Классный час с элементами дискуссии «Вне зависимости»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Формирование критерия здорового образа жизни и умения противостоять современным зависимостям.

Задачи:

  • Формирование понятия "зависимость";
  • Знать приемы борьбы с зависимостями;
  • Воспитывать умения активного противостояния пагубным привычкам.

Подготовка: ПК, проектор, презентация "Зависимость".

1. Вступление

Добрый день ребята! Сегодня у нас немного необычный классный час, потому что на нём присутствуют гости. Но я очень надеюсь, что вас это не смутит, и вы будете вести себя, как обычно. А начнём мы с небольшого блиц-опроса. Если вы будете согласны с моим утверждением, то одну руку поднимаем, а другой ставим галочку на своем листочке, далее мы сосчитаем положительные ответы.

  1. В выходные дни я ежедневно провожу за компьютером больше 4 часов;
  2. Я зашел в социальную сеть на минутку, а вышел через час;
  3. Мне постоянно кажется, что звучит телефон;
  4. Случается, что я выполняю ДЗ не полностью, потому что заигрался;
  5. Я до последнего откладывал работу над долгосрочным проектом, потому что были более важные дела
  6. В последнее время я ложусь спать позднее 24
  7. Мне часто говорят, что меня не оторвать от телефона

Подсчет результатови постановка проблемы.

В: Скажите, пожалуйста, сколько у вас набралось положительных ответов? (ответы детей, высказывание мнений)

Те, у кого ответов больше 4 имеют склонность к "зависанию" в интернете, мобильных устройствах, в играх... И даже если у вас есть хотя бы 1 положительный ответ - это всё равно повод задуматься..

В:Таким образом, вы сами подвели нас к мысли, что проблема зависимости как никогда актуальна среди вас.

Основная часть

2. Понятия

- А как вы понимаете термин "зависимость"? Какой смысл мы вкладываем в это слово?

(Ответ: Состояние потребности в чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо, безусловное преобладание одного интереса над остальными.)

Предлагаю вам одно из определений зависимости, которое, отражает суть этого феномена.

Зависимость - это болезненное пристрастие и непреодолимое стремление к выбранному "объекту", желание полагаться на него с целью ухода от реальности и получения позитивных эмоций.

Как вы заметили, "объектом" зависимости может стать и алкоголь, и наркотик, и религия, и работа, и еда, и игра, и даже другие люди. Зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности.

СЛАЙД 2, 3

- А зачем человеку нужно прятаться от реальности? Как вы думаете, в каких случаях это может происходить!?

(Ответ: У человека что-то не получается, он не умеет справляться с проблемами,ему скучно, хочется острых ощущений, нет ситуаций успеха, в его жизни мало радости.)

- Давайте обобщим причины возникновения зависимого поведения (по мнению специалистов):

СЛАЙД 4

  • Отсутствие высших ценностей, бездуховность;
  • Отсутствие моральных запретов;
  • Отсутствие поддержки со стороны семьи, близких, семейные ссоры и проблемы;
  • Определенный биологический "профиль" личности: слабая сила воли, гиперактивность, расторможенность, слабый иммунитет и т.п.
  • Трудная социальная ситуация: обман, ссора, предательство, разрыв личностных отношений;
  • Неадекватная самооценка, тревожность, подверженность чужому влиянию;

Да, зависимому человеку та реальность, в которой он живет, кажется недостаточно интересной, радостной и дружелюбной. Он пытается ее изменить.

- И начнём мы с того, какие виды зависимостей кроме алкоголизма, наркомании и курения вам известны?

(Ответы: Интернет-зависимость, зависимость от любых видов игры, от общения в соцсетях,трудоголизм, пищевые зависимости, спортивная зависимость, фанатизм, страсть к покупкам и трате денег, "адреналиновая" зависимость, ТВ-зависимость, от мобильного телефона и др. )

СЛАЙД 5

- Да, зависимость может возникать как от психоактивных веществ (а именно веществ, воздействующих на психику), так и от некоторых видов деятельности, и даже от других людей.т.о., зависимость возникает от вещества, от процесса, от поведения или их сочетания.

СЛАЙД 6

У всех зависимостей примерно одинаковый механизм формирования (спрашиваем у детей): Сложная жизненная ситуация, проблема и как следствие, возникновение желания ее решить - возникновение интереса, мотива - легкая увлеченность- увлеченность - привязанность (вредная привычка) - зависимость.

3. Статистика.

СЛАЙД 7

Немного статистики. Вот результаты по итогам соцопроса среди учеников 7-8 кл. нашей школы. Стало известно, что 80% опрошенных большую часть своего свободного времени проводит в Интернете, чаще всего в онлайн играх. 55% выходят в интернет для поиска информации, а есть и такие, и их 5%, кто вовсе не используют мировую сеть.

  • Готовы ли вы согласиться с данной статистикой!? и какое мнение имеете на этот счёт (ответы детей)

4. Причины проблемы

Сейчас я предлагаю просмотреть видео - это исповедь молодого человека, который был, подвергнут игровой зависимости. Этот видеоролик был озвучен на английском языке. Мария Евгеньевна любезно согласилась сделать и зачитать перевод. После просмотра я бы хотела услышать ваше мнение по поводу, почему это возникло и что могло стать причиной возникновения такой зависимости!?

Просмотр видео.

Почему это возникло и что могло стать причиной возникновения такой зависимости!?

СЛАЙД 8

Обсуждение.

- К чему стремится зависимый человек? давайте подумаем, с какой целью люди это делают и что они в этом находят, о каких состояниях мечтают?

(Ответ: Постижение неизведанного, общительность, уверенность, состояние "кайфа", активность, счастье, получение сильных эмоций, ощущение успешности, значимости, обретение идеальных отношений и т.п.)

- Человек, склонный к зависимому поведению, хочет таким образом изменить свою жизнь к лучшему, достичь каких-то важных для себя состояний. Удается ли ему это?

(Ответ: Сначала удается, а потом наступают различные вредные последствия.)

СЛАЙД 9

-Да, сначала "объект" зависимости может помочь забыть свои проблемы, избавиться от одиночества, почувствовать психологический комфорт. Но через некоторое время начинаются неприятности, потому что любая зависимость ограничивает человека, приносит с собой негативные последствия в разных областях - в области физического и психического здоровья, в материальной, социальной и духовной сфере.

5. Практическое задание.

- Рано или поздно зависимому человеку приходится платить некоторую цену за свою зависимость. Можно ли этого как-то избежать? Каким образом достижимы эти состояния без использования "объектов" зависимости?

(Ответ: Спорт, хобби, отношения с другими людьми, творчество, работа, дружба, любовь...)

Да, позитивные состояния достижимы в том случае, если человек не ждет, что они чудесным образом возникнут извне - например, от приема психоактивного вещества.

На самом деле люди способны достигать их путем собственной умственной, физической, духовной, социальной и творческой активности.

СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13, 14

- При каких условиях собственная активность человека может стать источником мощных положительных эмоций?

(Ответ: Если эти виды активности интересны и приносят радость, если удается достичь хорошего результата, если ты в своей активности не одинок, а окружен хорошими друзьями...)

СЛАЙД 15

Итак, мы с вами сейчас сформулировали хороший способ защитить себя от зависимостей. Если в нашей жизни есть хотя бы несколько занятий, которые:

1) интересны нам, радуют нас и хорошо у нас получаются;

2) помогают найти настоящих друзей и единомышленников;

3) делают нас более творческими, самостоятельными, здоровыми, умными и свободными,то мы вряд ли будем разрушать себя разными видами зависимостей. Мы не будем бежать от реальности, а сможем почувствовать гармонию с собой и с окружающим миром.

Задание.

- Сейчас я предлагаю выполнить практическое задание. Каждому из вас нужно письменно перечислить те занятия вашей жизни, которые отвечают этим требованиям. Это будут ваши ресурсы, ваша защита. То, что может сделать вас сильнее и счастливее.

Выполнение задания; желающие могут поделиться результатами; обсуждение.

Иногда бывает так, что из-за трудных жизненных событий или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае?

(Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу.)

Да, любому человеку очень важно получать поддержку и помощь в трудных жизненных ситуациях.

И в заключение - сюрприз. Для всех, и особенно для тех, кому непросто было выполнить последнее задание.

С помощью всех учителей нашей школы мы составили для каждого вот такой из вас "Сертификат успешного человека", в котором перечислили ваши способности и хорошие качества. В конце занятия вы сможете их забрать, прочитать, попросить своих друзей и близких дополнить эти листы, что-то дописать самостоятельно. Пусть эти "Сертификаты" станут вашими помощниками.

6. Рефлексия.

А сейчас, чтобы понять на сколько полезной была для Вас информация, которая прозвучала на кл.часе я попрошу вас поднять карточку соответствующего цвета:

  • Если было полезно и интересно - розовая карточка
  • Я буду применять знания в жизни - оранжевая карточка
  • Я не считаю себя склонным к зависимостям - синяя карточка

Визуальный подсчёт.

7. Заключительная часть.

По итогам этого разговора я хотела бы, чтобы в заключение вы посмотрели еще один сюжет. Ролик про телефон. Он поможет вам сделать выводы и правильный выбор.

Спасибо вам за участие и за вашу активность.