Цель: Создать благоприятную среду, положительно-эмоциональный настрой для более успешного развития творческого мышления и всплеска фантазии с помощью музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- Создать благоприятную психоэмоциональную среду для более продуктивного творческого самовыражения.
- Обучать составлению рассказов, используя вербальное креативное мышление.
- Тренировать в самовыражении, формируя гибкость мировосприятия.
- Активизировать творческие способности.
- Тренировать в психомышечном расслаблении, способствующем снятию психического напряжения.
Методы и приемы:
информативно-рецептивный (наглядный), который включает в себя следующие приемы:
- рассматривание
- наблюдение
- образец педагога-психолога
- показ педагога-психолога
- словесный метод
- беседа
- художественное слово
- рассказ
- репродуктивный метод
Занятие №1 Вводная часть |
Коммуникативная игра (поднятие эмоционального настроения, создание психологического комфорта). | Небольшой рассказ об осени и прошедшем лете. “А теперь представим, что мы цветы, спящие в теплую ночь (дети в движении показывают распускающие цветы)”. |
часть №1 | слушание | Э.Григ “Утро” |
часть №2 | эмоциональное отражение (пиктограмма) | Дети составляют пиктограмму |
отражение в цвете | Дети показывают с помощью цветной карточки цвет своего цветка | |
отражение в танце | Дети изображают цветы в движении | |
часть №3 Заключительная | лепка. | Дети лепят цветок, который представили |
релаксация | Звуки леса (шелест листьев, дуновение ветра) | |
занятие №2 Вводная часть |
коммуникативная игра | “В сказочной стране существовала
необычная поляна, на которой росли разные по
характеру цветы” Слушание: “Подснежник”- П.И.Чайковский Упражнение “Росток”(под музыку) - какой вы цветок? - где бы вы росли на клумбе(в центре или же с краю) - что с вами произошло потом? |
часть №1 | слушание | Д.Б. Кабалевский “Клоуны” |
часть №2 | отражение в цвете | Дети показывают карточку соответствующего цвета, характеризующее настроение |
эмоциональное отражение | Дети, покажите, как цвета смотрят друг на друга во время танца, тянутся к солнцу, качаются от ветра. | |
отражение в танце | “По ночам , когда вы спали, цветы танцевали. Попробуем передать их танец” | |
часть №3 Заключительная |
рисование. | Дети рисуют себя в виде задуманного цветка |
релаксация | “Голоса птиц” (музыка леса) | |
Занятие №3 Вводная часть |
коммуникативная игра | По пиктограмме показать эмоцию,
вспомнив злых героев. “Как узнать, что герой злиться? Покажите” |
часть №1 | слушание | П.И.Чайковский “Баба Яга” |
часть №2 | отражение в цвете | Раскрашивание Бабы Яги (какой цвет? почему?) |
эмоциональное отражение | Когда мы злимся? (причины) Что можем сделать в этом случае? Какое у нас настроение? (покажите мимикой) |
|
отражение в цвете | Как сделать Бабу Ягу доброй? Как это выразить в цвете, в движении? |
|
слушание и движение под музыку | Н.А.Римский-Корсаков “Ария Снегурочки” Дети в танце стараются показать характер прослушанного произведения |
|
занятие №4 Вводная часть |
коммуникативная игра | Игра “Руки” (хорошо-плохо). Дети рассказывают, что хорошего и что плохого можно сделать руками. |
часть №1 | беседа | Как объяснить понятие “Золотые руки” |
часть №2 | рассказ | Кто управляет руками? |
инсценировать | Придумать сказку и пальчиками изобразить героев (пальчиковый театр) | |
часть №3 Заключительная |
рисование | Придумать картину по силуэту ладони |
релаксация | Упражнение на расслабление рук (спокойная музыка) | |
занятие №5 Вводная часть |
коммуникативная игра | Игра “Волшебный клубочек” (дети говорят друг другу ласковые слова, добрые пожелания) |
часть №1 | слушание | Г.Свиридов “Осень” (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”, Прокофьев “Марш”) |
часть №2 | рассматривание | Рассматривание осенних листьев, картин с осенними пейзажами |
эмоциональное отражение | Какое настроение вызывает осень? (грустное, спокойное, радостное) | |
отражение в цвете | Подбор фона для осенней композиции (по цвету и форме) | |
аппликация | Составление композиции из осенних листьев (невиданное животное) | |
отражение в движении | “Покажите повадки невиданного животного своим телом. Дайте ему имя” | |
часть №3 Заключительная |
рассказывание (словесное описание, составление сценария) | Разыгрывание сюжета (составление фильма по изготовленным работам) |
релаксация на расслабление | Р.И. Филиппенко, хоровод “Рябинушка” | |
занятие №6 Вводная часть |
коммуникативная игра | “Сегодня мы отправляемся в путешествие в заморские страны на сказочном корабле. А море не простое, а сказочное. Оно меняет и цвет и голос (покажем движением рук каким бывает море: спокойное или бушующее)” |
часть №1 | слушание | Н.Римский-Корсаков фрагмент из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Садко” (образы моря) |
часть №2 | отражение в цвете | Дети показывают карточкой цвет моря |
эмоциональное отражение | “В море жили русалочки, они исполняли свой волшебный танец и море слегка колышется. Вдруг появляется царь Нептун, который разгневался на шумных русалок и нагнал страшную бурю” | |
словесное описание | Дети придумывают продолжение истории о русалках. | |
часть №3 Заключительная |
рисование | Дети рисуют море, которое им больше понравилось (спокойное или бушующее) |
релаксация | Звуки моря (шум волн). “Представьте себя обитателями моря (рыбки, русалки, морские коньки, крабы…)” | |
занятие №7 Вводная часть |
коммуникативная игра | “Наш корабль потерпел крушение и мы оказались на дне морском. Представьте, что мы водоросли, которые колышутся в море (покажем в движении)”. |
слушание | Золотые рыбки из балета “Конек Горбунок”-Родион Щедрин, Ф.Шуберт “Форель” | |
эмоциональное отражение | “Мы очутились в подводном царстве на праздничном балу. Покажите свое настроение мимикой” (дети составляют пиктограмму). | |
отражение в танце | “А сейчас представьте, что вы морские жители (рыбки, акулы, крабы, скаты…)” | |
словесное описание | Дети подбирают прилагательные, чтобы описать характер морских обитателей. | |
часть №3 Заключительная |
рисование | Дети рисуют придуманных морских обитателей. |
релаксация | Звуки моря. Отдыхаем с закрытыми глазами. Небольшой рассказ о море в исполнении педагога (под спокойную музыку) | |
занятие №8 Вводная часть |
коммуникативная игра | “Дети, давайте представим, что наши руки осьминожки, а пальчики-ножки. Сделаем гимнастику для ножек” |
часть №1 | слушание | М. Глинка “Чувство”, В, Селиванов “Шуточка” |
часть №2 | эмоциональное отражение | “Как смотрели друг на друга ножки, когда здоровались? (дети показывают с помощью мимики) |
выражение чувства голосом | “На дне моря жила русалочка, у нее был необыкновенный голос. Вы уже слышали две песни, которые могла петь русалочка. Каким голосом она пела, какой был характер ее песен?” | |
словесное описание | Дети придумывают сказку про морское дно, про его обитателей. | |
часть № 3 Заключительная |
рисование | Дети рисуют иллюстрации к своей сказке. |
релаксация | Звуки моря. | |
Занятие №9 | коммуникативная игра | “Побывали мы на морском дне и снова
оказались на поверхности моря. Какое сейчас море?
У вас в руках ленточки, покажем спокойное море. А теперь – штормовое море” |
часть №1 | слушание, словесное описание | Фрагмент “Море”-из оперы
Н.Римского-Корсакого “Сказка о царе Салтане”
(шумное, грозное, страшное, рычащее…) Фрагмент “Море” - вступление к опере Н. Римского-Корсакого “Садко” (спокойное, но оно такое же могучее и бескрайнее) |
часть №2 | отражение в цвете | Дети подбирают цветные карточки,подходящие к морю бурному, грозному и к морю спокойному” |
отражение в живописи | Детям предлагается подобрать картины к разным морским характерам. Репродукция картин И.Айвазовского, иллюстрация И.Борисова “Море” (спокойное) | |
часть №3 Заключительная |
рисование коллективная работа (дети делятся на две команды) |
На листе ватмана дети рисует пальцами
небо и море. Одна группа рисует спокойное море и небо, другая – бурное море (должны получится разнохарактерные работы) |
занятие №10 Вводная часть |
коммуникативная игра | “А сейчас мы отправляемся домой на Родину. По какому морю мы поплывем, покажите сцепленными руками” |
часть №1 | слушание | “Вышло солнце, море спокойное”. - “Рассвет на Москве-реке (вступление к опере М. Мусоргского “Хованщина” - Э.Григ “Шествие гномов” |
часть №2 | отражение в цвете | “К нам навстречу плывут корабли, под какими парусами они идут?” (покажите карточки соответствующего цвета) |
эмоциональное отражение | “Какое у вас настроение? Вы возвращаетесь домой живы и здоровы” (составление пиктограммы) | |
словесное описание | “Какими корабли шли навстречу, только ли с белыми парусами, может были пиратские корабли. Составьте рассказ, опишите встречные корабли. Сопоставьте действия пиратов и матросов” | |
аппликация | Сделать аппликацию с заготовками (паруса). Изобразите наш корабль и вражеский (пиратский) |