«Понятие о местоимении». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: Знакомство с местоимением.

Задачи:

обучающая

  • Дать представление о местоимении как о части речи; познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:

Развивающая

  • Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.

Воспитательная

  • Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование: Компьютер, презентация, телефон.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Которые будут оценивать нашу с вами работу. У меня к вам просьба работать активно.аккуратно, внимательно. Девиз: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам найти путь к новому секрету русского языка.

II. Чистописание

Начнём с привычной минутки чистописания. Для чего вы её обычно проводите? (детей ответы)

Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым вы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок.

– Правильно (Экология) 2013 год объявлен годом экологии

Перед тем, как мы будем писать, мы проведём массаж кистей рук.

Массаж рук

1. Расстираем кисти

2. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

3. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

Буква состоит из полуовала.
Повторяем за мной:
эээ ЭЭЭ экология

III. Актуализация знаний

– А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

IV. Знакомство с новой темой

Прочитайте на слайде текст об этом цветке.

Если заметите что-то особенное, то поднимите руку.

Текст на доске читает... (1 ученик)

Это одуванчик желтый сарафанчик.

Одуванчик один из первых весной зацветает.

Красуются одуванчики с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.

Так и хочется дунуть!

– Что заметили? (Неоправданный повтор)

- Какое слово повторяется,

- Какая это часть речи?

- Назовите постоянные признаки существительного?

(род, число, одушевление)

Итак, существительное: одуванчик заменим другими словами.

– Отредактируем текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)

– Прочитайте отредактированный текст (устно)

Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик (Он) один из первых весной зацветает.

Красуются одуванчики (они) с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.

К какой части речи относятся слова-заместители – он и они? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).

Это имена прилагательные? (нет)(почему?)

Это имена существительные? (нет) (почему?)

Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи.

Это для нас секрет, русского языка.

Попробуем сделать открытие!

Вместо какой части речи заняли эти слова?

– Так как же их назвали? (Местоимения)

– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Местоимение. Понятие о местоимении

– Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей открываются слова-опоры)

Итак, местоимение – это...

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

Местоимения говорим тогда когда не хотим называть имя, например, девочку зовут Регина. Вместо неё говорим (она)

Например, мальчика зовут Руслан. Вместо него говорим (он)

А если не хотим называть имена Саша, Руслан, Регина, говорим (они)

А если, мы не называем предмет, например, зеркало, то говорим (оно)

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Сами нашли новую часть речи, местоимение. Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)

Посмотрите, какая красота. У кого поднимется рука уничтожить её.

Глядя на золотое поле отдохнём:

V. Физминутка. Активнаягимнастика.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Продолжим исследование

– Назовите признаки имен существительных   (род, числа,).

Учитель. Послушайте диалог.

Учащиеся (разыгрывают сценку с телефоном).

- Алло! Привет! Это я.Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вова? Он дома?

Учитель.

Как вы говорите о себе во время диалога – Я-1 лицо

Как вы говорите о себе и всех нас – 1 лицо–МЫ. Это множ. число.

Как он обращается ко второму человеку - Кате? ТЫ - значит это 2 лицо.

Как сказать если Юля обращалась сразу к нескольким – ВЫ,

А как вы обратитесь к учителю? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

В разговоре по телефону Юля и Катя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Лена- она, Вова - он - это "3-е лицо, во мн. Числе - они

Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Ученик читает стихотворение:

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

– Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?

У местоимений можно определить число и лицо.

Напомните мне лицо местоимений

Какого рода существительные вы знаете? (М.р., ср.р., ж.р.)

– А есть ли у местоимения признак рода?

– Есть ли местоимения мужского рода? (Он)

– Среднего рода?(Оно)

– Женского рода? (Она)

Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!

  ед.ч. мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо Он, она, оно Они

– Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)

VI. Первичная проверка понимания

Для чего мы выполняем это задание? Ответы учеников (Уметь правильно писать местоимения и использовать их в своей речи

– С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).

– Дайте определение местоимению.

– С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число ,род в ед. числе).

– Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).

VII. Первичное закрепление

Практическая работа. Вставьте местоимения

....нарисую ёлочку.

Завтра ... пойдём на речку?

Когда .... улетают?

VIII. Проверка.

– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).

– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Читает ученик

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

(На карточках тест каждому ученику)

Тест

1. Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение обозначает предмет;

Б) местоимение указывает на предмет;

В) местоимение называет предмет.

2. Личные местоимения пишутся с предлогами:

А) раздельно;

Б) слитно.

3. Личные местоимения изменяются по родам:

А) в 1 лице;

Б) во 2 лице;

В) в 3 лице.

4. К личным местоимениям после предлога прибавляется буква н

А) в 1 лице;

Б) во 2 лице;

В) в 3 лице.

5. Вставь местоимения:

На . . . . старуха лишь взглянула, и с очей прогнать ... велела.

Коллективная проверка по слайдам

IX. Домашнее задание с. 63 № 2

– На уроке очень хорошо поработали... (имена учащихся, оценки за урок ...)

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.

Я+Я = мы (песня “Вместе весело шагать по просторам”)