Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Internet. В этой связи, решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В сети Internet сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплексы электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты предоставляющие доступ к информационным ресурсам.
Internet-ресурсы по подготовке к ЕГЭ можно распределить на несколько видов подготовки:
- демо-версии,
- он-лайн тестирование,
- курс видеоуроков и лекций,
- разбор упражнений, конспекты,
- тренажеры,
- дистанционные курсы.
В основном все сайты по подготовке к ЕГЭ содержат не один вид подготовки, а целый комплекс, в который входят все эти виды.
Наиболее полно такими возможностями обладают ЕГЭ-портал (информационная поддержка) http://www.ctege.info/zadaniya-i-testyi-probnyie-po-geografii/ . Здесь представлены:
- Нововведения 2013 по географии.
- Демоверсия по географии.
- Книги по географии.
- Тесты по географии.
- Видеоуроки по географии.
- Шпаргалки по географии.
В сети Интернет есть возможность просмотреть и бесплатно скачать электронные книги по подготовке к ЕГЭ (http://www.ctege.info/knigi-po-geografii-dlya-podgotovki-k-ege/, http://4ege.ru/geographi/), курс лекций по предметам и по темам. Сетевые ресурсы позволяют получить электронные учебники, самоучители за максимально короткое время.
Старшеклассники много времени проводят общаясь в социальных сетях. Это обшение можно проводить с пользой на бесплатной онлайн-подготовке к ЕГЭ на сайте http://vk.com/ege_geo.
Существуют специальные сайты, которые предоставляют тренировочные работы в режиме он-лайн. Например, сайт http://ege.yandex.ru/geography/ Одним из преимуществ такого вида подготовки является то, что выпускник, прорешивая задания, контролирует время решения каждого задания, это позволяет сориентироваться выпускнику во времени. Тренажеры содержат репетиционные версии ЕГЭ, что позволяет учащимся развить навык сдачи экзамена в тестовом режиме, где части А и В проверяются системой, задания части С оцениваются учителем. В результате учащиеся, занимаясь самостоятельно, могут неоднократно выполнять один и тот же тест, добиваясь правильного ответа, а после разбора всего теста учитель может обновить данный вариант и тем самым предоставить ученику возможность заново его выполнить и провести самоконтроль.
Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности дистанционного обучения. Данная система имеет ряд преимуществ. Учитель имеет возможность контролировать действия учеников. Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения. Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену “РЕШУ ЕГЭ” (http://geo.reshuege.ru/) создана творческим объединением “Центр интеллектуальных инициатив”.Работая с данным ресурсом учитель может сгенерировать неограниченное количество необходимых ему тестов. Для каждого теста система выдаст индивидуальную ссылку, которую нужно сообщить учащимся. Если вы хотите, чтобы учащиеся увидели правильные решения задач после окончания работы, выбирайте “Составить домашнюю работу”. При выборе “Составить контрольную работу”: номера заданий в тексте работы выводиться не будут, а набранные баллы, ответы и решения заданий появятся в статистике у учащихся только после проверки работы учителем. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице “Ученику” и проходят тестирование. В зависимости от выбора учителя после окончания тестирования система сообщит или не сообщит учащимся правильные ответы и решения задач. Система автоматически проверяет решения задач частей В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения задач части С. Учитель может просмотреть и оценить их. Система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики. Ученик может воспользоваться справочными материалами.
Участвуя в сетевом сообществе “Открытый класс”, создала дистанционный курс “Подготовка к ЕГЭ по географии” (http://www.openclass.ru/node/349804), на котором размещены примеры специальных и пробных заданий,проводится их разбор.
В своей работе я использую оболочку Moodle для решения учебных задач разных направлений.
- Готовые (разработанные уроки), предлагаемые i-школой используются как основа для дистанционного обучения детей, обучающихся на дому;
- Собственные разработки ориентированы не только на домашнее обучение (иногда предлагаемые i-школой уроки основаны на других учебниках и не совпадают с нашим), но и на учащихся, которые по тем или иным причинам пропустили определенный урок. А еще используются на уроке в классе, так как содержат много наглядного материала;
- Ну и последнее направление, которому я бы хотела посветить большую часть своего доклада – это курс подготовки к ЕГЭ.
Преимущества такой формы подготовки заключаются, по моему мнению, в следующих моментах:
- Индивидуальная работа, так как не многие выпускники выбирают географию в качестве экзамена;
- Возможность обратить особое внимание на вопросы, вызывающие у ребят наибольшие сложности (пользуясь своим собственным опытом всегда видно, какие темы наиболее проблематичны);
- Объединить теоретический материал, которого очень много в печатных изданиях и электронные тесты, широко представленные в сети.
Конечно, подобные ресурсы уже представлены, в том числе и в i-школе, но они доступны только определенной группе учащихся, либо это платная услуга, поэтому собственный ресурс будет хорошим помощником выпускникам.
Вступительная часть знакомит учащихся с официальной информацией о ЕГЭ и особенностями этого экзамена по предмету география. Очень важно, чтобы при подготовке к такой серьезной работе ученик пользовался только первоисточником и получал точную, достоверную информацию.
Основная часть курса разбита на блоки, в которых отражена наиболее важная информация по следующим темам:
- Источники географических знаний;
- Великие географические открытия, исследования и путешествия;
- Природа Земли;
- География России;
- Население мира;
- Экономика зарубежного мира;
- Природопользование и геоэкология.
Для создания информационных блоков, чаще всего используется такой элемент, как лекция. Это очень удобный для работы ресурс. Он основан на ответах учеников, где каждый правильный ответ открывает новую страницу информации и новый вопрос. Неправильные ответы возвращают ученика на туже страницу, показывая снова тот же самый материал. Таким образом, очень удобно изучать тему по шагам.
Также в лекциях удобно рассматривать задачи из части С, где предлагаются конкретные задания, их решение и аналогичные примеры для самостоятельной работы ученика.
Другой вариант структуры блока – это сочетание информационной web-страницы и теста по определенной теме.
Большинство web-страниц содержат в себе краткую основную информацию, но при этом несут в себе большое количество ссылок на дополнительные источники сети. Это позволяет учащемся самим выбирать необходимый для себя объем информации для изучения.
Тесты для самопроверки содержат вопросы по данной теме и выполнены в разной форме, что отражает особенности содержания КИМ (с выбором одного ответа соответствуют части А; вопросы на соответствие и с коротким ответом – части В).
Так же некоторые блоки содержат полезные ссылки на интернет ресурсы, содержащие, по моему мнению полную и необходимую для подготовки информацию на определенную тему.
Очень удобна возможность постоянного дополнения и обновления курса, что делает его востребованным при каких-либо изменениях в КИМах или при внесении в ЕГЭ чего-то нового.
Данный ресурс носит скорее информационный характер и должен использоваться в качестве дополнительного источника и помощника для будущих выпускников при подготовке к ЕГЭ по географии.
Современные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи.
На мой взгляд, использование Internet-ресурсов позволяет школьникам, наиболее интересующимся географией, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по географии.
Эта новая технология, дает не только положительные результаты, но и будет развиваться дальше, так как является актуальной, удобной и современной.
Литература.
- Андреев А.А. Основы интернет-обучения [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М.: МГППУ: 2006. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Практикум: в 2 частях. – М.: МГОУ, 2006.
- Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. Выпуск 1 – 5. - М. Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций, 2006 – 2008
- Работа с современным инновационным учебным оборудованием: Учебно-методическое пособие. / Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. – М.: ООО “Диона”, 2009. – 34 с.