Цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию творческого мышления с помощью музыки и изобразительного искусства у детей дошкольного возраста (6–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создать благоприятную среду, положительно-эмоциональный настрой для более успешного развития творческого мышления и всплеска фантазии с помощью музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

  • Создать благоприятную психоэмоциональную среду для более продуктивного творческого самовыражения.
  • Обучать составлению рассказов, используя вербальное креативное мышление.
  • Тренировать в самовыражении, формируя гибкость мировосприятия.
  • Активизировать творческие способности.
  • Тренировать в психомышечном расслаблении, способствующем снятию психического напряжения.

Методы и приемы:

информативно-рецептивный (наглядный), который включает в себя следующие приемы:

  • рассматривание
  • наблюдение
  • образец педагога-психолога
  • показ педагога-психолога
  • словесный метод
  • беседа
  • художественное слово
  • рассказ
  • репродуктивный метод
Занятие №1

Вводная часть

Коммуникативная игра (поднятие эмоционального настроения, создание психологического комфорта). Небольшой рассказ об осени и прошедшем лете. “А теперь представим, что мы цветы, спящие в теплую ночь (дети в движении показывают распускающие цветы)”.
часть №1 слушание Э.Григ “Утро”
часть №2 эмоциональное отражение (пиктограмма) Дети составляют пиктограмму
отражение в цвете Дети показывают с помощью цветной карточки цвет своего цветка
отражение в танце Дети изображают цветы в движении
часть №3 Заключительная лепка. Дети лепят цветок, который представили
релаксация Звуки леса (шелест листьев, дуновение ветра)
занятие №2

Вводная часть

коммуникативная игра “В сказочной стране существовала необычная поляна, на которой росли разные по характеру цветы”

Слушание: “Подснежник”- П.И.Чайковский

Упражнение “Росток”(под музыку)

- какой вы цветок?

- где бы вы росли на клумбе(в центре или же с краю)

- что с вами произошло потом?

часть №1 слушание Д.Б. Кабалевский “Клоуны”
часть №2 отражение в цвете Дети показывают карточку соответствующего цвета, характеризующее настроение
эмоциональное отражение Дети, покажите, как цвета смотрят друг на друга во время танца, тянутся к солнцу, качаются от ветра.
отражение в танце “По ночам , когда вы спали, цветы танцевали. Попробуем передать их танец”
часть №3

Заключительная

рисование. Дети рисуют себя в виде задуманного цветка
релаксация “Голоса птиц” (музыка леса)
Занятие №3

Вводная часть

коммуникативная игра По пиктограмме показать эмоцию, вспомнив злых героев.

“Как узнать, что герой злиться? Покажите”

часть №1 слушание П.И.Чайковский “Баба Яга”
часть №2 отражение в цвете Раскрашивание Бабы Яги (какой цвет? почему?)
эмоциональное отражение Когда мы злимся? (причины)

Что можем сделать в этом случае?

Какое у нас настроение? (покажите мимикой)

отражение в цвете Как сделать Бабу Ягу доброй?

Как это выразить в цвете, в движении?

слушание и движение под музыку Н.А.Римский-Корсаков “Ария Снегурочки”

Дети в танце стараются показать характер прослушанного произведения

занятие №4

Вводная часть

коммуникативная игра Игра “Руки” (хорошо-плохо). Дети рассказывают, что хорошего и что плохого можно сделать руками.
часть №1 беседа Как объяснить понятие “Золотые руки”
часть №2 рассказ Кто управляет руками?
инсценировать Придумать сказку и пальчиками изобразить героев (пальчиковый театр)
часть №3

Заключительная

рисование Придумать картину по силуэту ладони
релаксация Упражнение на расслабление рук (спокойная музыка)
занятие №5

Вводная часть

коммуникативная игра Игра “Волшебный клубочек” (дети говорят друг другу ласковые слова, добрые пожелания)
часть №1 слушание Г.Свиридов “Осень” (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”, Прокофьев “Марш”)
часть №2 рассматривание Рассматривание осенних листьев, картин с осенними пейзажами
эмоциональное отражение Какое настроение вызывает осень? (грустное, спокойное, радостное)
отражение в цвете Подбор фона для осенней композиции (по цвету и форме)
аппликация Составление композиции из осенних листьев (невиданное животное)
отражение в движении “Покажите повадки невиданного животного своим телом. Дайте ему имя”
часть №3

Заключительная

рассказывание (словесное описание, составление сценария) Разыгрывание сюжета (составление фильма по изготовленным работам)
релаксация на расслабление Р.И. Филиппенко, хоровод “Рябинушка”
занятие №6

Вводная часть

коммуникативная игра “Сегодня мы отправляемся в путешествие в заморские страны на сказочном корабле. А море не простое, а сказочное. Оно меняет и цвет и голос (покажем движением рук каким бывает море: спокойное или бушующее)”
часть №1 слушание Н.Римский-Корсаков фрагмент из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Садко” (образы моря)
часть №2 отражение в цвете Дети показывают карточкой цвет моря
эмоциональное отражение “В море жили русалочки, они исполняли свой волшебный танец и море слегка колышется. Вдруг появляется царь Нептун, который разгневался на шумных русалок и нагнал страшную бурю”
словесное описание Дети придумывают продолжение истории о русалках.
часть №3

Заключительная

рисование Дети рисуют море, которое им больше понравилось (спокойное или бушующее)
релаксация Звуки моря (шум волн). “Представьте себя обитателями моря (рыбки, русалки, морские коньки, крабы…)”
занятие №7

Вводная часть

коммуникативная игра “Наш корабль потерпел крушение и мы оказались на дне морском. Представьте, что мы водоросли, которые колышутся в море (покажем в движении)”.
слушание Золотые рыбки из балета “Конек Горбунок”-Родион Щедрин, Ф.Шуберт “Форель”
эмоциональное отражение “Мы очутились в подводном царстве на праздничном балу. Покажите свое настроение мимикой” (дети составляют пиктограмму).
отражение в танце “А сейчас представьте, что вы морские жители (рыбки, акулы, крабы, скаты…)”
словесное описание Дети подбирают прилагательные, чтобы описать характер морских обитателей.
часть №3

Заключительная

рисование Дети рисуют придуманных морских обитателей.
релаксация Звуки моря. Отдыхаем с закрытыми глазами. Небольшой рассказ о море в исполнении педагога (под спокойную музыку)
занятие №8

Вводная часть

коммуникативная игра “Дети, давайте представим, что наши руки осьминожки, а пальчики-ножки. Сделаем гимнастику для ножек”
часть №1 слушание М. Глинка “Чувство”, В, Селиванов “Шуточка”
часть №2 эмоциональное отражение “Как смотрели друг на друга ножки, когда здоровались? (дети показывают с помощью мимики)
выражение чувства голосом “На дне моря жила русалочка, у нее был необыкновенный голос. Вы уже слышали две песни, которые могла петь русалочка. Каким голосом она пела, какой был характер ее песен?”
словесное описание Дети придумывают сказку про морское дно, про его обитателей.
часть № 3

Заключительная

рисование Дети рисуют иллюстрации к своей сказке.
релаксация Звуки моря.
Занятие №9 коммуникативная игра “Побывали мы на морском дне и снова оказались на поверхности моря. Какое сейчас море? У вас в руках ленточки, покажем спокойное море.

А теперь – штормовое море”

часть №1 слушание, словесное описание Фрагмент “Море”-из оперы Н.Римского-Корсакого “Сказка о царе Салтане” (шумное, грозное, страшное, рычащее…)

Фрагмент “Море” - вступление к опере Н. Римского-Корсакого “Садко” (спокойное, но оно такое же могучее и бескрайнее)

часть №2 отражение в цвете Дети подбирают цветные карточки,подходящие к морю бурному, грозному и к морю спокойному”
отражение в живописи Детям предлагается подобрать картины к разным морским характерам. Репродукция картин И.Айвазовского, иллюстрация И.Борисова “Море” (спокойное)
часть №3

Заключительная

рисование

коллективная работа (дети делятся на две команды)

На листе ватмана дети рисует пальцами небо и море.

Одна группа рисует спокойное море и небо, другая – бурное море (должны получится разнохарактерные работы)

занятие №10

Вводная часть

коммуникативная игра “А сейчас мы отправляемся домой на Родину. По какому морю мы поплывем, покажите сцепленными руками”
часть №1 слушание “Вышло солнце, море спокойное”.

- “Рассвет на Москве-реке (вступление к опере М. Мусоргского “Хованщина”

- Э.Григ “Шествие гномов”

часть №2 отражение в цвете “К нам навстречу плывут корабли, под какими парусами они идут?” (покажите карточки соответствующего цвета)
эмоциональное отражение “Какое у вас настроение? Вы возвращаетесь домой живы и здоровы” (составление пиктограммы)
словесное описание “Какими корабли шли навстречу, только ли с белыми парусами, может были пиратские корабли. Составьте рассказ, опишите встречные корабли. Сопоставьте действия пиратов и матросов”
аппликация Сделать аппликацию с заготовками (паруса). Изобразите наш корабль и вражеский (пиратский)