Методы и технологии:
Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска; работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками
Оборудование урока:
- тексты с лекцией-гипертекстом на тему "Крещение Руси",
- набор опорных сигналов,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация "Крещение Руси" с иллюстративным материалом,
- карта "Древнерусское государство в IX - X вв."
Цели урока:
Когнитивные (познавательные): определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.
Операционные (развивающие): развивать широкий спектр аналитических умений: умения применять картографические знания; умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково - исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.
Ценностные (воспитательные): учащиеся должны уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.
Основные понятия и термины: религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.
Ход урока
Эпиграфы урока:
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон -
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)
Крещение Святой Руси идёт,
Во славу Бога и милости народа
Святой род в православии живёт,
И будет жить вечно как природа :
I. Орг. момент.
Приветствие.
Подготовка к восприятию темы и организация работы класса.
II. Актуализация знаний.
В начале урока звучат колокола.
Слова учителя. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.
Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.
Китайский мудрец Конфуций говорил: "Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть".
Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученики говорят тему урока.
"Принятие христианства на Руси" Слайд 1
(Переход к следующему слайду по щелчку)
Актуализация знаний. Повторяем понятия
Политеизм: многобожие, почитание нескольких или многих богов.
Генотеизм: переплетение политеизма и монотеизма. Эта вера допускает существование множества богов, но вместе с тем сосредоточивается на почитании избранного бога.
Пантеон - храм или место, посвященное всем богам
Прозелитизм - горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям, религии, догме.
Решаем кроссворд Слайд 2
Вопросы: Слайд 3
- Имя князя, крестившего Русь.
- В каком состоянии досталось государство князю Владимиру?
- Какие преобразования были проведены во внутренней политике князя Владимира?
- Что такое "языческая реформа князя Владимира"?
- Какую цель преследовала первая религиозная реформа?
- Какое отношение было у европейских стран к Киевской Руси?
- Какое ещё прозвище получил Владимир в народе? (Великий, Креститель, Святой, Красное Солнышко)
Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещение Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок.
Проведём мы его в несколько необычной форме, и я надеюсь, что этот способ изучения исторического материала поможет вам прочно запомнить всю информацию и проявить себя с творческой стороны, рассматривая и обсуждая основные вопросы темы. Но для того, чтобы это всё произошло, необходимо внимательно слушать учителя и строго соблюдать последовательность работы.
III. Целеполагание.
Слайд 4
- Что вы знаете о христианстве?
- Как происходит принятие христианства? (через обряд крещения)
- Давайте попробуем сформулировать вопросы, которые помогут нам понять это событие.
Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.
Постановка проблемного задания.
Высказывания историков о князе Владимире: Слайд 5
"Владимир имел широкую душу:, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа". С. М. Соловьёв.
"Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным:, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею:" Н.М. Карамзин
":Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные:". Н.М. Карамзин.
- Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым?
- Принятие монотеистической веры - это процесс случайный или закономерный?
Слайд 6
IV. Работа с гипертекстом на компьютере.
Учитель предлагает ребятам открыть текс на компьютере
Гипертекст на тему "Крещение Руси" (Приложение 1)
(Создаются условия для первичного запоминания информации)V. Структурирование гипертекста.
(После прочтения текста)
Задание:
А) Работа с текстом (Приложение 1)
- разделить его на части,
- найти границы между ними,
- выделить главные мысли,
- дать название разделам.
Эта работа сопровождается записью плана на доске и в тетрадях учеников.
План Слайд 7
1. Предпосылки и причины крещения Руси
2. Выбор веры
3. Историческое значение и последствия крещения Руси
Б) Работа с опорным конспектом
Необходимо использовать опорные сигналы для обозначения главных мыслей.
(Продолжают механическизапоминатьтекст, начинают понимать логику изложения и подключают ассоциативное мышление, проявляя творчество и подключая фантазию).
VI. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 2)
(Организация групп проходит просто - делим класс по рядам)
Задание:
За 3-5 минут подготовить 5-7 вопросов к тексту, причем таких, на которые в тексте есть прямой ответ
Например, когда Владимир задумался о единобожии?
Затем происходит обмен вопросами и поиск ответов в тексте.
Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):
- Куда и зачем направил князь Владимир послов?
- Где и как крестили киевлян?
- Как князь поступил с кумирами?
- Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?
- В чем заключается значение принятия христианства для Руси? :..
VII. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 3)
Задание:
Подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако понимая материал, на них можно ответить.
Например, принятие христианства было закономерным или это была прихоть Владимира?
Группы обмениваются вопросами, но ответ находят уже не в тексте, а предлагают свои.
Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания и присвоения смысла информации.
2. Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):
- Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры - личными или государственными соображениями?
- Почему язычество к концу X века перестало соответствовать уровню общественного, политического и культурного развития Руси?
- Когда и кем совершено крещение князя Владимира?
- Каков был характер крещения Руси?
- Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?
- Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
VIII. Работа с материалом учебника параграф 8 и тетрадью. Слайд 8
- Каковы факторы, повлиявшие на принятие христианства?
- Что такое христианство? Запись в тетрадях
Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н.э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как бога -человека, спасителя мира.
IX. Работа с классом по опорным схемам.
01 - Каковы причины монотеизма? Слайд 9
(Кликнуть на управляющие кнопки, появляется на слайде тест)
Выбор веры
Учитель:
- Как схематически изобразить выбор князем Владимиром веры?
- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
Слайд 10, 11
По слайду 11 - работать следующим образом: после анимации слайда, кликнуть на слово "Херсонес"
Вопросы:
- Что изображено?
- Когда это происходило?
- Где?
"Корсунская легенда".
Владимир оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание. Великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла и византийская принцесса Анна.
Кликнуть на слово "Византия". Прочитать, обсудить текст.
Истоки восточного христианства Слайд 12
- Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким?
Вывод: организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству)
Запись в тетрадях:
Князь Владимир решил принять православие, т. к.:
- во-первых, православные храмы - красочны;
- во- вторых, не противоречила русским обычаям;
- в-третьих, на Руси были христиане - княгиня Ольга (бабка Владимира)
Десятинная церковь.
Слайд 13
Согласно летописи, над храмом высились 25 глав.Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.
Здесь же в 988 году князь с дружиной крестился.
Крещение в Киеве и в Новгороде Слайд 14
Считается, что крещение Руси началось в Киеве. И послал?Владимир со словами:?""Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, нищий или раб - да будет мне враг. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если не было это хорошим, не приняли бы это князь наш, и бояре".?
- Где и как крестили киевлян?
- Что произошло в Новгороде?
Работа со слайдом - кликнуть на слово "Киев" (всплывает несколько иллюстраций -3)
Затем на слово "Новгород" (иллюстраций -2)
Выводы о методах крещения Руси методы крещения: насильственный и мирный (строить церкви, приглашать священников, распространять церковную литературу).
Переход на следующий слайд по управляющей кнопке
Последствия крещения. Работа с опорными фреймами. Слайд 15
Учащиеся самостоятельно пробуют составить опорный конспект на компьютере. Затем идет обсуждение слайда, высвеченного на экране.
Последствия крещения. Самостоятельно записывают в тетрадь. Слайд 16
- Для экономического развития страны.
- Для политического развития страны.
- Для культурного развития страны.
- Для международного положения государства.
- Для обороны страны.
Церковная организация Слайд 17
После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.
Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами. (Приложение 4)
Феномен двоеверия. Слайд 18
Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции, но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалось чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и языческих вероучений получил название двоеверия. Двоеверие означает, что человек совершенно искренне верит в Бога, ходит в церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы. Но так же искренне он почитает и языческих богов, и может поклоняться им, приносить жертвы, отмечать языческие праздники, верить в языческие суеверия, защищать себя языческими оберегами.
X. Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению. Слайд 19
Выводы:
- Взаимоотношения Древней Руси с Византией в течение двух столетий - IX и веков, способствовали проникновению христианства на Русь;
- Крещение Руси содействовало развитию ее экономики, права,просвещения и культуры;
- Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процецесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен;
- В конце X века Древнерусское государство превратилосьв крупнейшую державу Европы;
- Принятие восточного варианта христианства сделало Русьчастью православного мира.
XI. Итог урока.
Основные направления деятельности Владимира Святославича.
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Время княжения Владимира является периодом подъёма Киевского государства: усиления феодальной власти внутри, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремёсел. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Путятой и Кожемякой был и Владимир Красное Солнышко.
Контрольные вопросы для проверки:
1-й уровень.
Почему именно в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?
В чем отличие христианства от язычества?
2-й уровень.
Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?
Что означает поговорка "Путята огнём. Добрыня - мечом"?
3-й уровень.
Какие ещё религии соперничали с православием в 986 году?
Что дало христианство Киевской Руси?
Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?
XI. Подведение итогов. Рефлексия.
Оценки выставляются с учётом степени активности и того, какой уровень сложности выбрали ученики.
- Что вы ожидали от урока и что получилось?
-Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
- Была ли польза от такого рода работы?
- В чем вы видите собственное приращение?
X. Домашнее задание. Слайд 23
Параграф 8, повторить термины и записи в тетрадях.
Заполнить таблицу.
Древняя Русь: до и после крещения.
Благодарю за урок!
Литература:
- Васильев М. Языческая реформа князя Владимира//Преподавание истории в школе, №6, 1993.
- Вернадский Г.В Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996г.
- Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М., 1989.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1993.
- Крещение Руси в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
- Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. - М.: Просвещение, 1984.
- Руднев В. Слово о князе Владимире. - М., 1989.
- Русское православие: вехи истории. - М., 1988.
- Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1984.
- Сахаров А.Н, БугановВ.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова/. (любое издание).
- Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. - СПб.: Издательство "Питер"- 1999г.
- Тайкова Е.В., Степанова Л.А. и др. История 5-11 классы. Инновационные формы уроков.
- Интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера. - Волгоград: "Учитель", 2010.
- Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1991.
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. - М.: МИРОС - Международные отношения, 1994.