Цели: Знакомство с местоимением.
Задачи:
обучающая
- Дать представление о местоимении как о части речи; познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:
Развивающая
- Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
Воспитательная
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.
Оборудование: Компьютер, презентация, телефон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Которые будут оценивать нашу с вами работу. У меня к вам просьба работать активно.аккуратно, внимательно. Девиз: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам найти путь к новому секрету русского языка.
II. Чистописание
Начнём с привычной минутки чистописания. Для чего вы её обычно проводите? (детей ответы)
Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым вы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок.
– Правильно (Экология) 2013 год объявлен годом экологии
Перед тем, как мы будем писать, мы проведём массаж кистей рук.
Массаж рук
1. Расстираем кисти
2. А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
3. Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
Буква состоит из полуовала.
Повторяем за мной:
эээ ЭЭЭ экология
III. Актуализация знаний
– А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)
IV. Знакомство с новой темой
Прочитайте на слайде текст об этом цветке.
Если заметите что-то особенное, то поднимите руку.
Текст на доске читает... (1 ученик)
Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает.
Красуются одуванчики с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.
Так и хочется дунуть!
– Что заметили? (Неоправданный повтор)
- Какое слово повторяется,
- Какая это часть речи?
- Назовите постоянные признаки существительного?
(род, число, одушевление)
Итак, существительное: одуванчик заменим другими словами.
– Отредактируем текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)
– Прочитайте отредактированный текст (устно)
Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик (Он) один из первых весной зацветает.Красуются одуванчики (они) с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляются пушистые шары.
К какой части речи относятся слова-заместители – он и они? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
Это имена прилагательные? (нет)(почему?)
Это имена существительные? (нет) (почему?)
Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи.
Это для нас секрет, русского языка.
Попробуем сделать открытие!
Вместо какой части речи заняли эти слова?
– Так как же их назвали? (Местоимения)
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):
Местоимение. Понятие о местоимении
– Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей открываются слова-опоры)
Итак, местоимение – это...
Часть речи
(почему?) – это отдельная группа слов.
Местоимения говорим тогда когда не хотим называть имя, например, девочку зовут Регина. Вместо неё говорим (она)
Например, мальчика зовут Руслан. Вместо него говорим (он)
А если не хотим называть имена Саша, Руслан, Регина, говорим (они)
А если, мы не называем предмет, например, зеркало, то говорим (оно)
– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)
Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.
– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Сами нашли новую часть речи, местоимение. Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)
Посмотрите, какая красота. У кого поднимется рука уничтожить её.
Глядя на золотое поле отдохнём:
V. Физминутка. Активнаягимнастика.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Продолжим исследование
– Назовите признаки имен существительных (род, числа,).
Учитель. Послушайте диалог.
Учащиеся (разыгрывают сценку с телефоном).
- Алло! Привет! Это я.Ты хорошо меня слышишь?
- Да, хорошо.
- Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?
- Нет, её нет.
- А Вова? Он дома?
Учитель.
Как вы говорите о себе во время диалога – Я-1 лицо
Как вы говорите о себе и всех нас – 1 лицо–МЫ. Это множ. число.
Как он обращается ко второму человеку - Кате? ТЫ - значит это 2 лицо.
Как сказать если Юля обращалась сразу к нескольким – ВЫ,
А как вы обратитесь к учителю? (Тоже Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
В разговоре по телефону Юля и Катя говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Лена- она, Вова - он - это "3-е лицо, во мн. Числе - они
Учитель. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Ученик читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
– Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?
У местоимений можно определить число и лицо.
Напомните мне лицо местоимений
Какого рода существительные вы знаете? (М.р., ср.р., ж.р.)
– А есть ли у местоимения признак рода?
– Есть ли местоимения мужского рода? (Он)
– Среднего рода?(Оно)
– Женского рода? (Она)
Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!
ед.ч. | мн.ч. | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | Он, она, оно | Они |
– Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)
VI. Первичная проверка понимания
Для чего мы выполняем это задание? Ответы учеников (Уметь правильно писать местоимения и использовать их в своей речи
– С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
– Дайте определение местоимению.
– С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число ,род в ед. числе).
– Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
VII. Первичное закрепление
Практическая работа. Вставьте местоимения
....нарисую ёлочку.
Завтра ... пойдём на речку?
Когда .... улетают?
VIII. Проверка.
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:
Читает ученик
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
(На карточках тест каждому ученику)
Тест
1. Обведи кружочком правильный ответ:
А) местоимение обозначает предмет;
Б) местоимение указывает на предмет;
В) местоимение называет предмет.
2. Личные местоимения пишутся с предлогами:
А) раздельно;
Б) слитно.
3. Личные местоимения изменяются по родам:
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
4. К личным местоимениям после предлога прибавляется буква н
А) в 1 лице;
Б) во 2 лице;
В) в 3 лице.
5. Вставь местоимения:
На . . . . старуха лишь взглянула, и с очей прогнать ... велела.
Коллективная проверка по слайдам
IX. Домашнее задание с. 63 № 2
– На уроке очень хорошо поработали... (имена учащихся, оценки за урок ...)
X. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.
Я+Я = мы (песня “Вместе весело шагать по просторам”)