Урок окружающего мира с использованием метода 1 ученик: 1 компьютер. Тема «Кто такие рыбы?» 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: знакомство с рыбами как представителями животного мира.

Задачи урока:

  • Предметные: сформировать у детей понятие о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
  • Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
  • Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация "Кто такие птицы?"; атласы-определители 4 шт. MacBook с загруженными презентациями; учебник Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1 класс. / А.А. Плешаков, Н. Н. Гара, "От земли до неба" атлас-определитель. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011. - 222 с.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Подготовка к усвоению Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Блиц-опрос "Закончи предложения":

  • На прошлом уроке мы изучали...
  • К ним относятся...
  • Отличительными признаками насекомых являются...

Молодцы!

Мы знаем, как трудно придется, если мы с вами не будем соблюдать правила в окружающем нас мире. Давайте рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы.

- Куда пришли дети?

- Что они поймали вместо рыбы?

- Как вы думаете, почему это произошло?

- Почему художник назвал свой рисунок "Что посеешь, то и пожнешь"

 

 

... насекомых.

пчелы, бабочки, кузнечики...

... 6 ножек

...водоем

2. Изучение нового материала Представим себе, что завтра вся рыба исчезнет из наших водоемов, тогда ... Моря, океаны, большие и малые реки, ручьи и пруды покрывают большую часть нашей планеты.

Давайте подумаем, кто может обитать в водоемах?

Итак, мы попали в водную стихию. Отгадав, загадку мы узнаем одного из обитателей водного царства. Слушаем внимательно.

Есть крылья, да не летает.
Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(рыба)

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке? По каким признакам можно отличить рыб от других животных? О каких признаках говорится в загадке.

- Предлагаю вам поработать с нетбуками. Открываем нетбуки. К вам на рабочий стол будет отправлен файл с заданием. Открываем его. Вам нужно будет составить картинку. Кто это? Давайте проверим.

Работаем дальше в этом же файле. Выполним следующее задание укажем все части тела рыбы. (Туловище, плавники, жаберная крышка, хвост, голова)

Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Послушаем еще одну загадку и узнаем, чем же еще рыбы отличаются от других животных.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

- Что это за одежда? (... чешуя )

(Учитель предлагает на бумаге с помощью кружков смоделировать "одежду")

- Попробуем с помощью кружочков смоделировать "одежду" рыб. Оказывается, это не так-то просто. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить "чешуйки" определенным образом. А как? Откуда начнем работать? Если "чешуйки" класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая "одежда" плохо защитит рыбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Открывают нетбуки RAYbook (составляют картинку)

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно находят закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок.

Физминутка
3. Первичная проверка усвоения знаний Из нашего текста исчезли слова, давайте их вставим. Можно воспользоваться словами - помощниками. Дети самостоятельно вставляют слова используя слова помощники
4. Первичное закрепление знаний Давайте подумаем, каких же рыб можно увидеть в реке? А можно ли увидеть в реке акулу? Почему? Найдем в учебнике речных рыб, положим ладошку. Найдем морских рыб, положим ладошку. Сейчас мы разделимся на две группы и узнаем названия рыб, которые изображены у вас в учебнике.

К вам на нетбуки на рабочий стол будет отправлен еще один файл. Каждая группа получает свое задание.

1 группа - речные рыбы, 2 группа - морские рыбы. Вашим помощником будет атлас - определитель. Проверим.

Назовем хором нужное слово:

- Рыбы, живущие в реке, называются... речными

- Рыбы, живущие в море, называются... морскими

Работа в группах

 

 

 

Работают на нетбуках RAYbook и в атласах определителях.

5. Контроль и самопроверка знаний Давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Каждый из вас получает новый файл. Открываем его. Кто умеет читать выполняет задание самостоятельно, кто затрудняется, делаем вместе со мной. Работают с тестами на нетбуки RAYbook
Физминутка для глаз
5.Подведение итогов. Рефлексия - Кто такие рыбы?

- Где могут жить рыбы?

- Как рыбы передвигаются в воде?

- Как рыбы дышат?

- Чем покрыто туловище?

Сегодня мне хочется вас познакомить с удивительной профессией, которая связана с подводным миром - ихтиология. Людей, изучающих подводный мир, называют ихтиологами. Одним из таких ученых был Жак - Ив Кусто, знаменитый французский исследователь Мирового океана. Если мы с вами научимся любить природу, будем больше интересоваться изменениями в природе. Может быть кто - нибудь из нас тоже станет ученым. Спасибо за урок!

Ответы детей

В воде, в речке, в озере, в море

С помощью плавников и хвоста.

Жабрами

Чешуей