Имя числительное как часть речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель: Познакомить учащихся с понятием "числительное" как части речи.

Задачи:

- обучающие

  • Познакомить обучающихся с признаками числительного как части речи: общим значением, морфологическими признаками, синтаксической роли в предложении, об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.

- развивающие

  • находить числительные в тексте,
  • различать количественные и
  • порядковые числительные,
  • употреблять числительные в речи,
  • соблюдая грамматические нормы.

- воспитательные

  • Воспитать интерес к русской словесности, любовь к русскому языку.
Этап урока Содержание
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Многие сказки начинаются так: "В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь. И было у него три сына..." К какой части речи относятся слова тридевятое, тридесятое, три? - На какой вопрос отвечают эти слова?

Ответ: Какое? Которое? Сколько?

- Что они обозначают?

Ответ: количество, счет, порядок при счете.

- И в каком же по счету государстве происходила эта сказочная история?

Ответ: двадцать седьмое царство, тридцатое государство

Сегодня мы познакомимся со словами-счетоводами, то есть именами числительными.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Перед вами ряд слов.

Тройка, трижды, три, три пятых, тройной, третий.

- Выделите корень в этих словах, как называются такие слова?

Ответ: Это слова с одним корнем ТР-, они однокоренные.

А теперь вы будете в парах составлять словосочетания с этими словами. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?

Коллективная проверка полученных предложений.

- Молодцы! Вы хорошо поработали. Придумали очень интересные словосочетания со значением числа.

- А теперь определите части речи данных слов.

Выявление места и причины затруднения Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? ( определить, к какой части речи отнести слово "третий". Может быть, это прилагательное?)

Кто смог выполнить задание? Проверим, что получилось.

Ответ: Тройка- сущ., трижды - наречие, тройной - прилагательное; три, три пятых и третий - числительные.

- Сверьте свои ответы с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности.

- Что вы делали, чтобы определить морфологическую принадлежность слов?

Ответ: задавали вопрос.

- Почему некоторые из вас затруднялись, выполняя это задание?

Ответ:

  • не смогли правильно задать вопрос.
  • не смогли обосновать свои ответы (не знаем морфологические признаки числительного)
  • не уверены в правильности обоснования.
Построение проекта выхода из затруднения - Значит, какую цель мы должны сегодня достигнуть?

Ответ: Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа?

- Что для этого надо сделать?

Ответ: Узнать, какими признаками обладает числительное как часть речи.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ответ: "Слова-счетоводы", "Числительное как части речи", "Имена числительные"

Записываем тему урока: я пишу па доске, а вы в тетради...Что может нам помочь в открытии нового знания?

Ответ: Знания, которые открывали раньше.

Давайте вспомним алгоритм работы над уже известными частями речи.

Ответ:

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Синтаксическая роль.

- Этот план поможет нам открыть новую часть речи - числительное.

План проецируется на доску.

Реализация построенного проекта - Прочитайте лингвистический текст в учебнике ( упр.437). Ответы на какие вопросы нашего алгоритма вы получили?

Ответ: Имена числительные - это самостоятельные части речи. Они обозначают число, количество предметов, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы: Сколько? Который? Какой (ая,ое, ие)?

- Составим кластер, обозначив уже открытые знания о числительном.

- На какие вопросы мы не еще не нашли ответа?

Ответ: Как изменяются числительные и какова их роль в предложении.

- Вернемся к сказочному зачину( начало урока). Выпишите словосочетания, в состав которых входят числительные?

- Самопроверка по эталону на доске. Ответ: в тридевятом(каком?) царстве, в тридесятом (каком?) государстве, три(кого?) сына.

- Какие из этих числительных отвечают на вопросы прилагательных ( вот почему мы испытывали затруднения в словах с корнем -тр-)? Что они обозначают ( проговаривание правила во внешней речи)?

Ответ: Числительные "тридевятом", "тридесятом"отвечают на вопрос

(каком?)

- Числительные, отвечающие на вопрос какой (ая,ое,ие)?, - порядковые.

Какое из этих числительных отвечают на вопрос сколько? Что оно обозначает?

Ответ: Числительное "три" обозначает количество.

- Числительные, отвечающие на вопрос сколько? - количественные. Дополните кластер.

Беседа с введением нового понятия. Работа с таблицей на экране (доске)

числительное в словосочетании и предложении
количественное числительное порядковое числительное
три сына с тремя сыновьями тридевятое царство
Три сына продолжали дело отца. Мы увидели мать с тремя сыновьями В тридевятом царстве жил-был царь. Это царство тридевятое.

- Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Прочитайте ее название и скажите, над чем мы будем работать.

- Мы будем говорить, какую роль играют числительные в словосочетании и предложении.

- Правильно.

Ученики анализируют расположение материала в таблице.

- Эти числительные различаются, как мы уже выяснили, не только по своему значению, но еще и по тому, какую они роль выполняют в предложении. Посмотрим сначала на словосочетание порядкового числительного с существительным. Каким словом (главным или зависимым) является числительное "тридевятое"?

Ответ: "Тридевятое" - зависимое слово (царство- какое? - тридевятое), оно похоже на прилагательное.

- Как изменяются порядковые числительные?

Ответ: Порядковое числительное тридевятое изменяется так же, как и прилагательные, по числам, падежам и родам и согласуется с существительным. Тридевятое царство, тридевятому царству, тридевятым царством.

- А теперь разберем предложения с этим сочетанием. Таких предложений в нашей таблице два. Прочитайте первое. Каким членом предложения является числительное в нем? А во втором предложении у числительного та же роль?

Один ученик делает синтаксический анализ первого предложения.

Второй ученик работает со вторым примером.

Ответ: В первом предложении - определение, во втором - сказуемое.

- Порядковое числительное в этих предложениях является самостоятельным членом предложения или нет?

Ответ: Это самостоятельный член предложения.

- Обратимся к словосочетаниям количественных числительных с существительным. Эти сочетания у нас разные. Почему?

Ответ: В этих сочетаниях числительные в разных падежах (и.п./ т.п.). Значит, количественное числительное три изменяется по падежам: три сына, трем сыновьям, с тремя сыновьями...

Синтаксический анализ одного предложения делает один ученик на доске.

Второй (сильный) ученик работает с другим примером самостоятельно.

Ответ: В первом предложении числительное - подлежащее, во втором - дополнение.

- Таким образом, сочетание числительного с существительным часто рассматривается как один член предложения и может быть любым членом предложения.

Обобщение по таблице ( делают ученики)

- Какие новые сведения о числительном как части речи мы узнали, работая с таблицей?

Ответ: как изменяются и какую синтаксическую роль играют порядковые и количественные числительные.

- Что мы выяснили об изменении числительных?

Ответ: Порядковые числительные изменяются по числа, родам, падежам, а количественные - по падежам.

- Дополните кластер.

- Каким членом предложения являются порядковые и количественные числительные?

Ответ: Порядковые числительные обычно являются определением, количественные числительные могут быть любым членом предложения и рассматриваются с существительным как один член предложения.

- Дополните кластер.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельно прочитайте теоретический материал в учебнике ( 35). Соотнесите эти сведения с нашим кластером.

Поработайте в парах. Расскажите о числительном своему товарищу по парте. Чтобы ваш ответ был доказательным, надо подтверждать его ( чем?) примерами (отвечают ученики) Используйте примеры из 35.

Взаимопроверка правила

После взаимопроверки слушаются 1-2 ученика.

- Итак, мы узнали с вами о числительном как части речи. Теперь что мы должны сделать?

Ответ: потренироваться в применении нового знания.

- Интересный вопрос: Сколько слов надо знать, чтобы досчитать до тысячи?

Ответ: учащиеся предполагают, три ответа, например, сорок, сто, восемьдесят записываются на доске. Обращаем внимание на их правописание.

- Ответ на этот вопрос вы получите, если поработаете с текстом на экране ( или карточках). Прочитайте текст:

Сколько надо слов, чтобы досчитать до тысячи?

Когда мы пересчитали все эти числительные, то оказалось: чтобы сосчитать до тысячи, нужно использовать всего-навсего 37 слов!

Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке ( от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен ( от ста до девятисот) и слово тысяча. Вот и все. Считайте на здоровье!

А секрет такой экономии "счетных слов" заключается в том, что имена числительные "вращаются повторением немногих основных понятий" ( такое точное замечание сделал Ф.И. Буслаев - известный русский языковед прошлого века).

- Так сколько же слов понадобится, чтобы сосчитать до тысячи? А теперь проверим, кто был ближе всех к разгадке ученик, ответивший сорок.

- Чем объясняется экономия "счетных слов"?

Ответ: словами из текста

- Обратите внимание на ряд слов, продолжите его: Досчитать, пересчитали, сосчитать...( учащиеся дополняют его считайте, счетных). Допишите словарные слова : расчет, рассчитывать. Как называются такие слова?

Ответ: Однокоренные слова.

- Объясните правописание этих слов.

Ответ: Эти слова с чередующимися гласными в корне -чит -чет. Перед корнем приставка С-, так как приставки З - не бывает.

- Если вы испытываете затруднения в словарных словах, куда вы обращаетесь?

Ответ: К орфографическому словарю, учителю, Интернет-справочникам.

- Почему в этом тексте много слов с такими корнями?

Ответ: В это тексте много слов с такими корнями, потому что он о счетных словах ( тема текста)

- Закрепляем на тренажере новые знания.

Работа с тренажером по морфологии

Имя числительное

Это 10 названий первого десятка ( от одного до десяти), 9 наименований во втором десятке (от одиннадцати до девятнадцать), 8 названий для десятков ( от двадцати до девяноста), 9 наименований сотен (от ста до девятисот) и слово тысяча.______________________

* Работу можно дать по вариантам.

Взаимопроверка. Один ученик проговаривает разбор.

- Какие колонки тренажера остались неоткрытыми?

Ответ: Какие числительные являются простыми, сложными, составными.

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -А теперь проверим, чему мы научились. Решите тест.

1.Найди числительное.

А.четырехугольник Б.сорок В. четверка

2. Какой частью речи являются слова миллион, миллиард?

А. существительное Б. наречие В. числительное

3. Я родился в две тысячи первом году. Числительное в этом предложении

А. порядковое Б. количественное

4. Сколько числительных в загадке: Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.(Косяки, скрипящая дверь, человек, открывающий ее)

А. три Б. пять В. два

5. В предложении: Три и два - пять. Числительное пять является:

А. подлежащим Б. определением В. сказуемым.

Ответы: ( эталон открывается на экране(доске): Б, В, А, Б, В.

- Подведем итоги теста...

Включение в систему знаний и повторение - Какова была цель нашего урока? Мы достигли ее?

Ваши успехи говорят о том, что вы молодцы...

А теперь ответьте на мои вопросы:

- В котором часу ты сегодня проснулся?

- Сколько ложечек сахара тебе положить в чай?

- Сколько у вас сегодня уроков?

- А первый урок какой?

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Ответ: Числительные сопровождают нашу жизнь с самого утра...Без них нельзя обойтись... Ясно, что нам жизненно необходимы числительные.

Рефлексия учебной деятельности Учитель использует прием "ЗХУ"

Ученикам дается задание заполнить таблицу.

Запись надо вести словами

  • Знал
  • Узнал
  • Хочу узнать

Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)

Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)

Домашнее задание Найдите и выпишите 8 пословиц, или поговорок, или загадок с числительными, подчеркните числительные как члены предложения.

Планируемые результаты обучения:

Регулятивные:

  • Контролировать процесс и результаты деятельности;
  • Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • Проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Познавательные:

  • Работа с учебным материалом (в виде таблицы, лингвистического, учебно-познавательного текста);
  • Объяснение правила с опорой на схему;
  • Формирование логических действий: анализа, сравнения;
  • Развитие знаково-символических действий: моделирования, преобразования модели;
  • Рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

  • Уметь организовывать партнерство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.

Личностные:

  • Понимание роли приобретения новых знаний;
  • Познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;
  • Мотивационная основа учебной деятельности;
  • Адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Используемая литература:

1. Лебедев Н.М.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991

2. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл./И.И.Постникова , И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др. - М.: Просвещение, 2007.