро, залив, море. /слайд 8/
Задание 2. Используя карту, назовите куда впадают следующие реки:
- Ганг (Бенгальский залив)
- Нил (Средиземное море)
- Миссисипи (Мексиканский залив)
- Объ (Обская губа)
- Волга (Каспийское море)
- Ангара ( р. Енисей)
- Некоторые реки заканчиваются в озерах: Сырдарья, Амударья.
Большинство рек являются притоками других рек. Например, р. Москва (приток р. Оби), р Ока (првый приток р. Волга).
- Как узнать какой приток у реки: правый или левый. (Нужно встать лицо к устью реки, вниз по течению.Если реки впадает справа, то приток правый, если слева, то левый.)
Задание 3. Определите по карте, какой у реки приток: Ангара, Иртыш.
Понятие речная система, бассейн, водораздел реки. /слайд9,10,11/
Главная река со всеми её притками образует речную систему.
/Работа с картой/
Найдите на карте р. Амазонка, р. Нил. Посмотрите, у какой реки речная система больше. Почему?
У каждой реки есть свой бассейн и водораздел.
Бассейн реки – это суши с которого вся вода стекает в одну реку.
- Сравните бассеин реки Амазонка и Нил. У какой реки бассейн больше.
Водораздел – это граница, разделяющая соседние речные бассейны.
В горах водораздел проходит по гребням хребтов, а на равнинах по наиболее возвышенным участкам местности.
/рассмотреть на фото реки, назвать исток, устье рек./ /слайд 12/
Миссисипи, Колорадо, Амазонка, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Лимпомпо, Дунай, Волга, Объ, Енисей, Лена, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. /слайд 13/
Зависимость рек от рельефа. /слайд14/
Направление и течение реки зависит от рельефа поверхности по которой она протекает.
В зависимости от рельефа реки делятся на горные и равнинные.
Признаки горных и равнинных рек
- текут быстро | - текут спокойно |
- скорость течения высокая | - скорость течения менее 1 м/с |
- имеет препятствия, разрушает | - обходит препятствия |
- долина узкая | - имеет широкую долину |
- не пригодна для судоходства | - пригодна для судоходства |
4. Понятие о порогахи водопадах. /слайд 17,18/
Даже на равнинных реках могут быть участки, на которых течение реки резко меняется.
Порог – выходы твердых пород, пересекающих русло и нагромождение камней.
Пороги на равнинных реках мешают судоходству. И этим они становятся похожими на горные реки. Очень много погоров, например на р. Днепр.
Задание 4. Расмотрите на рисунке строение порога.
Водопад – это место, с которого река падает с высокого уступа.
Задание 5. Рассмотрите на рисунке строение водопада. Используя карту найдите и назовите крупные водопады мира, на каких реках они расположены.
Самый высокий вдп Анхель (в Южной Америке, на р. Ориноко)
Самый мощный вдп Ниагарский (в Северной америке, на р. Ниагара)
Самый большой вдп в Африке – Виктория
/прослушайте сообщение о водопах, приготовленные учащимися/ /слайд 19-22/
Понятие режим, питание реки.
Реки могут питаться за счет талых вод (снеговое), ледниками, подземными водами, дождевыми осадками. / слайд 23/
Изменение уровня воды в зависимости от питания, климатических условий называется режимом реки./ слайд 24/
Ежегодный продолжительный подъём уровня реки называется половодьем.
Часть речной долины затопляемая во время разлива реки называется пойма.
Кратковременный подъём уровня воды в реке называется паводок.
Межень – время самого низкого уровня воды в реке, во время сухой погоды летом, при ледоставе зимой.
- Как можно использовать воды рек. /слайд 25/
УЭ 4. Закрепление
- Викторина “Знаете ли вы реки?” /слайд 26/
- Выполнение практической работы по теме описание ГП реки на карте.
- Учащиеся описывают ГП реки по предложенному плану. /слайд 27/
Д.З. Параграф реки в учебнике, записи в тетради, в контурной карте отметить перечисленные в параграфе реки.
/слайд 28/