Цели:
- Повторение и закрепление материала по теме “Россия в эпоху войн и революций, подготовка к контрольной работе.
- Развивать умение учеников решать проблемные задачи, формировать учебно-познавательные компетенции.
- Воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок
Тип урока: применение и закрепление полученных знаний
Формы работы с обучающимися: индивидуализированная
Форма урока: самостоятельная работа обучающихся
Методы обучения: частично-поисковые и эвристические
Средства обучения: карточки с вопросами, карта, учебник
Отбор материала: эмпирический, в более сложных вопросах – теоретический
- Закрепляются предметные умения – знание фактического материала;
- формируются общеучебные умения – работать с книгой, картой и дополнительной литературой (исторические факты содержатся к карточках);
- интеллектуальные – выделение главного, теоретическое объяснение прошедших событий и умение делать самостоятельные выводы.
Обучающимся предлагаются вопросы 3-х уровней сложности:
- на воспроизведение фактов
- на глубокое усвоение материала, требующие установления причинно-следственных связей, объяснения фактов или понятий или ответ по аналогии;
- вопросы-доказательства, новая учебная ситуация, творческий характер ответа.
Ход урока
I этап
Мотивация. Друзья, была изучена самая спорная тема в истории России. Попробуйте сами оказаться на месте историков и выскажите своё мнение по предлагаемым вопросам.
Разъяснение учащимся целей работы:
- закрепить полученные знания по теме;
- учиться мыслить нестандартно, т. е. у каждого может быть свой ответ на вопрос, главное уметь доказать собственную точку зрения;
- подготовиться к предстоящей контрольной работе.
II этап: самостоятельное выполнение практической работы
Инструкция к выполнению: Каждый получает карточку с заданием. Задания, отмеченные звёздочкой – 5 баллов, задания без звёздочки – 4 балла, либо 3 балла. На оценку “5” необходимо набрать 25 баллов, на “4” - 21 балл и на “3” - 17 баллов. Дополнительно может быть добавлено 2-3 балла:
- за оригинальное мнение;
- за интересную трактовку фактов, не искажающую одновременно события;
- за сведения и факты, которых нет в учебнике, т.е. полученные при работе с дополнительной литературой. Выполнив задание, учащийся получает новую карточку и т. д.
По ходу работы учитель оказывает помощь слабым ученикам, наводя на мысль, ставя в знакомую ситуацию. Карточки предлагаются дифференцированно: более сильные ученики получают более трудную работу. Слабым ученика могут быть предложены карточки с фактическим материалом, а сложные задания в случае желания ученика. Можно предложить на выбор. Количество карточек можно увеличить, в зависимости от количества обучающихся.
Карточки с заданиями
№1
Какую роль в развязывании гражданской войны сыграла аграрная политика большевиков? Можно ли считать её одной из причин гражданской войны?
№2 *
Эшелоны чехословацкого корпуса, насчитывавшего несколько десятков тысяч человек, растянулись на тысячи километров вдоль транссибирской ж/д. Однако, чехам удалось поставить под свой контроль огромные территории Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Кто и почему поддержал мятеж?
№3
Как во время революции строились отношения между социалистическими партиями: большевиков, меньшевиков, эсеров? Как это повлияло на развитие событий в стране?
№4 *
В ноябре 1918 года были распущены комбеды. С этого же времени начинается полоса более терпимого отношения к меньшевикам и эсерам. В конце 1918 – начале 1919 г. была предпринята неудавшаяся попытка уменьшить влияние ВЧК. Наконец, на VIII съезде РКП (б) была принята резолюция об отношении к среднему крестьянству, в которой провозглашался переход от политики нейтрализации середняка к прочному союзу с ним. Чем были вызваны такие шаги советской власти? Каков их результат?
№5
Известный английский советолог Э. Карр отмечает: “военный коммунизм представлял собой опрометчивый и драматический пересмотр политики первого периода режима, бросок в непроверенные и утопические эксперименты, ни в коей мере не оправданные объективными условиями. По этому мнению, военный коммунизм состоял не в продвижении вперед по дороге к социализму, а явился вынужденным ответом на чрезвычайные обстоятельства гражданской войны”. Прокомментируйте данное мнение.
№ 6
Большинство советских историков считают, что “военный коммунизм” явился следствием гражданской войны. Другие, например, Рой Медведев, полагают, что именно “военный коммунизм” привел к разжиганию гражданской войны. Кто, на ваш взгляд прав?
Аргументируйте свой вывод.
№ 7
До сих пор многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение?
Оцените обстоятельства гибели семьи Романовых с политической, правовой и нравственной точки зрения.
№8 *
Л. Д. Троцкий в октябре 1917 года заявлял: “Пленные являются для нас заложниками”. После разгрома партии кадетов (ноябрь 1917 года) он писал: “Вы протестуете против слабого террора, который мы применяем против классовых врагов. Но вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не тюрьма”. Используя приведённые высказывания и известные вам факты, опровергните или подтвердите фактами следующее суждение: “красный террор был только ответом на кровавые мятежи, заговоры или другие насильственные действия буржуазии, помещиков, кулаков, белогвардейского офицерства”.
№9
Э. Карр, характеризуя “красный террор” пишет: “Сущность террора в том, что он носил классовый характер. Он отбирал своих жертв не на основе определённых преступлений, а на основе ...”. Попытайтесь закончить мысль английского историка.
№ 10
Большевики необычайно широко применяли во время гражданской войны практику расстрела заложников. После покушения на Ленина 30 августа 1918 года в одном Петрограде было расстреляно от 500 до 900 человек. Ленин неоднократно требовал брать заложников, “отвечающих жизнью” за других. Можно ли оправдать применение таких мер?
№11
30 августа 1918 г. на Ленина было совершено покушение, а эсерка Каплан, считавшаяся исполнительницей этой акции (есть версия, что стреляла не она), была казнена. Как можно оценить связанные с этим покушением события с точки зрения права и морали?
№12 *
А.В. Колчак: “...Путём победы над большевиками иметь возможность собрать Учредительное собрание, на котором было бы высказана воля народа. ...Единоличное верховное командование может действовать с диктаторскими полномочиями ... только на театре военных действий”. Как полагал Ленин, “свобода торговли хлебом есть свобода капитала. Это есть колчаковская экономическая программа”.
На основании документа определите военно-политическое устройство, которое хотел установить Колчак.
№13
А. И. Деникин: “Большевизм должен быть раздавлен...вопрос о формах государственной власти...будет решён волей русского народа.
Определите общественно-политическое устройство, которое хотел установить Деникин?
№ 14 *
П. И. Врангель: считал необходимым представить “народностям России возможность определить форму правления свободным волеизлиянием”, “создать широкую федерацию, основанную на свободном соглашении и на общности интересов”, предусмотреть государственную защиту рабочих от хозяев, часть помещичьих земель передать крестьянам в собственность за выкуп.
Какое общественно-политическое устройство хотел установить Врангель в России?
№15
Проанализируйте следующие данные. А. В. Колчак, сын небогатого офицера писал о себе: “Если кто-нибудь укажет или найдёт у меня какое-нибудь имение или недвижимое имущество, или ...капиталы, то я могу их передать, потому, что их не существует в природе”.
А. И. Деникин – сын крестьянина, познал в детстве нужду и бедствия. М. В. Алексеев, начальник генштаба в годы войны, сподвижник Л. Г. Корнилова – “сын казака, казак”. Среди старших офицеров и генералов Добровольческой армии примерно 90-95 % не имели движимого имущества. За что сражались участники белого движения?
№16 *
Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твоё дело...
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым виденьем тает, тает...
Старого мира последний сон
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать – векам.
/М. Цветаева/
Как Марина Цветаева представляла себе цели белого движения?
№17 *
Перед вступлением в Польшу М. Н. Тухачевский, командовавший тогда Западным фронтом, издал приказ №1423, в котором были такие слова: “Бойцы рабочей революции! Устремите свои взоры на запад. На западе решаются судьбы мировой революции. Через трип белой Польши лежит путь к мировому пожару. На штыках понесём счастье и мир трудящемуся человечеству. На запад!” На основании отрывка ответьте:
- Какие цели ставили большевики в советско-польской войне?
- Как этот приказ соотносится с большевистской революционной теорией?
- Как это повлияло на исход войны?
№18
Н. И. Махно в годы гражданской войны организовывал колхозы и госхозы. Из 14,5 млн. десятин земли крестьянам было роздано лишь 5 млн., остальное – госхозы. Он выступал против продразвёрстки, на своих съездах махновцы требовали не допускать на Украину чекистов, выступали против большевизации советов. Н. И. Махно сыграл большую роль в борьбе против немцев, петлюровцев, белых; он подчёркивал, что свержение советской власти приведёт к торжеству реакции.
За что боролся Махно? Почему командование Красной армии не слишком доверяло своему союзнику и порой рассматривало его как врага?
№19 *
История КПСС (учебник) причины неудач в войне с Польшей объяснял так: “Часть польского населения была обманута: правительство Польши сыграло на ненависти трудящихся к царской России, порабощавшей Польшу. Трудящиеся не сумели разобраться в ситуации. Неудачи Красной армии объяснялись тем, что Советская страна вела войну в двух направлениях”. Что в этом объяснении соответствует действительности, а что нет.
№20 *
В результате советско-польской войны оказалось подорванным доверие к коммунистам Польши. Почему?
№21
В одной из популярных до недавнего времени песен о Красной армии есть слова:
“Белая армия, чёрный барон
Снова готовят нам царский трон
Но от тайги до Британских морей
Красная армия всех сильней”.Найдите историческую ошибку и спорный вывод.
№22
2 октября 1920 года состоялся III съезд РКСМ, на котором Ленин произнёс знаменитую речь “Задачи союзов молодёжи”. Там он в частности отмечал: “...Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата”. Согласны ли Вы с ленинским отношением к морали? Повлияло ли ленинское учение о нравственности на развитие нашего общества? Приведите факты.
№23 *
У Марины Цветаевой есть такие строки:
“Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть обелила.Какая мысль содержится в этом отрывке? Согласны ли Вы с автором?
№24
Считаете ли Вы возможным воздвигнуть памятник всем участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и Блюхеру – всем вместе)? Обоснуйте вашу точку зрения.
№25 *
А. И. Деникин счёл необходимым награждать своих солдат и офицеров боевыми наградами старой России. Объясните причины такого решения.
№26
Кто, по вашему мнению, победил и кто проиграл в гражданской войне? Почему?
№27 *
Аппарат Наркомата земледелия с конца 1918 года вырос более чем в 2,8 раза. В промышленности доля служащих с 1917 по 1920 г. выросла почти в 2 раза. В 1920 в Петрограде и Москве служащие различных учреждений составили 40 % населения. Каковы причины и последствия этого явления?
№ 28 *
Поэт М. Волошин писал в 1921 году в одном из стихотворений, посвященных гражданской войне:
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
всем быть распластанным –
- с пулей в затылке
И со штыком в животе.
Сбылись ли предсказания поэта?Докажите фактами.
№ 29
Считаете ли Вы истинными следующие высказывания:
Расстрел царской семьи – справедливое возмездие за совершённые преступления.
Польский народ приветствовал наступление Красной Армии на Варшаву.
Движение Н. И. Махно это кулацко-бандитское движение.
№ 30
Меньшевик Н.Н. Суханов так оценивал уход меньшевиков и эсеров со II съезда Советов так: “Мы ушли неизвестно куда и зачем, разорвав с Советом, смешав себя с элементами контрреволюции, дискредитировав и унизив себя в глазах масс, подорвав всё будущее своей организации и своих принципов. Этого мало: мы ушли совершенно развязав руки большевикам, сделав их полномочными господами своего положения, уступив им целиком всю арену революции”. Согласны ли Вы с этой оценкой? Почему?
№31
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Нежелание социалистических партий найти компромисс способствовало развязыванию гражданской войны.
Мужество и героизм были присущи в этой войне и той и другой стороне.
Самым выдающимся полководцем Красной армии был Тухачевский.
№32 *
Можно ли считать участие крестьян в революции осознанным социалистическим выбором? Ответ обоснуйте.
№ 33
Как повлияли на течение революции общий уровень культуры и образованности народа, отсутствие демократических традиций, отсутствие демократических традиций, гарантий прав и свобод личности? В каких условиях формируются эти традиции?
№34
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Основную часть воевавших армий составляло крестьянство.
“Военный коммунизм” был единственно возможной политикой в годы войны.
Большую роль в привлечении офицеров на сторону Красной армии сыграли Сталин и Ворошилов.
№ 37 *
Из курса новой истории вам известно, что отличительная черта якобинства – насилие. Как вы считаете, какой характер имела Октябрьская революция – социалистический или пролетарско-якобинский. Вывод обоснуйте.
№ 38
С середины 1919 года обозначился крупный конфликт между Деникиным и Врангелем, одним из возвысившихся к этому времени военачальников Добровольческой армии. Противоречия не носили политического характера: причинами разногласий являлась разница в видении двумя генералами вопроса выбора союзников и дальнейшей стратегии для сил Белого движения на Юге России, которая быстро перешла в плоскость взаимных обвинений и диаметрально противоположных оценок одних и тех же событий. Начальной точкой конфликта исследователями называется игнорирование Деникиным в апреле 1919 года секретного рапорта Врангеля, в котором он предлагал сделать царицынское направление наступления белых армий приоритетным. Деникиным позднее была издана Московская директива наступления, которая после её неудачи была публично раскритикована Врангелем. К концу 1919 года между генералами разгорелась открытая конфронтация.
Можно ли из данной информации извлечь причины поражения белого движения?
№ 39
Имея в своём распоряжении бо?льшую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией (которой способствовала безудержная эмиссия “керенок” и царских рублей большевиками). На закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Под залог 128 миллионов рублей получены кредиты в зарубежных банках: доходы от размещения возвращались в Россию.
Какие выводы можно сделать, учитывая данные факты?
№ 40*
Прочтите стихи М. Волошина, написанные в 1919 году.
“Я сам — огонь. Мятеж в моей природе,
Но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму.
Да, вне Москвы — вне нашей душной плоти,
Вне воли медного Петра —
Нам нет дорог: нас водит на болоте
Огней бесовская игра.
Святая Русь покрыта Русью грешной,
И нет в тот град путей,
Куда зовет призывный и нездешний
Подводный благовест церквей”.
О какой “новой тюрьме” говорит поэт? Что подразумевается под словами “огней бесовская игра”? Какие выводы можно сделать о взглядах поэта?
№ 41
Считаете ли Вы истинными приведённые ниже высказывания:
Первым председателем Временного правительства был князь Г.Е. Львов.
Двоевластие это противостояние большевиков и меньшевиков.
Одной из причин краха Временного правительства был курс на продолжение войны.
№ 42
Дополнить.
Декларация Временного правительства внесла следующие изменения в политический строй России ...
Решение вопросов о земле, о национально-государственном устройстве было отложено Временным правительством до ...
Главным лозунгом Кронштадского восстания был ...
№ 43
Сформулируйте экономические причины победы красных в Гражданской войне.
№ 44
Причинами победы красных историки называют следующие факторы: белые не смогли предложить народу привлекательной программы, преодолеть внутренние противоречия; остановить моральное разложение армии и тыла, удержаться от жестокого обращения с населением, террора.
III этап работы
Аналитическая мотивация: Большинство учеников справились с трудными вопросами. Благодаря работе с учебником, закрепили изученный материал, увидели вопросы, которые трудно разрешить. Их необходимо повторить дома.
Даётся домашнее задание по повторению для подготовки к контрольной работе. Сдаются тетради для проверки практической работы.
Литература
- А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брант История России XX-XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /М.:Просвещение, 2013. – 383с.
- “Википедия – свободная энциклопедия” Белое движение [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Гражданская война в России, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Красный террор, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Деникин Антон Иванович [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- “Википедия – свободная энциклопедия”, Колчак Александр Васильевич, [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- М. Волошин Неопалимая купина [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/63_Voloshin_Stihi/3.html
- Э. Карр “Экономический порядок Глава 17. Военный коммунизм” [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2280.htm
- М. Цветаева “Дон”, [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/don.php