– 1.7 Игры первого этапа направленные на формирование диафрагмального дыхания. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
2.1 – 2.42 Игры второго этапа направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания. Цель: выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.
3.1 – 3.24 Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха).
4.1 – 4.2 Игры четвертого этапа направленные на развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания.
5.1 – 5.3 Игры пятого этапа направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы.
1.1 “Бегемотик". Ребенок,
находящийся в положении лежа, кладет ладонь на
область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия |
1.2 "Качели” Оборудование:
мягкие игрушки небольшого размера по количеству
детей. Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос. |
|
1.3 “Надуй шарик” Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс. (Повторить 3-5 раз) Вот мы шарик надуваем, |
1.4 “Ракета” Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. |
|
1.5 “Достань жемчужину” Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. |
1.6 “Часики” Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить). Тик – так, тик – так, |
|
1.7 “Щука” Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра Щука в омуте жила, |
2.1 “Листочки” Как подул
холодный ветер — Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков. |
2.2. “Капельки”, “Снежинки” Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок. |
|
2.3 “Ветерок” (с вертушками) Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее. |
2.4 “Бумажные флажки” Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами). |
|
2.5 “Солнышко и тучки” Небо
хмурится с утра, На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи. |
2.6 “Разгони ветерок” Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”. |
|
2.7 “Подуй на пальцы” Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота. |
2.8 “Снегопад” Снежинок много я
собрал, Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей. |
|
2.9 “Снег и ветер” Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола |
2.10 “Снежинки” Как подул
Дед Мороз — Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок. |
|
2.11 “Берлога” Как на горке снег,
снег Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя. |
2.12 “Раздуй сугроб” Как на
горке снег, снег Дети раздувают “снег” из ваты . |
|
2.13 “Горячий чай” Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная. |
2.14 “Задуй свечи” Свечи я задуть
хочу, Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает. |
|
2.15 “Фокус”, “Парашют” Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа |
2.16 “Паровозик свистит” Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала. |
|
2.17 “Дудочка”, “Язычки”,
“Свистульки” Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них. |
2.18 “Пузырьки” Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго |
|
2.19. “Горох” Что-то спряталось на
дне, На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку. |
2.20 “Кто спрятался?” На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку |
|
2.21 “Деревья” Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть. |
2.22 “Петушок за забором” На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка |
|
2.23 “Загнать мяч в ворота” Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. |
2.24 “Футбол” Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола). |
|
2.25 “Прожорливые фрукты” Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами. |
2.26 “Мяч” Будем вчетвером
играть, Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры |
|
2.27. “Колобок” Колобок – колобок В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке |
2.28 “Фасолевые гонки” Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша |
|
2.29 “Паровоз” (с трубочками) Рельсы
– рельсы, На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду |
2.30 “Кораблики” (с трубочками) Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”. |
|
2.31 “Перекати поле” (с трубочками) По
полю, всем на удивление, Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле. |
2.33 “Самолетики” Самолет
построил я, Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает. |
|
2.33 “Лодочки” Берег – левый, В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой. |
2.34 “Ледоход” У меня корабль
сильный. В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу. |
|
2.35 “Акробат” В цирк сейчас я
поиграю. На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону. |
2.36 “Черепашки” Черепашки Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель. |
|
2.37 “Цветные ленточки” Ленту
цветную я раскручу, Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку |
2.38 “Бабочки” Бабочка –
красавица Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок |
|
2.39 “Охотник идет по болотам” (распределение воздушной струи по бокам для звука Л). Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук. |
2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц]) Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т] |
|
2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р]) Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался. |
2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй
через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ]) Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух. |
3.1 “Укачаем куклу”, “Покажем горлышко
доктору” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А” |
3.2 “Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У” |
|
3.3 “Гудит пароход”, “Медведь ревет” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Ы –Ы –Ы – Ы- Ы” |
3.4 “Удивление”, “Стонет больной” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О” |
|
3.5 “Ослик”, “Тянем ниточку” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “И –И –И – И- И” |
3.6 “Девочка огорчилась” Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э” |
|
3.7 “Обезьянки” Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались. |
3.8 “Лесная азбука” К детям в гости
приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки
лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком
звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку: "У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился; "Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д. |
|
3.9 “Большой – маленький” Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков” |
3.10 “Мычалка”. Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М". |
|
3.11 “Ветер” Дует легкий ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Активный выдох. |
3. 12 Дыхательное упражнение “Аромат
цветов” Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”. |
|
3.13 “Зайчонок принюхивается” Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот. |
3.14 “Ветер и листья” После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”). |
|
3.15 “Осы” Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...” |
3.16 “Пчела” Пчелка, гуди, Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!” |
|
3.17 “Ветерок” Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...” Помоги мне, ветерок, |
3.18 “Ежик” После активного вдоха
через нос дети на выдохе произносят |
|
3.19 “Корова” Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным. |
3.20 “Дятел” Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек. |
|
“Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются. | 3.22 “Каша” Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, (“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш"). Огонь прибавляют. (Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе). Раз, два, три, |
|
3.23 “Звуковые дорожки” | 3.24 “Фонетические разминки” |
4.1 “Дразнилка”, “Изобрази животное”. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек |
4.2 “Эхо” Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ". |
|
4.3 Игровые задания и упражнения “Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву , ва – фа – ва – фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку” “Позовем голубей” (гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки” |
5.1. “Произнеси на одном выдохе” Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка). |
5.2 “Произнеси чистоговорку” Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу” |
|
5.3 “Произнеси чистоговорку” Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”. |