Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Методы и технологии:

Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска; работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками

Оборудование урока:

  • тексты с лекцией-гипертекстом на тему "Крещение Руси",
  • набор опорных сигналов,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация "Крещение Руси" с иллюстративным материалом,
  • карта "Древнерусское государство в IX - X вв."

Цели урока:

Когнитивные (познавательные): определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

Операционные (развивающие): развивать широкий спектр аналитических умений: умения применять картографические знания; умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково - исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.

Ценностные (воспитательные): учащиеся должны уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.

Основные понятия и термины: религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.

Ход урока

Эпиграфы урока:

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон -
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)

Крещение Святой Руси идёт,
Во славу Бога и милости народа
Святой род в православии живёт,
И будет жить вечно как природа :

I. Орг. момент.

Приветствие.

Подготовка к восприятию темы и организация работы класса.

II. Актуализация знаний.

В начале урока звучат колокола.

Слова учителя. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.

Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.

Китайский мудрец Конфуций говорил: "Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть".

Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики говорят тему урока.

"Принятие христианства на Руси" Слайд 1

(Переход к следующему слайду по щелчку)

Актуализация знаний. Повторяем понятия

Политеизм: многобожие, почитание нескольких или многих богов.

Генотеизм: переплетение политеизма и монотеизма. Эта вера допускает существование множества богов, но вместе с тем сосредоточивается на почитании избранного бога.

Пантеон - храм или место, посвященное всем богам

Прозелитизм - горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям, религии, догме.

Решаем кроссворд Слайд 2

Вопросы: Слайд 3

- Имя князя, крестившего Русь.

- В каком состоянии досталось государство князю Владимиру?

- Какие преобразования были проведены во внутренней политике князя Владимира?

- Что такое "языческая реформа князя Владимира"?

- Какую цель преследовала первая религиозная реформа?

- Какое отношение было у европейских стран к Киевской Руси?

- Какое ещё прозвище получил Владимир в народе? (Великий, Креститель, Святой, Красное Солнышко)

Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием - крещение Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок.

Проведём мы его в несколько необычной форме, и я надеюсь, что этот способ изучения исторического материала поможет вам прочно запомнить всю информацию и проявить себя с творческой стороны, рассматривая и обсуждая основные вопросы темы. Но для того, чтобы это всё произошло, необходимо внимательно слушать учителя и строго соблюдать последовательность работы.

III. Целеполагание.

Слайд 4

- Что вы знаете о христианстве?

- Как происходит принятие христианства? (через обряд крещения)

- Давайте попробуем сформулировать вопросы, которые помогут нам понять это событие.

Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.

Постановка проблемного задания.

Высказывания историков о князе Владимире: Слайд 5

"Владимир имел широкую душу:, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа". С. М. Соловьёв.

"Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным:, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею:" Н.М. Карамзин

":Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные:". Н.М. Карамзин.

- Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым?

- Принятие монотеистической веры - это процесс случайный или закономерный?

Слайд 6

IV. Работа с гипертекстом на компьютере.

Учитель предлагает ребятам открыть текс на компьютере

Гипертекст на тему "Крещение Руси" (Приложение 1)

(Создаются условия для первичного запоминания информации)

V. Структурирование гипертекста.

(После прочтения текста)

Задание:

А) Работа с текстом (Приложение 1)

  • разделить его на части,
  • найти границы между ними,
  • выделить главные мысли,
  • дать название разделам.

Эта работа сопровождается записью плана на доске и в тетрадях учеников.

План Слайд 7

1. Предпосылки и причины крещения Руси

2. Выбор веры

3. Историческое значение и последствия крещения Руси

Б) Работа с опорным конспектом

Необходимо использовать опорные сигналы для обозначения главных мыслей.

(Продолжают механическизапоминатьтекст, начинают понимать логику изложения и подключают ассоциативное мышление, проявляя творчество и подключая фантазию).

VI. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 2)

(Организация групп проходит просто - делим класс по рядам)

Задание:

За 3-5 минут подготовить 5-7 вопросов к тексту, причем таких, на которые в тексте есть прямой ответ

Например, когда Владимир задумался о единобожии?

Затем происходит обмен вопросами и поиск ответов в тексте.

Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

- Куда и зачем направил князь Владимир послов?

- Где и как крестили киевлян?

- Как князь поступил с кумирами?

- Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

- В чем заключается значение принятия христианства для Руси? :..

VII. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 3)

Задание:

Подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако понимая материал, на них можно ответить.

Например, принятие христианства было закономерным или это была прихоть Владимира?

Группы обмениваются вопросами, но ответ находят уже не в тексте, а предлагают свои.

Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания и присвоения смысла информации.

2. Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

- Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры - личными или государственными соображениями?

- Почему язычество к концу X века перестало соответствовать уровню общественного, политического и культурного развития Руси?

- Когда и кем совершено крещение князя Владимира?

- Каков был характер крещения Руси?

- Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

- Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

VIII. Работа с материалом учебника параграф 8 и тетрадью. Слайд 8

- Каковы факторы, повлиявшие на принятие христианства?

- Что такое христианство? Запись в тетрадях

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н.э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как бога -человека, спасителя мира.

IX. Работа с классом по опорным схемам.

01 - Каковы причины монотеизма? Слайд 9

(Кликнуть на управляющие кнопки, появляется на слайде тест)

Выбор веры

Учитель:

- Как схематически изобразить выбор князем Владимиром веры?

- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

Слайд 10, 11

По слайду 11 - работать следующим образом: после анимации слайда, кликнуть на слово "Херсонес"

Вопросы:

- Что изображено?

- Когда это происходило?

- Где?

"Корсунская легенда".

Владимир оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание. Великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла и византийская принцесса Анна.

Кликнуть на слово "Византия". Прочитать, обсудить текст.

Истоки восточного христианства Слайд 12

- Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким?

Вывод: организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству)

Запись в тетрадях:

Князь Владимир решил принять православие, т. к.:

  • во-первых, православные храмы - красочны;
  • во- вторых, не противоречила русским обычаям;
  • в-третьих, на Руси были христиане - княгиня Ольга (бабка Владимира)

Десятинная церковь.

Слайд 13

Согласно летописи, над храмом высились 25 глав.Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула - то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

Здесь же в 988 году князь с дружиной крестился.

Крещение в Киеве и в Новгороде Слайд 14

Считается, что крещение Руси началось в Киеве. И послал?Владимир со словами:?""Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, нищий или раб - да будет мне враг. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если не было это хорошим, не приняли бы это князь наш, и бояре".?

- Где и как крестили киевлян?

- Что произошло в Новгороде?

Работа со слайдом - кликнуть на слово "Киев" (всплывает несколько иллюстраций -3)

Затем на слово "Новгород" (иллюстраций -2)

Выводы о методах крещения Руси методы крещения: насильственный и мирный (строить церкви, приглашать священников, распространять церковную литературу).

Переход на следующий слайд по управляющей кнопке

Последствия крещения. Работа с опорными фреймами. Слайд 15

Учащиеся самостоятельно пробуют составить опорный конспект на компьютере. Затем идет обсуждение слайда, высвеченного на экране.

Последствия крещения. Самостоятельно записывают в тетрадь. Слайд 16

  • Для экономического развития страны.
  • Для политического развития страны.
  • Для культурного развития страны.
  • Для международного положения государства.
  • Для обороны страны.

Церковная организация Слайд 17

После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.

Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами. (Приложение 4)

Феномен двоеверия. Слайд 18

Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции, но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалось чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и языческих вероучений получил название двоеверия. Двоеверие означает, что человек совершенно искренне верит в Бога, ходит в церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы. Но так же искренне он почитает и языческих богов, и может поклоняться им, приносить жертвы, отмечать языческие праздники, верить в языческие суеверия, защищать себя языческими оберегами.

X. Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению. Слайд 19

Выводы:

  • Взаимоотношения Древней Руси с Византией в течение двух столетий - IX и веков, способствовали проникновению христианства на Русь;
  • Крещение Руси содействовало развитию ее экономики, права,просвещения и культуры;
  • Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процецесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен;
  • В конце X века Древнерусское государство превратилосьв крупнейшую державу Европы;
  • Принятие восточного варианта христианства сделало Русьчастью православного мира.

XI. Итог урока.

Основные направления деятельности Владимира Святославича.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Время княжения Владимира является периодом подъёма Киевского государства: усиления феодальной власти внутри, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремёсел. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Путятой и Кожемякой был и Владимир Красное Солнышко.

Контрольные вопросы для проверки:

1-й уровень.

Почему именно в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?

В чем отличие христианства от язычества?

2-й уровень.

Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?

Что означает поговорка "Путята огнём. Добрыня - мечом"?

3-й уровень.

Какие ещё религии соперничали с православием в 986 году?

Что дало христианство Киевской Руси?

Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

XI. Подведение итогов. Рефлексия.

Оценки выставляются с учётом степени активности и того, какой уровень сложности выбрали ученики.

- Что вы ожидали от урока и что получилось?

-Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

- Была ли польза от такого рода работы?

- В чем вы видите собственное приращение?

X. Домашнее задание. Слайд 23

Параграф 8, повторить термины и записи в тетрадях.

Заполнить таблицу.

Древняя Русь: до и после крещения.

Благодарю за урок!

Литература:

  1. Васильев М. Языческая реформа князя Владимира//Преподавание истории в школе, №6, 1993.
  2. Вернадский Г.В Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996г.
  3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М., 1989.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1993.
  5. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
  6. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII вв. - М.: Просвещение, 1984.
  7. Руднев В. Слово о князе Владимире. - М., 1989.
  8. Русское православие: вехи истории. - М., 1988.
  9. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1984.
  10. Сахаров А.Н, БугановВ.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова/. (любое издание).
  11. Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. - СПб.: Издательство "Питер"- 1999г.
  12. Тайкова Е.В., Степанова Л.А. и др. История 5-11 классы. Инновационные формы уроков.
  13. Интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера. - Волгоград: "Учитель", 2010.
  14. Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1991.
  15. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. - М.: МИРОС - Международные отношения, 1994.