Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Законы сохранения в механике».
Задачи:
- Образовательные. Повторить и обобщить знания закона сохранения импульса и закона сохранения энергии, закрепить знание формул расчета импульса тела, импульса системы тел, механической работы, мощности, различных видов механической энергии; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, понимать графическую интерпретацию работы.
- Развивающие. Формировать навыки систематизации изученной информации и представления ее в виде схем. Развивать коммуникативные навыки при работе. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
- Воспитательные. Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, комплекты заданий, презентация «Обобщающее повторение темы «Законы сохранения в механике».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма: индивидуальная, парная и фронтальная работа.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока, мотивация.
III. Обобщение теории:
1) работа с обобщающей схемой «Импульс тела»;
2) работа с обобщающей схемой «Механическая
работа»;
3) работа с обобщающей схемой «Общий закон
сохранения и превращения энергии».
IV. Решение задач.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности.
II. Постановка цели урока, мотивация (Показ слайда №1). .
III. Индивидуальная работа: каждый ученик должен выполнить за урок шесть заданий. Работа каждого учащегося оценивается по пятибалльной системе и выставляется в оценочный лист (Приложение 2).
1. Показ слайда №2.
Учащиеся в течение 2-3 мин. заполняют схему «Импульс тела» на выданных листах (Приложение 1), указывая обозначение, математическое выражение, направление и единицы импульса тела, закона сохранения энергии, записывают в соответствующие блоки, готовятся сформулировать определения соответствующих понятий.
Показ слайда №3.
Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: импульса тела, закона сохранения импульса, границ применимости закона.
2) Показ слайда №4.
Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Механическая работа» на выданных листах (Приложение 1).
Показ слайда №5.
Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: работы, мощности, условий совершения работы, теорем о кинетической и потенциальной энергии.
3) Показ слайда №6.
Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Общий закон сохранения и превращения энергии» на выданных листах (Приложение 1).
Показ слайда №7.
Учащиеся обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения схемы друг у друга, один из учащихся по просьбе учителя формулирует по одному определению: энергии, кинетической и потенциальной энергии, полной механической энергии, закона сохранения энергии, границ применимости закона.
IV. Решение задач
Показ слайда №8.
Учащиеся выполняют задачи в течение 20 мин. в тетради, затем сдают учителю.
V. Итог урока
Показ слайда №9.
Учащиеся выставляют оценки взаимопроверки схем в оценочный лист и проводят самооценку выполнения задач, используя предложенные ответы.
VI. Домашнее задание
Показ слайда №10.