Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Цель: Познакомить учащихся с понятием "числительное" как части речи.
Задачи:
- обучающие
- Познакомить обучающихся с признаками числительного как части речи: общим значением, морфологическими признаками, синтаксической роли в предложении, об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.
- развивающие
- находить числительные в тексте,
- различать количественные и
- порядковые числительные,
- употреблять числительные в речи,
- соблюдая грамматические нормы.
- воспитательные
- Воспитать интерес к русской словесности, любовь к русскому языку.
Этап урока | Содержание | ||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Многие сказки начинаются так: "В
тридевятом царстве, тридесятом государстве
жил-был царь. И было у него три сына..." К какой
части речи относятся слова тридевятое,
тридесятое, три? - На какой вопрос отвечают эти
слова? Ответ: Какое? Которое? Сколько? - Что они обозначают? Ответ: количество, счет, порядок при счете. - И в каком же по счету государстве происходила эта сказочная история? Ответ: двадцать седьмое царство, тридцатое государство Сегодня мы познакомимся со словами-счетоводами, то есть именами числительными. |
||||||||||||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Перед вами ряд слов. Тройка, трижды, три, три пятых, тройной, третий. - Выделите корень в этих словах, как называются такие слова? Ответ: Это слова с одним корнем ТР-, они однокоренные. А теперь вы будете в парах составлять словосочетания с этими словами. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать? Коллективная проверка полученных предложений. - Молодцы! Вы хорошо поработали. Придумали очень интересные словосочетания со значением числа. - А теперь определите части речи данных слов. |
||||||||||||
Выявление места и причины затруднения | Кто не смог выполнить задание? Что
не смогли сделать? ( определить, к какой части
речи отнести слово "третий". Может быть, это
прилагательное?) Кто смог выполнить задание? Проверим, что получилось. Ответ: Тройка- сущ., трижды - наречие, тройной - прилагательное; три, три пятых и третий - числительные. - Сверьте свои ответы с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности. - Что вы делали, чтобы определить морфологическую принадлежность слов? Ответ: задавали вопрос. - Почему некоторые из вас затруднялись, выполняя это задание? Ответ:
|
||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения | - Значит, какую цель мы должны
сегодня достигнуть? Ответ: Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? - Что для этого надо сделать? Ответ: Узнать, какими признаками обладает числительное как часть речи. Как можно сформулировать тему нашего урока? Ответ: "Слова-счетоводы", "Числительное как части речи", "Имена числительные" Записываем тему урока: я пишу па доске, а вы в тетради...Что может нам помочь в открытии нового знания? Ответ: Знания, которые открывали раньше. Давайте вспомним алгоритм работы над уже известными частями речи. Ответ: 1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Как изменяется? 4. Синтаксическая роль. - Этот план поможет нам открыть новую часть речи - числительное. План проецируется на доску. |
||||||||||||
Реализация построенного проекта | - Прочитайте лингвистический текст
в учебнике ( упр.437). Ответы на какие вопросы
нашего алгоритма вы получили? Ответ: Имена числительные - это самостоятельные части речи. Они обозначают число, количество предметов, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы: Сколько? Который? Какой (ая,ое, ие)? - Составим кластер, обозначив уже открытые знания о числительном. - На какие вопросы мы не еще не нашли ответа? Ответ: Как изменяются числительные и какова их роль в предложении. - Вернемся к сказочному зачину( начало урока). Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные? - Самопроверка по эталону на доске. Ответ: в тридевятом(каком?) царстве, в тридесятом (каком?) государстве, три(кого?) сына. - Какие из этих числительных отвечают на вопросы прилагательных ( вот почему мы испытывали затруднения в словах с корнем -тр-)? Что они обозначают ( проговаривание правила во внешней речи)? Ответ: Числительные "тридевятом", "тридесятом"отвечают на вопрос (каком?) - Числительные, отвечающие на вопрос какой (ая,ое,ие)?, - порядковые. Какое из этих числительных отвечают на вопрос сколько? Что оно обозначает? Ответ: Числительное "три" обозначает количество. - Числительные, отвечающие на вопрос сколько? - количественные. Дополните кластер. Беседа с введением нового понятия. Работа с таблицей на экране (доске)
- Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Прочитайте ее название и скажите, над чем мы будем работать. - Мы будем говорить, какую роль играют числительные в словосочетании и предложении. - Правильно. Ученики анализируют расположение материала в таблице. - Эти числительные различаются, как мы уже выяснили, не только по своему значению, но еще и по тому, какую они роль выполняют в предложении. Посмотрим сначала на словосочетание порядкового числительного с существительным. Каким словом (главным или зависимым) является числительное "тридевятое"? Ответ: "Тридевятое" - зависимое слово (царство- какое? - тридевятое), оно похоже на прилагательное. - Как изменяются порядковые числительные? Ответ: Порядковое числительное тридевятое изменяется так же, как и прилагательные, по числам, падежам и родам и согласуется с существительным. Тридевятое царство, тридевятому царству, тридевятым царством. - А теперь разберем предложения с этим сочетанием. Таких предложений в нашей таблице два. Прочитайте первое. Каким членом предложения является числительное в нем? А во втором предложении у числительного та же роль? Один ученик делает синтаксический анализ первого предложения. Второй ученик работает со вторым примером. Ответ: В первом предложении - определение, во втором - сказуемое. - Порядковое числительное в этих предложениях является самостоятельным членом предложения или нет? Ответ: Это самостоятельный член предложения. - Обратимся к словосочетаниям количественных числительных с существительным. Эти сочетания у нас разные. Почему? Ответ: В этих сочетаниях числительные в разных падежах (и.п./ т.п.). Значит, количественное числительное три изменяется по падежам: три сына, трем сыновьям, с тремя сыновьями... Синтаксический анализ одного предложения делает один ученик на доске. Второй (сильный) ученик работает с другим примером самостоятельно. Ответ: В первом предложении числительное - подлежащее, во втором - дополнение. - Таким образом, сочетание числительного с существительным часто рассматривается как один член предложения и может быть любым членом предложения. Обобщение по таблице ( делают ученики) - Какие новые сведения о числительном как части речи мы узнали, работая с таблицей? Ответ: как изменяются и какую синтаксическую роль играют порядковые и количественные числительные. - Что мы выяснили об изменении числительных? Ответ: Порядковые числительные изменяются по числа, родам, падежам, а количественные - по падежам. - Дополните кластер. - Каким членом предложения являются порядковые и количественные числительные? Ответ: Порядковые числительные обычно являются определением, количественные числительные могут быть любым членом предложения и рассматриваются с существительным как один член предложения. - Дополните кластер. |
||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Самостоятельно прочитайте
теоретический материал в учебнике ( 35).
Соотнесите эти сведения с нашим кластером. Поработайте в парах. Расскажите о числительном своему товарищу по парте. Чтобы ваш ответ был доказательным, надо подтверждать его ( чем?) примерами (отвечают ученики) Используйте примеры из 35. Взаимопроверка правила После взаимопроверки слушаются 1-2 ученика. - Итак, мы узнали с вами о числительном как части речи. Теперь что мы должны сделать? Ответ: потренироваться в применении нового знания. - Интересный вопрос: Сколько слов надо знать, чтобы досчитать до тысячи? Ответ: учащиеся предполагают, три ответа, например, сорок, сто, восемьдесят записываются на доске. Обращаем внимание на их правописание. - Ответ на этот вопрос вы получите, если поработаете с текстом на экране ( или карточках). Прочитайте текст: Сколько надо слов, чтобы досчитать до тысячи? Когда мы пересчитали все эти числительные, то оказалось: чтобы сосчитать до тысячи, нужно использовать всего-навсего 37 слов! Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке ( от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен ( от ста до девятисот) и слово тысяча. Вот и все. Считайте на здоровье! А секрет такой экономии "счетных слов" заключается в том, что имена числительные "вращаются повторением немногих основных понятий" ( такое точное замечание сделал Ф.И. Буслаев - известный русский языковед прошлого века). - Так сколько же слов понадобится, чтобы сосчитать до тысячи? А теперь проверим, кто был ближе всех к разгадке ученик, ответивший сорок. - Чем объясняется экономия "счетных слов"? Ответ: словами из текста - Обратите внимание на ряд слов, продолжите его: Досчитать, пересчитали, сосчитать...( учащиеся дополняют его считайте, счетных). Допишите словарные слова : расчет, рассчитывать. Как называются такие слова? Ответ: Однокоренные слова. - Объясните правописание этих слов. Ответ: Эти слова с чередующимися гласными в корне -чит -чет. Перед корнем приставка С-, так как приставки З - не бывает. - Если вы испытываете затруднения в словарных словах, куда вы обращаетесь? Ответ: К орфографическому словарю, учителю, Интернет-справочникам. - Почему в этом тексте много слов с такими корнями? Ответ: В это тексте много слов с такими корнями, потому что он о счетных словах ( тема текста) - Закрепляем на тренажере новые знания. Работа с тренажером по морфологии Имя числительное Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке (от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен (от ста до девятисот) и слово тысяча.______________________ * Работу можно дать по вариантам. Взаимопроверка. Один ученик проговаривает разбор. - Какие колонки тренажера остались неоткрытыми? Ответ: Какие числительные являются простыми, сложными, составными. - Об этом мы поговорим на следующем уроке. |
||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -А теперь проверим, чему мы
научились. Решите тест. 1.Найди числительное. А.четырехугольник Б.сорок В. четверка 2. Какой частью речи являются слова миллион, миллиард? А. существительное Б. наречие В. числительное 3. Я родился в две тысячи первом году. Числительное в этом предложении А. порядковое Б. количественное 4. Сколько числительных в загадке: Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.(Косяки, скрипящая дверь, человек, открывающий ее) А. три Б. пять В. два 5. В предложении: Три и два - пять. Числительное пять является: А. подлежащим Б. определением В. сказуемым. Ответы: ( эталон открывается на экране(доске): Б, В, А, Б, В. - Подведем итоги теста... |
||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение | - Какова была цель нашего урока? Мы
достигли ее? Ваши успехи говорят о том, что вы молодцы... А теперь ответьте на мои вопросы: - В котором часу ты сегодня проснулся? - Сколько ложечек сахара тебе положить в чай? - Сколько у вас сегодня уроков? - А первый урок какой? - Какую роль играют числительные в нашей жизни? Ответ: Числительные сопровождают нашу жизнь с самого утра...Без них нельзя обойтись... Ясно, что нам жизненно необходимы числительные. |
||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Учитель использует прием "ЗХУ" Ученикам дается задание заполнить таблицу. Запись надо вести словами
Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться) Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет? Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке) |
||||||||||||
Домашнее задание | Найдите и выпишите 8 пословиц, или поговорок, или загадок с числительными, подчеркните числительные как члены предложения. |
Планируемые результаты обучения:
Регулятивные:
- Контролировать процесс и результаты деятельности;
- Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- Проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные:
- Работа с учебным материалом (в виде таблицы, лингвистического, учебно-познавательного текста);
- Объяснение правила с опорой на схему;
- Формирование логических действий: анализа, сравнения;
- Развитие знаково-символических действий: моделирования, преобразования модели;
- Рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные:
- Уметь организовывать партнерство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.
Личностные:
- Понимание роли приобретения новых знаний;
- Познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;
- Мотивационная основа учебной деятельности;
- Адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Используемая литература:
1. Лебедев Н.М.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991
2. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл./И.И.Постникова , И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др. - М.: Просвещение, 2007.