Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства. Я использую потешки – стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками и ножками, с детьми раннего возраста. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных своим содержанием, затем сказок.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. Я выразительно рассказываю потешку, которая поможет установить контакте ребенком. Многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использую такие потешки как, например:
“Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой (имя ребенка).
Хочется выделить несколько групп детского фольклора, средствами которого, я развиваю речь детей. Это колыбельные песенки.
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать:
“ручки устали,
ножки устали,
все хотят спать,
глазоньки закрываются,
глазки устали все отдыхать”.
При укладывании спать использую колыбельные песни:
Аи, бай, бай, бай,
Ты собака, не лай!
Ты , корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущие раннему возрасту.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
– в обучении правильному произношению;
– в приобщении детей к русской национальной культуре;
– в непосредственно образовательной деятельности;
– в беседах;
– в наблюдениях;
– в народных подвижных играх;
– в играх на развитие мелкой моторики;
– в театрализованной деятельности.
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей.
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки. Такие игры позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
– Самомассаж.
– Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки.
– Разведение пальцев и их сведение.
– Хлопки.
– Сжимание пальцев в кулаки и разжимание.
– Помахивание кистями – сверху вниз.
– Помахивание кистями к себе и от себя.
– Вращение кистей – “фонарики”.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их с помощью игры разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса.
Планируя игры, фольклор подбираю разнообразный (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы). Дети в игре проговаривая прибаутки. Потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела. Например:
“Петя, Петя петушок,
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь”.
На материале детского фольклора составляю тематические игры – инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Игра – инсценировка “ Репка”, “Жили у бабуси, два веселых гуся”, которую дети разыгрывают как маленький спектакль.
Развивайте речь средствами фольклора, ведь малышам эти произведения близки! Играйте с ребенком, пойте, рассказывайте стихотворения и наши дети заговорят гораздо быстрее, делайте все это с душой!