№/ уроков по порядку, уроков по теме | Тема урока: | Виды деятельности | Примечания: |
Модуль 1 “Основы теории электромагнитного поля” (3часов) | |||
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа) | |||
1/1 | Магнитное взаимодействие
электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. |
Фронтальные демонстрации | |
2/2 | Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. | Фронтальные демонстрации | |
3/3 | Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. | Лекция с элементами беседы | |
Модуль 2 “Электромагнитные поля и здоровье человека” (13часов) | |||
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа) | |||
4/1 | Естественное электромагнитное поле Земли | Презентация | |
5/2 | Техногенные источники электромагнитного поля | Презентация | |
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов) | |||
6/1 | Солнечная активность и здоровье человека | Презентационные доклады | |
7/2 | Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами |
||
8/3 | Негативное влияние ЭМП на здоровье человека | Семинарское занятие | |
9/4 | Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП | ||
10/5 | Экскурсия в лечебное учреждение | Детская поликлиника НПО “Иркут” | |
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа) | |||
11/1 | Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения | ||
12/2 | Нормативы продолжительности
работы на ПЭВМ. Границы санитарных зон. |
Лекция | |
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час) | |||
13/1 | Методы и приборы для измерения ЭМП | ||
Блок 5: Способы защиты от ЭМП” (3часа) | |||
14/1 | Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП | ||
15/2 | Решение задач “ Расчет на воздействие ЭМП” | ||
16/3 | Лечебно-профилактические мероприятия | ||
Модуль 3 “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты” ( 17часов) | |||
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа) | |||
17/1 | Транспорт на электрической
тяге. Линии электропередач |
лекция | |
18/2 | Электропроводка. Кабельные
линии. Распределительные щиты. |
лекция | |
19/3 | Бытовые электроприборы. Творческая работа “ Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП” |
Проектная работа .Защита | |
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа) | |||
20/1 | Радиостанции и телевидение | Доклад | |
21/2 | Спутниковая и сотовая связь. | Доклад | |
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа) | |||
22/1 | Радарные установки | Доклад | |
23/2 | Персональный компьютер | Доклад | |
Блок 4 : Излучения ( 4 часа ) | |||
24/1 | Инфракрасная радиация | Лекция с презентацией |
|
25/2 | Видимое излучение | ||
26/3 | Ультрафиолетовое излучение | ||
27/4 | Лазерное излучение | ||
Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа ) | |||
28/1 | Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры | ||
29/2 | Исследование спектров излучения | ||
30/3 | Индикатор электромагнитного поля | ||
Заключение ( 3 часа) | |||
31/1 | Контрольные вопросы | Сам.работа | |
32/2 | Экскурсия в электромагнитную обсерваторию ИГУ | ||
33/3 | Заключительная беседа. “ Круглый стол” |
(1 час - резервное время)
Пояснительная записка
Количество учебных часов: 34 ч.
Образовательная область: физика.
Возрастная группа: 9-11 класс.
Предлагаемый курс “Электромагнитное поле вокруг нас ” рассчитан на 34 часа и состоит из трех модулей. Данный курс создан в связи с проведением экспериментальной концепции “Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 9 -11 классов”.
Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса “Электромагнитное поле вокруг нас” связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 9-11 классов по разделу “Электромагнитное поле”.
Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две:
- передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
- оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.
В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.
Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.
Целями курса являются:
- Ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
- Удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся влиянием электромагнитного поля на здоровье человека.
Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:
- Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
- Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности.
- Развить у учащихся самостоятельность и способность к самореализации, ответственности за сделанный выбор.
- Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса.
- Передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
- Оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности
Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами проведения занятий, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения: использование обучающих программ по физике при объяснении материала или при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих проектов.
Факультативный курс “Электромагнитное поле вокруг нас” строится на следующих принципах:
- Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
- Научность и доступность учебного материала
- Развитие и становление познавательных сил ребенка
- Деятельность и творчество
- Психологический комфорт во время проведения занятий
- Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.
Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение круглых столов, занятий по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.
Во втором модуле, при подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и практичным задачам. Выполнение работ творческого характера делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию творческих способностей.
Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности
Ожидаемый результат:
- Получение опережающих знаний по теме
- Получение практических знаний, умений и навыков работы с бытовыми приборами
- Выбор профиля обучения
- Ориентация на профессии и применение знаний в быту
- Получение знаний о влиянии работы исследуемых приборов на здоровье человека
Модуль 1: “Основы теории электромагнитного поля”
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики . Магнитное взаимо- действие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. магнитная проницаемость. Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.
Модуль 2: “Электромагнитные поля и здоровье человека”
Блок 1: Естественное электромагнитное поле Земли. Техногенные источники электромагнитного поля
Блок 2: Солнечная активность .Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами. Негативное влияние ЭМП на здоровье человека.
Блок 3: Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения.
Блок 4: Методы и приборы измерения ЭМП.
Блок 5: Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП. Лечебно-профилактические мероприятия.
Модуль 3: “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты”
Блок 1: Транспорт на электрической тяге. Электропроводка. Кабельные линии.
Распределительные щиты. Бытовые электроприборы.
Блок 2: Радиостанции и телевидение. Спутниковая и сотовая связь.
Блок 3: Радарные установки. Компьютер, как источник переменного электромагнитного поля.
Блок 4: Виды излучений. Допустимые величины теплового излучения.
Блок 5:Лабораторный практикум:
Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры
Исследование спектров излучения
Индикатор электромагнитного поля
Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков.
Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих компетенций учащихся:
- Осознание физического профиля обучения в старшей школе
- Формирование целостной и полной физической картины мира
- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями, впечатлениями
Цель: ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение, удовлетворение познавательного интереса учащегося, увлекающегося наукой.
Категории: учащиеся девятых-одиннадцатых классов
Форма обучения: 1 час в неделю по расписанию МОУ гимназии № 3.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Семинары и др формы занятии | Форма контроля |
1. | Модуль 1 “Основы теории электромагнитного поля” | 3 | 2 | 1 | тестирование |
2. | Модуль 2 “Электромагнитные поля и здоровье человека” | 12 | 7 | 5 | “Круглый стол” |
3 | Модуль 3 “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты” | 17 | 10 | 7 | Проект тестирование |