Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: знакомство с рыбами как представителями животного мира.
Задачи урока:
- Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
- Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
- Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация "Кто такие птицы?"; атласы-определители 4 шт. MacBook с загруженными презентациями; учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, "От земли до неба" атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Подготовка к усвоению | Давайте вспомним, что мы изучали на
прошлом уроке. Блиц-опрос "Закончи предложения":
Молодцы! Мы знаем, как трудно придется, если мы с вами не будем соблюдать правила в окружающем нас мире. Давайте рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы. - Куда пришли дети? - Что они поймали вместо рыбы? - Как вы думаете, почему это произошло? - Почему художник назвал свой рисунок "Что посеешь, то и пожнешь" |
... насекомых. пчелы, бабочки, кузнечики... ... 6 ножек ...водоем |
2. Изучение нового материала | Представим себе, что завтра вся рыба
исчезнет из наших водоемов, тогда ... Моря, океаны,
большие и малые реки, ручьи и пруды покрывают
большую часть нашей планеты. Давайте подумаем, кто может обитать в водоемах? Итак, мы попали в водную стихию. Отгадав, загадку мы узнаем одного из обитателей водного царства. Слушаем внимательно. Есть крылья, да не летает. - О ком мы будем говорить сегодня на уроке? По каким признакам можно отличить рыб от других животных? О каких признаках говорится в загадке. - Предлагаю вам поработать с нетбуками. Открываем нетбуки. К вам на рабочий стол будет отправлен файл с заданием. Открываем его. Вам нужно будет составить картинку. Кто это? Давайте проверим. Работаем дальше в этом же файле. Выполним следующее задание укажем все части тела рыбы. (Туловище, плавники, жаберная крышка, хвост, голова) Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Послушаем еще одну загадку и узнаем, чем же еще рыбы отличаются от других животных. У родителей и деток - Что это за одежда? (... чешуя ) (Учитель предлагает на бумаге с помощью кружков смоделировать "одежду") - Попробуем с помощью кружочков смоделировать "одежду" рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить "чешуйки" определенным образом. А как? Откуда начнем работать? Если "чешуйки" класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая "одежда" плохо защитит рыбу. |
Работа в парах Открывают нетбуки RAYbook (составляют картинку)
Дети самостоятельно находят закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок. |
Физминутка | ||
3. Первичная проверка усвоения знаний | Из нашего текста исчезли слова, давайте их вставим. Можно воспользоваться словами - помощниками. | Дети самостоятельно вставляют слова используя слова помощники |
4. Первичное закрепление знаний | Давайте подумаем, каких же рыб можно
увидеть в реке? А можно ли увидеть в реке акулу?
Почему? Найдем в учебнике речных рыб, положим
ладошку. Найдем морских рыб, положим ладошку.
Сейчас мы разделимся на две группы и узнаем
названия рыб, которые изображены у вас в
учебнике. К вам на нетбуки на рабочий стол будет отправлен еще один файл. Каждая группа получает свое задание. 1 группа - речные рыбы, 2 группа - морские рыбы. Вашим помощником будет атлас - определитель. Проверим. Назовем хором нужное слово: - Рыбы, живущие в реке, называются... речными - Рыбы, живущие в море, называются... морскими |
Работа в группах
Работают на нетбуках RAYbook и в атласах определителях. |
5. Контроль и самопроверка знаний | Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Каждый из вас получает новый файл. Открываем его. Кто умеет читать выполняет задание самостоятельно, кто затрудняется, делаем вместе со мной. | Работают с тестами на нетбуки RAYbook |
Физминутка для глаз | ||
5.Подведение итогов. Рефлексия | - Кто такие рыбы? - Где могут жить рыбы? - Как рыбы передвигаются в воде? - Как рыбы дышат? - Чем покрыто туловище? Сегодня мне хочется вас познакомить с удивительной профессией, которая связана с подводным миром - ихтиология. Людей, изучающих подводный мир, называют ихтиологами. Одним из таких ученых был Жак - Ив Кусто, знаменитый французский исследователь Мирового океана. Если мы с вами научимся любить природу, будем больше интересоваться изменениями в природе. Может быть кто - нибудь из нас тоже станет ученым. Спасибо за урок! |
Ответы детей В воде, в речке, в озере, в море С помощью плавников и хвоста. Жабрами Чешуей |