Цели:
- Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике.
- Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями.
- Воспитывающая – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- Компьютеры, подключенные к Интернету
- проектор;
- компьютерная презентация (Приложение )
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Два ученика разыгрывают сценку.
Сценка “В магазине”.
В магазин приходит покупатель. К нему подходит продавец:
- Чем я могу Вам помочь?
- Я помощник костюмера нашего ВДТ. Мы ставим спектакль “Петр 1”. И для этого мне нужны сермяга, жупан,магерка , камзол.
- А что это такое?
Немая сцена.
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему продавец не смог помочь покупателю приобрести необходимый товар?
Дети: Он не знал о чем идет речь
Учитель: А вы смогли бы помочь? О чем говорил актер?
Дети: (о предметах одежды)
Учитель: Сегодня на уроке развития речи мы определим, как много названий одежды мы знаем от древних времен до наших дней. Тема нашего урока МОДНЫЙ САЛОН.
Учитель: Зачем нам это нужно?
Дети:
1. пополнить наш словарный запас.
2. развивать умения работы со словарем
3. повысить орфографическую зоркость.
III. Словарно-орфографическая работа
Учитель: Давайте выясним, что же просил работник театра.
СЕРМЯГА - верхняя одежда, сшитая из грубого неокрашенного крестьянского сукна. Своя сермяжка никому не тяжка
ЖУПАН - теплая верхняя одежда на Украине. Не жупан пана красит, а пан жупана.
Магерка – мужская суконная шапка без полей в форме колпака.
Учитель: Какие орфограммы и пунктограммы вы здесь видите?
Учитель: Перед нами портрет Петра 1. Давайте выясним, какая одежда нужна для образа. Для этого нам понадобятся толковые словари. Найдите и скажите, что обозначают слова ботфорты, камзол, треугомлка.
Учитель: Молодцы. Мы узнали, что обозначают эти слова. Какая практическая значимость от этих знаний?
Дети: Развили навыки работы со словарем, пополнили свой лексикон)
Учитель: Поработали с названиями одежды древних времен, а сейчас поговорим о современной.. Я предлагаю вам записать названия предметов, которые вы увидите на слайдах:
Учитель: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти слова. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, оцените друга.
ШОРТЫ, КРОССВОВКИ, ФУТБОЛКА, ЛЕГГИНСЫ, КОФТА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК, ВАРЕЖКИ, ПЕРЧАТКИ.
Учитель: Найдите несклоняемое сущест.
Дети: Пальто
Учитель: Сущест., употребляемое только во мн.
Дети: Числе – шорты, леггенсы
Учитель: Образуйте от слова САПОГИ мн. число род.пад.
Дети: Сапог.
Учитель: Сделайте морфемный разбор слова ФУТБОЛКА.
Учитель: По его составу мы можем определить, откуда пришло к нам это слово?
Учитель: В чем теплее зимой: в варежках или перчатках? Ответ дайте в виде рассуждения.
Ответы учащихся.
IV. Тренировочные разноуровневые упражнения.
Учитель:
Уровень С.
Узнай, используя ресурсы Интернета, значение слов СЮРТУК, ПИДЖАК, ФРАК. Чем отличаются эти предметы одежды?
Уровень В.
У вас на партах конверты.
В них лежат отрывки из текстов художественной литературы. Ваша задача по описанию героев, определить КТО ЭТО.
1. Он был среднего роста (тогда люди были менее рослые, чем теперь), но широкоплечий, с сильно накачанными мускулами. Голову брил наголо, но имел "оселедец". На лице имел длиные усы, бороды не было. Одет был в суконный жупан (типа кафтана, но покороче), шаровары и кожаные сапоги. Оружие имел -- саблю, два пистолета и фитильное ружье. (Тарас Бульба)
2. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. “Левша”
Он накрепко, по-отцовски, обернул портянки, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась аж до носика. Оделся же он в доставшуюся от отца видавшую виду куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и куртка оказалась на нем, как пальто. Еще сын охотника сунул топор за пояс, сумку с компасом повесил на плечо, двуствольную "тулку" - на левое.(Митраша)
Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару(Юшка)
Уровень А. Собери пословицы:
- В лохмотья и царя за нищего примут.
- Хорошая одежда открывает все двери.
- Добрый портной шьет с запасом.
- Нелюбимая вещь долго носится.
- Что к лицу, то и красит.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
Учитель: С какой целью автор так подробно описывает своих героев?
6. Творческое задание – создание мини-проекта
Учитель: Мы узнали с вами предметы одежды прошлых лет, а теперь предлагаю создать словарик “Современная одежда”
У каждой группы будет свой раздел. Вы должны написать по 5 слов на заданную тему и дать им лексическое значение:
- Верхняя одежда (шуба, дубленка, куртка, плащ, ветровка)
- Обувь (кеды, туфли, босоножки, сабо, бутцы)
- Головные уборы (кепи, косынка, панама, бейсболка, фуражка)
- Спортивная одежда (трико, велосипедки, кимано, купальник, боксерка, шорты)
- Повседневная одежда (юбка, халат, брюки, рубашка, блузка)
- Вечерние туалеты (фрак, болеро, коктельное платье, бабочка, клатч)
Защита мини-проекта.
Рефлексия: отвечая на вопросы учителя, ученики говорят о видах работы на уроке, которые показались наиболее интересными, отвечают на вопрос: “Достигли ли мы наших целей?”
Постановка домашнего задания:
А) составить словарный диктант на тему “Одежда”
В) составить текст из 5-7 предложений на тему “Моя одежда”
С) сочинить синквейн на тему “Модный салон”