Тема урока: "Моря, омывающие берега России"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России;
  • изучить по картам моря, проливы, заливы;
  • развивать умение составлять географического объекта с опорой на предложенный план;
  • развивать умение работать с контурными картами;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • презентация “Моря, омывающие берега России”,

У учащихся:

  • учебники, тетради;
  • контурные карты, атласы;
  • справочные материалы “Моря России” (на каждой парте).

Ход урока

Здравствуйте, садитесь. Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку, нашла прекрасные слова:

Море бездонное, нежно манящее,
Тихий прибоя звон.
Чайки в небе натужно кричащие,
Пена, барашки волн.
Берег песчаный, влажный и трепетный,
Яркого солнца лучи.
Волны качаются с ритмами времени,
Вдаль унося корабли.
Те за луной уплывают просторами,
К пальмам из южных стран.
Эх, побродяжничать, сбросить оковы бы,
Душного города хлам.
Море бездонное, тихо манящее.
Нежный прибоя звон,
И корабли, в мираж уходящие,
Чаек надрывный стон.

Итак, я надеюсь, что вы догадались какая у нас сегодня тема урока.

Моря, омывающие берега России.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями морей России, изучите по картам проливы, соедичяющие моря с океанами, будете составлять географическую характеристику морей с опорой на план, работать по контурным картам.

Скажите, какими умениями вы прирастете?

– Нахожу на физической карте моря, проливы.
– Изучаю особенности морей.
– Составляю географическую характеристику морей.
– Сопоставляю физическую и контурную карты.

Ребята, сегодня на уроке вы будете погружаться на дно Черного моря. Если вы справились с заданием, можете смело опускаться на один уровень и так до самого дна.

Я раздаю вам листы обратной связи и технологические карты урока, с которыми вы будете работать в течение урока.

Россия – морская держава. Ведь ее омывают 12 морей трех океанов. Посмотрите на физическую карту (15–16 стр) и скажите мне водами каких океанов омывают берега России?

Итак, первое задание – найдите на физической карте и запишите в тетради все моря, омывающие берега России.

Умения, над которым работали? Передвинули магнитики.

Мы выяснили, что Россию омывают моря трех океанов. Давайте рассмотрим их по отдельности.

1-й ряд – моря Северного Ледовитого океана.

2-й ряд – Атлантического океана.

3-й ряд – Тихого океана.

Вам нужно определить какие моря относятся к Тихому, Атлантическому и Сев. Ледовитому океану, какие это моря окраинные или внутренние, какие реки в них впадают, какими проливами они отделены друг от друга.. Работаем. 5 минут.

Выйти к доске и рассказать о каждой группе морей.

Умения, над которым работали? Передвинули магнитики.

Через моря СЛО проходит Северный морской путь.

Доклад.

Все моря отличаются друг от друга, имеют свои особенности. Ваша задача дать характеристику моря по плану, который дан вам в технологической карте урока.

Работаем 10 минут. Проверка.

Умения’ над которым работали? Передвинули магнитики.

Чтобы перейти к следующему заданию, нужно немного отдохнуть и запастись энергией. Физкультминутка “Чистка мозгов” 1 минута.

Отдохнули, зарядились энергией, запаслись силой и выполним любое задание. А задание ваше любимое – синквейн. Каждый из вас составляет синквейн на свое море.

Работаем 5 минут.

Проверка.

Последнее задание – обозначить на контурной карте моря, проливы и полуострова. Работаем 10 минут.

Умения, над которым работали? Передвинули магнитики.

Ребята, наш урок подходит к концу. Откройте дневники, запишите дом. задание:

На “пять” – разработать проект на темы “Рациональное использование ресурсов морей”, “Экологические проблемы морей России”.

На “четыре” – сделать презентацию “Ресурсы морей”.

А сейчас возьмите цветные листочки, обведите свою ладонь. Давайте проведем рефлексию. Что у вас получилось, с чем не справились, как в себя чувствовали на уроке? Спасибо за урок. До свидания.

Лист обратной связи по теме; “Моря, омывающие берега России”.

Дата Нахожу на физической карте моря и проливы Изучаю особенности морей Составляю географическую характеристику морей Сопоставляю физическую и контурную карту Характеризую ресурсы морей
20.11.12
23.11.12
27.11.12

Технологическая карта урока по теме : “Моря, омывающие берега России”.

1. Найти на физической карте и записать в тетрадь моря, омывающие берега России.

2. Выявить особенности морей Тихого океана по плану:
– окраинное или внутреннее,
– какие реки впадают.
–чем соединены с океаном.

3. Дать географическую характеристику Черного моря по плану:

– бассейн какого океана,
– окраинное или внутреннее,
– береговая линия (заливы, полуострова),
– площадь, максимальная глубина,
– соленость,
– температура воды,
– реки.

4. Синквейн :——

1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
3. ГЛАГОЛА
ФРАЗА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ОБЪЕКТ
ОДНО СЛОВО, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕ СУТЬ

5. Нанести на контурную карту:
– моря: Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Берингово, Чукотское, Японское, Охотское и море Лаптевых;
– проливы: Карские ворота, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Лонга, Лаперуза;
– полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотка, Камчатка.