Гражданское общество – основа демократического правового государства?

Разделы: История и обществознание


Класс: 11 Г (социально-гуманитарного профиля)

Цели урока:

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) дать общую целостную характеристику основных институтов современного общества и демократического государства,

б) показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства;

2. Операционные компетенции (развивающие):

а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, общения материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

б) выработка определенных алгоритмов действий;

3. Ценностные компетенции (воспитательные):

а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

б) способствовать развитию демократической культуры.

Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, листы для синквейна, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке.

Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.

Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики деятельного подхода.

Этапы урока:

I этап – погружение в тему.

Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Учитель ставит вопрос о том, кто и почему хочет жить именно в демократическом государстве.

Анализируя ответы учащихся, учитель вспоминает слова А. Линкольна: “Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа”.

Обращается к учащимся с вопросом: “Так ли хороша демократия и можно ли ее считать высшим достижением современного общества?”.

Учащиеся в ответе на данный вопрос расходятся во мнениях, складывается мини-дискуссия, итог которой подводят эксперты, обозначая на доске схему:

Т.о., основным институтом общества, о котором пойдет на уроке, является демократическое государство (учитель вывешивает на доске заранее подготовленную надпись).

Учитель просит прокомментировать слова крупнейшего просветителя Ж.Ж. Руссо: “Свобода не заключается ни в какой форме правления: она находится в сердце свободного человека”.

Учащиеся рассуждают о соотношении власти и общества; приходят к выводу о том, что государство не должно подавлять граждан, общество должно быть отделено от государства.

Учащиеся вспоминают термин “гражданское общество”, а учитель вывешивает на доску продолжение темы. На доске складывается запись “Гражданское общество – основа демократического государства”.

II этап – первичная актуализация знаний.

Учитель ставит задания – сформулировать цель этого этапа работы. Учащиеся говорят о необходимости вспомнить сущность каждого из обозначенных институтов.

У учащихся на столах находятся выдержки и фрагменты из научных статей о демократическом государстве и гражданском обществе. Учитель ставит задачу перед учащимися – проанализировать документы и сформулировать признаки каждого понятия в виде схемы.

После непродолжительной работы схемы вывешиваются на доске, и учащиеся делают комментарии к ним.

Эксперты делают вывод о том, что гражданское общество и правовое государство представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества.

Первичная актуализация знаний направлена на то, чтобы учащиеся вспомнили ценности демократического государства, четко осознавая, почему мы стремимся жить именно в демократическом государстве. При этом важно понимание сопричастности к этому явлению. Это и есть мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

Этап постановки устной задачи – это этап мотивации целеполагания деятельности. Учащиеся отвечали на вопросы и выполняли задания, актуализирующие их знания. На этом этапе урока использовалась первичная и вторичная актуализация. Дальнейший ход урока может быть представлен лишь с известной долей вероятности – все зависит от выбора тех методов, с помощью которых учащиеся будут решать проблему.

III этап – постановка проблемы.

Это этап урока начинается с представления итогов социологического опроса по вопросу: “Без чего невозможно сосуществование и развитие демократии?”.

Учитель задает вопрос: “Любая ли страна готова к демократии?”.

Учащиеся видят в этом проблему и формулируют ее: “Является ли гражданское общество необходимым условием формирования и развития демократического государства?”.

Учитель ставит знак вопроса на доске и просит предложить свои варианты решения данной проблемы.

Учащиеся предлагают следующие методы решения проблемы, обозначая их на доске:

1. Моделирование демократического государства без гражданского общества.

2. Метод синтеза, показывающий целостность гражданского общества и демократического государства.

3. Теоретическое исследование на основе характеристик гражданского общества и демократического государства и определение возможности их интеграции.

4. Аксиоматический метод основанный на способе построения теории, исходящий из начальных аксиоматических составляющих.

5. Системный – исследование объекта на основе знаний полученных разными науками.

Учитель просит выбрать приемлемый метод решения проблемы для каждой из групп и предложить свой алгоритм действий.

  • I группа выбирает метод синтеза и комментирует алгоритм действий.
  • II группа – метод моделирования.

Учитель дает возможность учащимся, находящимся в группах, пересесть в соответствии с теми методами, которые они считаю приемлемыми для себя.

Несколько учащихся меняются местами.

IV этап – самостоятельная работа в группах.

Работа в группах осуществляется в соответствии с распределенными руководителями группы функциями: аналитики, оформители, ораторы.

Результатом работы должен стать отчет группы в виде кластера (схематического рисунка, отражающего сущность проблемы). Эксперты подведут общие итоги работы и сделают вывод о решении проблемы урока в целом.

Комментарий учителя: диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельности подхода, в ходе которого обсуждаются основные аспекты проблемы и учащиеся приходят к определенным выводам, что помогает им сформулировать общие решения.

Через десять минут группы представляют результаты работы.

I группа доказывает, что экономические, политические и духовные предпосылки формирования гражданского общества являются одновременно условиями формирования демократического государства.

II группа показывает, что если из признаков демократического государства убрать те, что характеризуют гражданское общество, то, собственно, нет и демократии.

Учитель дает слово экспертам, которые подводят итоги работы в группах и формулируют итоговый вывод о целостности демократического государства и гражданского общества с помощью составленного синквейна.

V этап – рефлексия.

Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: “Я могу” и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этапе рефлексии учащиеся получают листы с заданиями двух типов:

  • первый уровень – воспроизводящий, состоящий из вопросов типа: “Перечислите общие ценности демократического государства и гражданского общества”, “Определите форму связи гражданского общества и демократического государства”;
  • второй уровень – самооценка, здесь учащийся должен определить, как он понял тему, оценив себя по 10 – балльной системе.

Эксперты подводят итоги первичной проверке листов рефлексии, учитель благодарит учащихся за работу и ставит разноуровневое домашнее задание:

1. Можно ли назвать гражданским и демократическим обществом после Февраля 1917 года, если учесть, что на протяжении восьми месяцев существования республики царило двоевластие?

2. Почему при Советской власти наше общество не спешили называть гражданским и демократическим? Составьте ответ в виде тезисов.

3. Прокомментируйте высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с Вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы Вы смогли их свободно высказывать”.

4. Составьте проект “Пути совершенствования демократического государства (гражданского общества)”.

Заканчивая урок, учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: “Общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа, а не превращалось его хозяина” (М. Фридман).