Рабочая программа факультативного курса «Электромагнитное поле вокруг нас» для обучающихся 9–11-х классов

Разделы: Физика


№/ уроков по порядку, уроков по теме Тема урока: Виды деятельности Примечания:
Модуль 1 “Основы теории электромагнитного поля” (3часов)  
Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики (3 часа)  
1/1 Магнитное взаимодействие электрических зарядов.

Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов.

Фронтальные демонстрации  
2/2 Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. Магнитная проницаемость. Фронтальные демонстрации  
3/3 Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений. Лекция с элементами беседы  
Модуль 2 “Электромагнитные поля и здоровье человека” (13часов)  
Блок 1: Источники ЭМП (2 часа)  
4/1 Естественное электромагнитное поле Земли Презентация  
5/2 Техногенные источники электромагнитного поля Презентация  
Блок 2: Биологическое действие ЭМП (5 часов)  
6/1 Солнечная активность и здоровье человека Презентационные доклады  
7/2 Характер взаимодействия ЭМП

с биологическими объектами

   
8/3 Негативное влияние ЭМП на здоровье человека Семинарское занятие  
9/4 Оздаравливающее и лечебных целях действие ЭМП    
10/5 Экскурсия в лечебное учреждение Детская поликлиника НПО “Иркут”  
Блок 3: Основы санитарно-гигиенического нормирования ЭМП (2 часа)  
11/1 Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения    
12/2 Нормативы продолжительности работы на ПЭВМ.

Границы санитарных зон.

Лекция  
Блок 4: Методы и приборы для измерения ЭМП ( 1час)  
13/1 Методы и приборы для измерения ЭМП
Блок 5: Способы защиты от ЭМП” (3часа)  
14/1 Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП    
15/2 Решение задач “ Расчет на воздействие ЭМП”    
16/3 Лечебно-профилактические мероприятия    
Модуль 3 “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты” ( 17часов)  
Блок 1: Низкочастотные ЭМП (3 часа)  
17/1 Транспорт на электрической тяге.

Линии электропередач

лекция  
18/2 Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты.

лекция  
19/3 Бытовые электроприборы.

Творческая работа “ Проектируем: расположение мебели в квартире с учетом воздействия ЭМП”

Проектная работа .Защита  
Блок 2: Радиочастотный диапазон (2 часа)  
20/1 Радиостанции и телевидение Доклад  
21/2 Спутниковая и сотовая связь. Доклад  
Блок 3: Электромагнитные излучения СВЧ (2 часа)  
22/1 Радарные установки Доклад  
23/2 Персональный компьютер Доклад  
  Блок 4 : Излучения ( 4 часа )    
24/1 Инфракрасная радиация Лекция

с презентацией

 
25/2 Видимое излучение  
26/3 Ультрафиолетовое излучение  
27/4 Лазерное излучение  
  Блок 5: Лабораторный практикум ( 3 часа )    
28/1 Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры    
29/2 Исследование спектров излучения    
30/3 Индикатор электромагнитного поля    
  Заключение ( 3 часа)    
31/1 Контрольные вопросы Сам.работа  
32/2 Экскурсия в электромагнитную обсерваторию ИГУ    
33/3 Заключительная беседа. “ Круглый стол”    

(1 час - резервное время)

Пояснительная записка

Количество учебных часов: 34 ч.

Образовательная область: физика.

Возрастная группа: 9-11 класс.

Предлагаемый курс “Электромагнитное поле вокруг нас ” рассчитан на 34 часа и состоит из трех модулей. Данный курс создан в связи с проведением экспериментальной концепции “Предпрофильная и профильная подготовка учащихся 9 -11 классов”.

Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса “Электромагнитное поле вокруг нас” связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 9-11 классов по разделу “Электромагнитное поле”.

Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две:

  • передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
  • оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.

Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны : одна гуманистическая- это проблема свободного и всестороннего развития и самореализации; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов НТП.

В условиях НТП как в сфере производства, так и в сфере обслуживания все меньше требуется работников низкой квалификации и больше работников высокой квалификации, которые способны управлять современными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией.

Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета- физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля и профессии будет связан с углубленным изучением физики.

Данный курс дополняет базовый курс физики, не нарушая его целостности и логики.

Целями курса являются:

  • Ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
  • Удовлетворение познавательных интересов учащихся, увлекающихся влиянием электромагнитного поля на здоровье человека.

Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:

  • Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
  • Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности.
  • Развить у учащихся самостоятельность и способность к самореализации, ответственности за сделанный выбор.
  • Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса.
  • Передача накопленного человечеством опыта в познании мира новыми поколениями
  • Оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности

Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами проведения занятий, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения: использование обучающих программ по физике при объяснении материала или при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих проектов.

Факультативный курс “Электромагнитное поле вокруг нас” строится на следующих принципах:

  • Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
  • Научность и доступность учебного материала
  • Развитие и становление познавательных сил ребенка
  • Деятельность и творчество
  • Психологический комфорт во время проведения занятий
  • Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.

Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение круглых столов, занятий по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.

Во втором модуле, при подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и практичным задачам. Выполнение работ творческого характера делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию творческих способностей.

Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности

Ожидаемый результат:

  • Получение опережающих знаний по теме
  • Получение практических знаний, умений и навыков работы с бытовыми приборами
  • Выбор профиля обучения
  • Ориентация на профессии и применение знаний в быту
  • Получение знаний о влиянии работы исследуемых приборов на здоровье человека

Модуль 1: “Основы теории электромагнитного поля”

Блок 1: Условия возникновения ЭМП и их характеристики . Магнитное взаимо- действие электрических зарядов. Опыты по обнаружению магнитного взаимодействия движущихся зарядов. Магнитное поле движущегося заряда. Сила Ампера. магнитная проницаемость. Электромагнитные волны. Спектр ЭМ- волн неионизирующих излучений.

Модуль 2: “Электромагнитные поля и здоровье человека”

Блок 1: Естественное электромагнитное поле Земли. Техногенные источники электромагнитного поля

Блок 2: Солнечная активность .Характер взаимодействия ЭМП с биологическими объектами. Негативное влияние ЭМП на здоровье человека.

Блок 3: Санитарно-гигиеническое нормирование воздействия электромагнитных излучений для населения.

Блок 4: Методы и приборы измерения ЭМП.

Блок 5: Инженерно- технические мероприятия по защите от ЭМП. Лечебно-профилактические мероприятия.

Модуль 3: “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты”

Блок 1: Транспорт на электрической тяге. Электропроводка. Кабельные линии.

Распределительные щиты. Бытовые электроприборы.

Блок 2: Радиостанции и телевидение. Спутниковая и сотовая связь.

Блок 3: Радарные установки. Компьютер, как источник переменного электромагнитного поля.

Блок 4: Виды излучений. Допустимые величины теплового излучения.

Блок 5:Лабораторный практикум:

Исследование зависимости мощности теплового излучения тела от температуры

Исследование спектров излучения

Индикатор электромагнитного поля

Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков.

Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих компетенций учащихся:

- Осознание физического профиля обучения в старшей школе

- Формирование целостной и полной физической картины мира

- Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями, впечатлениями

Цель: ориентирование ученика на предпрофильную и профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение, удовлетворение познавательного интереса учащегося, увлекающегося наукой.

Категории: учащиеся девятых-одиннадцатых классов

Форма обучения: 1 час в неделю по расписанию МОУ гимназии № 3.

№ п/п Наименование разделов Всего часов Лекции Семинары и др формы занятии Форма контроля
1. Модуль 1 “Основы теории электромагнитного поля” 3 2 1 тестирование
2. Модуль 2 “Электромагнитные поля и здоровье человека” 12 7 5 “Круглый стол”
3 Модуль 3 “Основные источники ЭМП, характеристики излучений, действие на живой организм, нормирование, принципы защиты” 17 10 7 Проект тестирование

Продолжение программы