ЦЕЛИ УРОКА:
- Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности.
- Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве.
- Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению, согласно ФГОС.
- Способствовать формированию личного отношения к прочитанному, метапредметные навыки.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению.
- Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу, толерантности.
- Научить работать в программе - “Первое Лого”: создаём анимационные иллюстрации с озвучиванием, к понравившемуся эпизоду (работа в группах).
Раздел “Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)” описывает опыт творческой деятельности учащихся, который воплощается в интерпретации текста литературного произведения:
1. чтение по ролям,
2. мастерские “Юное дарование”, “Сказочный предмет”,
3. драматизация,
4. устное словесное рисование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Выставка книг со сборниками русских народных сказок, кроссворд,
- Слайды, интерактивная доска, MacBookи.
- Атрибуты для сценки: маленькие домики, костюмы.
- Карточки с названиями сказок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
личностных результатов:
- учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
- принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
- имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
- имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
- имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.
метапредметных результатов:
- считают книгу источником информации;
- читают текст целыми словами;
- отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
- определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
- имеют представление о понятиях “текст”, “раздел”;
- выделяют в тексте абзац;
- контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
- находят страницу книги по номеру;
- пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
- умеют соотносить текст и иллюстрацию;
- участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);
предметных результатов:
- имеют представление об авторе, художественном произведении, персонажей;
- различают прозаический и стихотворный тексты;
- связывают заглавие произведения с его содержанием;
- имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме)
- имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
- определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
- способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;
- способны кратко описать образа персонажа;
- имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.
ХОД УРОКА
l. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: - Обратите внимание на календарь природы. Дети, проверим, правильно ли определили время года, дату, месяц, неделю и состояние погоды.
(Дети проверяют правильность календаря природы) – Правильно, сегодня 25 апреля, пятница, ясная погода.
Постановка целей:
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня у нас не совсем обычный урок, а тему урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
С | |||||||||||||
К | |||||||||||||
А | |||||||||||||
З | |||||||||||||
К | |||||||||||||
И |
1. Героиня сказки, которая украла петуха (ЛИСА).
2. Что, сварил солдат из топора (КАШУ).
3. Имя девочки из сказки “ Три медведя” (МАША).
4. Героиня сказки “Волк и семеро козлят” (КОЗА).
5. Самый круглый, сказочный герой (КОЛОБОК).
6. Как звали мальчика, который превратился в козленка (ИВАНУШКА).
- Молодцы! А теперь, ребята, давайте прочитаем ключевое слово по вертикали (СКАЗКИ). Правильно! Молодцы!
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Ребята, какие сказки называются народными? Это сказки, которые люди рассказывали внукам, детям, друг другу. Создавались они самим народом.
А есть автор у народных сказок? (Нет)
Правильно народные сказки передавались из уст в уста.
Вспомните жанры народных сказок, - какие бывают сказки?( Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных).
В каждой народной сказке содержится, мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: “Сказка ложь да в ней ...” Продолжите, пожалуйста, пословицу.
(... намек, добрым молодцам урок)
- Молодцы!
III. Работа по теме урока.
Ребята, а сейчас мы проведем артикуляционную гимнастику. Дети, давайте откроем и посмотрим на наши сказочные ставни.Какая эта буква?(Жи-Жи-Жи)
Давайте все вместе прожужжим этот звук. Ребята, прочитайте слог-слияние. (Жи).
Давайте с этим слогом произнесем чистоговорку.
Жи-жи- жи - сказку расскажи.
Учитель меняет букву и слоги на стене. Дети читают и проговаривают. Мастерская “Чистоговорки”.
Ша-ша-ша - сказка хороша.
Ву-ву-ву - сказка наяву.
Ра-ра-ра - нам читать пора.
Молодцы!
С гимнастикой вы справились отлично.
УЧИТ: - А теперь давайте посмотрим отрывки из русских народных сказ©. И я проверю, насколько хорошо вы знаете русские народные сказки, /
(Просмотр отрывков из мультфильмов)
– А теперь, давайте, мы проведем сказочный конкурс “Волшебное слово” Разделимся на две команды. Первый ряд- первая команда. Второй ряд- вторая команда. Первую команду назовем “ Колобки”. Вторую команду “Колоски”. За победу на каждом конкурсе победившая команда будет получать по волшебному “яблочку”. В конце урока каждая команда посчитает свои яблочки. У кого окажется больше яблок та команда и победит.
1 конкурс: “Вспомним сказку”.
Дети: одна команда читает отрывок из сказки, а другая команда отгадывает, из какой сказки прочитали отрывок:
Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке.(Колобок).
По тропе
Шагая бодро.
Сами воду,
Тащат ведра. (Емеля).
А дорога далека.
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь).
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то
(Волк и семеро козлят).
Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль).
Вот они живут Лягушка
Еж, Петух и мышь — Норушка.
(Теремок).
- Молодцы, умницы! Вы очень хорошо прочитали, отрывки,из сказок придется каждой команде дать по волшебному яблочку.
- А сейчас проведем второй конкурс “ Шесть вопросов, шесть ответов” (На экране высвечиваются задания тестирования.Дети должны выбрать правильный ответ из трех возможных вариантов).
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами задания конкурса.
- Кому принадлежат эти слова из сказки?
- “Несет меня лиса, за темные леса”?
а) Петух.
б)Кот.
в)Лиса.
- “Не садись на пенёк, не ешь пирожок”?
а)Медведь.
б)Маша.
в) Дед.
- “Не пей, братец, козлёночком станешь”?
а)Ведьма.
б)Алёнушка.
в) Иванушка.
- “Я от бабушки ушёл?
Я от дедушки ушёл”?
а) Колобок
б) Заяц.
в) Волк.
- “Ваша мама пришла, молочка принесла”?
а)Волк.
б) Коза.
в) Козлёнок.
- “Посажу-ка. репку я”?
а) Бабка.
б) Внучка.
в) Дед.
- Молодцы и с этим заданием вы справились хорошо! Опять каждой команде достается по яблочку.
IV. Физкультурная минутка.
- А, теперь третий конкурс. Сейчас я вам покажу отрывки из русских народных сказок, а вы дети, должны угадать, из какой сказки этот отрывок. Иллюстративная мастерская. Из разных сказок. “ Лиса и заяц”, “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
- Молодцы и с этим конкурсом вы справились отлично. Придется мне опять дать по яблочку каждой команде. Боюсь, что скоро у меня не хватит волшебных яблочек. И корзина почти уже пустая.
Четвертый конкурс “ Угадай сказку”.
- Дети, посмотрите на экран. По опорным словам, вы должны угадать название сказки. (На экране появляются опорные слова из сказок, а дети читают хором.)
топор СОЛДАТ СТАРУХА
(“Каша из топора”)
баба-яга БРАТ..............ГУСИ
(Гуси лебеды”)
дед БАБА ЯЙЦО МЫШКА
(“ Курочка Ряба”)
медведь БАБУШКА ВНУЧКА
(Маша и медведь)
- Умницы, вы мои. - Молодцы! Еще по одному яблочку каждой команде.
- А сейчас последний пятый конкурс “Угадай сказку”. Вы должны дети, определить по рисунку название сказки.
Мастерская сказочных предметов. Угадывание, какому герою принадлежит данный атрибут.
- Какие вы у меня молодцы, умницы. Опять по одному яблочку каждой команде, все справились отлично.
- А, теперь дети давайте каждая из команд посчитает свои яблочки.
- “Колобки” сколько у вас яблок в вашей корзине? (5)
- “Колоски” а сколько в вашей корзине яблок?(5)
Молодцы! Обе команды работали отлично! Наши волшебные яблочки превратились в настоящие яблоки из фруктового сада, которые вы сможете покушать на перемене.Дети, давайте мы с вами преобразимся в настоящих артистов и инсценируем полюбившиеся сказки.
V. Мастерская “Юное дарование”.
Ученик: Послушайте наши выступления.
Мы начинаем представления.
Эти сказки, интересные,
И прекрасные, и чудесные.
Эти сказки учат жить.
Без друзей, нам не прожить
(Дети инсценируют сказку “Репка”)
“Репка”
Автор:
Возле дома огород,
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка хвост колечком -
Дремлет под крылечком.
Дед:
У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка, лучше репку я.
Автор: Лопату в руки дед берет, Идет работать в огород.
Бабка: И у бабки без зарядки, Слава богу, всё в порядке!
Автор:
На крылечко вышел дед,
Видит репу в огороде.
И себе не верит вроде,
Стал он возле репки.
Репка, выше дедки,
Тянет-потянет.
Вытащить не может.
Дед: Где ты! Бабка!
Бабка:
Я сейчас!
Ай да репка! Удалась!
Автор:
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.
Дед:
Как тянуть?
С какого боку?
Выйди! Внучка на подмогу!
Автор:
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку,
Тянут - потянут,
Вытянуть не могут.
Автор:
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.
Автор:
Бабка за дедку,
Дедка за репку
Тянут — потянут,
Вытянуть не могут.
Внучка:
Ломит спину,
Ноют руки.
Нет, не справиться
Автор:
Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку,
Тянут - потянут.
Вытянуть не могут
Жучка:
Разбудить придется кошку,
Пусть потрудится немножко!
Кошка!
Автор:
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку.
Тянут - потянут
Вытянуть не могут.
Бабка: Мышку кликнуть бы на двор!
Кошка
Мышку звать?
Какой позор!
Мы пока и сами,
Кажется с усами!
Мышка:
Чем топтать без толку грядку,
Становитесь по порядку.
Чтоб за дело браться.
Надо сил набраться.
Автор:
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку.
Жучка за внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку.
Дедка за репку.
Тянут - потянут
Вытянуть не могут.
Мышка:
Вдох и выдох,
Всем тянуть!
Автор: И вытянули репку!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какова мораль этой сказки?
- Мораль этой сказки в том, что единстве сила.
-Здесь все “Один за всех и все за одного”
МОЛОДЦЫ!
А сейчас представим ещё одну русскую народную сказку?
ДЕТИ: да.
(Дети инсценируют сказку “Лиса и заяц”)
“ЛИСА И ЗАЯЦ ”
Ведущий:
Тишина. Зима. Опушка.
А со всех сторон — леса.
На опушке в двух избушках.
Жили заяц и лиса.
У лисы избушка ледяная,
А у зайчика избушка лубяная.
Лиса:
У меня в избе светло.
Ох, светло, как светло.
А в твоей избе темно, ох, темно, как темно!
Заяц:
Не дразни меня лиса.
Пожалеешь ведь сама.
Лиса:
Нет, не стану я жалеть,
Лучше снова петь:
“У меня в избе светло, ох, светло,
Как светло,
А в твоей избе темно, ох, темно!
Как темно”
Ведущий:
Но окончилась холодная зима,
Наступила вскоре тёплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила,
А избушку лисью вовсе растопила.
Лиса:
Ты пусти меня сосед мой милый.
Заяц:
Не пущу тебя.
Зачем меня дразнила?
Лиса:
“Ну, прости меня.
Теперь мне негде жить.
Заяц:
Заходи лиса скорей.
Уж так и быть.
У меня избушка светлая большая.
Можешь жить. Ты мне не помешаешь.
Лиса:
Ступай быстро вен, косой!
Не хочу я жить с тобой.
Ведущий:
Так и выгнала.
Зайчишка плача,
На пеньке сидит.
Слёзы лапкой вытирает,
Видит, мимо волк бежит.
Волк:
Приключилось что с тобой?
Плачешь ты, зачем косой?
Заяц:
У меня была избушка лубяная,
А у лисы была избушка ледяная
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре тёплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила
А избушку лисью вовсе растопила
Поселил тогда лису я у себя.
А лиса взяла и выгнала меня.
Волк:
Ты не плачь, косой так горько, не тоскуй.
Вот посмотришь, как я выгоню лису.
Заяц:
Нет, не выгонишь, не так уж ты силён.
Волк:
Нет, я выгоню. Ступай лисица, вон!
Лиса
Не пугай! Ведь я лисица, а не курочка.
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий:
Испугался волк лисы и скрылся прочь.
Ведущий:
Зайчик плачет
Заяц:
Кто же сможет мне помочь?
Ведущий:
В это время мимо зайца шел медведь.
Медведь:
Что случилось?
Перестань-ка, ты реветь.
Заяц:
У меня была избушка лубяная,
А у лисы была избушка ледяная,
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре теплая весна.
Ярким солнышком избушки осветила,
А избушку лисью вовсе растопило.
Приютил лису я у себя.
А лиса взяла и выгнала меня.
Медведь:
Ты не плачь. Тебе я правду говорю,
Что лисицу из избы я прогоню.
Заяц:
Волк не смог её прогнать, чтоб мне помочь.
Медведь:
А я выгоню! Пошла лисица прочь!
Лиса:
Не пугай, ведь я лисица, а не курочка.
Вот как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий:
Испугался тут медведь и скрылся прочь.
Зайчик плачет.
Заяц:
Кто же сможет мне помочь?
Ведущий:
В это время мимо зайца в двух шагах.
Петушок шел в ярко красных сапогах,
Косу острую держал он на плечах.
Петух:
Что за слезы? Расскажи-ка мне на милость.
Что с тобою, бедный зайчик, приключилось?
Заяц
У меня была избушка лубяная.
А у лисы избушка ледяная.
Но окончилась холодная зима.
Наступила вскоре теплая весна,
Ярким солнышком избушки осветила.
И избушку лисью вовсе растопила.
Поселил лису тогда я у себя,
А лиса взяла и выгнала меня.
Петух:
Вытри слезы и не плачь.
Я смогу лису прогнать.
Заяц:
Где ж тебе прогнать суметь?
Гнал и волк, гнал медведь,
Но никто из них не смог
Лису прогнать, за порог.
Петух:
Я ж лису прогнать смогу.
Эй, лиса ку –ка–ре - ку!
Я иду на двух ногах,
В ярко красных сапогах.
Несу косу на плечах.
Ох, как остра моя коса!
Я посеку тебя Лиса.
Лиса:
Убери свою косу,
Не секи меня, лису.
Платье я свое найду,
Вмиг оденусь и уйду.
Ведущий:
Выскочила тут лиса из избушки-
И бежать
А петух давай хвалиться.
Петух:
Я лису сумел прогнать!
Заяц:
Тебе, Петенька, спасибо,
Я хочу с тобою жить.
Заходи в мою избушку,
Будем вместе дружно жить.
Ведущий:
Стали они вместе,
Жить и поживать
И друзей желанных,
В гости поджидать.
- Молодцы, умницы вы у меня настоящие артисты.
- Скажите, какова мораль этой сказки?
( МОРАЛЬ ЭТОЙ СКАЗКИ В ТОМ, ЧТО ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО)
Правильно.
VI. РЕФЛЕКСИЯ: (Масbook)
Графическая рефлексия
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.
Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок
- понравилось выполнять
- было трудно
- не очень понравилось
- не очень было трудно
- не понравилось вообще
- не трудно
VII. ИТОГИ УРОКА.
- Дети, о чем мы говорили на уроке?
- О сказках.
- Какие бывают сказки?
- Сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных.
Дети, вы сегодня работали отлично. Я вами очень довольна. Спасибо вам за урок.
- Что вы хотите сказать про урок?
- Какой оценки заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с изображением соответствующего смайлика).
Дополнительная литература для реализации ФГОС в начальной школе:
1. Матвеева Е. И. Литературное чтение. 1-4классы: учим младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, 2007. – 228 с.
2. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 128 с.
3. Журнал “Начальная школа” №11, №12. 2004 г.