Тема урока, стр. учебника, стр. тетради. | Решаемая проблема | Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | Личностные результаты | ||
Части речи и их работа в предложении | |||||
Собственные имена
существит-вительные С.88-89 Рт.с.31 |
Какие имена существительные пишутся с большой буквы? | “собственные и нарицательные имена существительные” | Научатся писать собственные имена существит-вительные с большой буквы -орфографической записи слов: космос, космонавт, планета, месяц, антенна, телескоп |
Познавательные: -определять грамматические признаки имени существительного -группировать имена существительные по соотнесённости к собственным и нарицательным Регулятивные -прогнозировать результаты, выявлять затруднения и находить способы выхода из них Коммуникативные: понимать содержание и текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана |
Осознавать традиции русского народа в наименовании и оформлении имён собственных |
Этап урока и требования к нему | Ход урока | УУД |
I Мотивация к учебной деятельности
: 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Нашумелись, наигрались, Наплясались, наболтались, И подкралась - тишина... Тихо села у окна! - Тишина на месте, дети на месте, начинаем урок. Проверяем всё ль в порядке, есть учебник и тетрадки, ручки есть, карандаши. Улыбнулись, малыши! |
Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Учебно-познавательная мотивация (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Внутренняя позиция школьника (Л) |
II Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию (“надо” – “могу” – “хочу”). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. |
- Открываем тетради. Записываем... 12 апреля. Классная работа. - Вспомните какой сегодня праздник. Почему он так называется. Я сегодня предлагаю вам совершить воображаемое космическое путешествие по галактике Русского языка . Готовы путешествовать? Сели правильно в кресло космонавтов! Поехали! - Посмотрите на маршрут нашего путешествия. (Слайд 2) - По планете Чистописания нас проведёт... (Слайд 3. 4) Угадайте букву эту: Готовим руку к письму. Прописываем по заданию. Определяем лучшую букву. - Дальнейший наш путь лежит на планету Словарных слов. Мы продолжаем презентации ваших проектов “ Словарные слова вокруг меня!” По планете словарных слов нас проведёт... (Слайд 5) - Ребята,отгадайте загадки и найдите на моей картинке слова-отгадки. Словарные слова: космос, космонавт, планета, месяц, антенна, ракета. Записываем слова, расставляем ударения, подчёркиваем непроверяемые буквы. - Ребята, отправляемся на планету Предложений. Посмотрите, пожалуйста, на доску, дополните предложения одним словом. (Слайд 6) |
Смыслообразование (Л). Структурирование знаний (П). Использование знаково-символических средств (П). Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Построение логической цепи рассуждений (П). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П). Мотивационная основа учебной деятельности (Л). Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П). Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р). Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Волевая саморегуляция (Р) |
III Выявление места и причины
затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами . На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
- Впишите недостающие слова. Какой
они части речи? Почему они пишутся по разному? Что
вы знаете о собаке Белке? -Что такое собственные имена существительные? Расскажите правила друг другу. Продемонстрируйте свои знания вслух. -Прочитайте ещё раз предложение с именем собственным. - Постройте схему предложения. - Найдите и объясните все известные орфограммы. (Слайд7) - Запишите предложение с по памяти. В космос полетела бесстрашная Белка. Подчеркните главные члены предложения. - Назовите ещё раз сегодняшний праздник. Составьте предложение с этим словосочетанием. (Слайд 8) - Однажды на планете Предложений приземлился Незнайка. После посещения планеты он оставил запись в книге посетителей: На земле сегодня день космонавтики! - Как вы думаете, всё ли правильно он написал? Исправьте ошибки Незнайки. - В чём причина нашего затруднения? Чего нам не хватает? Где мы можем получить дополнительную информацию? (Слайд 9) |
Смыслообразование (Л). Волевая саморегуляция (Р). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П). Подведение под понятие (П). Использование знаково-символических средств (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
IV Построение проекта выхода из
затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
- Попробуйте сформулировать цель
урока! (Слайд 10) - Да, ребята, наша цель приземлиться на планете имён собственных. Имена собственные - Но чтобы это сделать, нельзя допускать ошибки в именах собственных! - Давайте поработаем с нашим главным источником знаний учебником. Работаем с ключиком- подсказкой! - Давайте теперь исправим ошибки и запишем предложение Незнайки. Молодцы! - Предлагаю немного отдохнуть! Призем-ляемся на планете Физкультминуток! А поможет её провести .... (Слайды 11-23) |
Самоопределение (Л). Постановка познавательной цели (П). Построение речевых высказываний (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Познавательная инициатива (Р). Построение логической цепи рассуждений (П). Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Планирование, прогнозирование (Р). Планирование учебного сотрудничества (К). Разрешение конфликтов (К). |
V Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания |
- Я думаю, что вы хорошо отдохнули,
подзарядились, можем двигаться дальше! Впереди
самое трудное путешествие по планете Заданий! (Слайд 24) - Давайте вспомним как начиналась космическая эра. Какие люди стали родоначальниками космонавтики? Кто способствовал продвижению человека в космос? - Вы получили специальный космический пакет. Откройте его. Прочитайте карточку-задание. - Составьте из слов предложение. Впишите недостающие буквы. Запишите свои предложения на маркерную дощечку. Помните правила работы в группе и в паре? Приступайте. - Готовы? Вам слово, ребята! |
Осознание ответственности за общее
дело (Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Использование знаково-символических средств (П). Поиск необходимой информации (П). Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П). Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). Волевая саморегуляция (Р). Познавательная инициатива (Р). Установление причинно-следственных связей, доказательство (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Достижение договоренностей и согласование общего решения (К). Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К). Управление поведением партнера (К). |
VI Первичное закрепление во
внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки |
(Слайды 25) - Мы прослушали все предложения. Можно ли из них составить текст? Какая общая тема объединяет эти предложения? Давайте запишем получившийся текст. Представители групп оформляют свои предложения на доске, все остальные в тетради. - Уберите, пожалуйста, задание назад в конверты. |
Волевая саморегуляция (Р). Подведение под понятие (П). Использование общих приемов решения задач (П). Использование знаково-символических средств (П). Построение речевых высказываний (П). Планирование учебного сотрудничества (К). Контроль (Р). Коррекция (Р). |
VII Включение в систему знаний и
повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
- Ребята, давайте подведём итоги
нашей работы. (Слайд 26) - Со словами какой части речи мы работали на уроке большую часть времени? - Что такое собственные имена существительные? - Как они пишутся? Найдите в тетради и прочитайте имена собственные. |
Постановка познавательной цели (П). Использование общих приемов решения задач (П). Анализ, сравнение, классификация (П). Использование знаково-символических средств (П). Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р). Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р). Волевая саморегуляция (Р). Рефлексия способов и условий действия (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Выделение и формулирование проблемы (П). |
VIII Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
- Давайте вспомним цель, которую мы
поставили в начале урока. - Упражняться в написании имён собственных и приземлиться на планете Имён собственных. Помним условие, все имена собственные в сегодняшней работе должны быть написаны без ошибок. - А теперь загляните ещё раз в ваши спец пакеты. Найдите в них модель ракеты, с обратной стороны открепите плёночку. Посмотрите ещё раз на свою работу. А теперь подойдите к доске, 1 ряд, (поочерёдно 2,3) и прикрепите ракету, или на планету (если не было ошибок) или рядом (если нужна тренировка) Прокомментировать получившуюся картинку. Благодарю всех за работу! |
Рефлексия способов и условий
действия (П). Внутренняя позиция школьника (Л). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Формулирование и аргументация своего мнения (К). |
Этап урока и требования к нему | Ход урока | УУД |
I Мотивация к учебной деятельности
: 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
За работу взялся класс – всё
получится у нас! - Ребята, сегодня у нас особенный урок! Необычен он не только тем, что на нёт так много гостей, но ещё и тем, что сегодня у нас снова урок – защита проекта! Давайте вспомним как называется наш проект? Сквозь пыль космических дорог... (слайд 1) - А как вы думаете почему, в названии нашего проекта стоит многоточие? |
Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Учебно-познавательная мотивация (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) Внутренняя позиция школьника (Л) |
II Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию (“надо” – “могу” – “хочу”). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. |
- Несколько уроков мы с вами изучали
космос, читали параграфы в учебнике, работали в
тетради, изучали статьи в энциклопедиях, рисовали и делали аппликации, на внеурочных занятиях смотрели мультфильмы и кинофильмы о космосе, о его освоении. Мы много размышляли с вами о том, как устроена Вселенная, как могли бы выглядеть живые существа с других планет. Мы размышляли с вами о том, как мы могли бы наладить контакт с этими существами. Мы поставили перед собой цель: Обобщить свои знания о Вселенной и нашей планете Земля, что бы жители внеземных цивилизаций поняли бы нас. (слайд 2) |
Смыслообразование (Л). Структурирование знаний (П). Использование знаково-символических средств (П). Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Построение логической цепи рассуждений (П). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П). Мотивационная основа учебной деятельности (Л). Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П). Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р). Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Волевая саморегуляция (Р) |
III Выявление места и причины
затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами . 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
- В начале нашего пути, я предлагаю,
вам восстановить план , по которому мы собирали
материал для защиты проекта. Кто готов выполнить
эту задачу? - А все остальные, внимание, перед нами Космический словарь. (слайд 3) - Что ж, знаний у нас достаточно. |
Смыслообразование (Л). Волевая саморегуляция (Р). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П). Подведение под понятие (П). Использование знаково-символических средств (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
IV Построение проекта выхода из
затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. |
Давайте вернёмся к плану ответов. 1. Вселенная. Звёздное небо. Млечный путь. Солнечная система. 2.Третья планета. Представление древних о земле. Космическая эра. Голубая планета. Строение Земли |
Самоопределение (Л). Постановка познавательной цели (П). Построение речевых высказываний (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Познавательная инициатива (Р). Построение логической цепи рассуждений (П). Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Планирование, прогнозирование (Р). Планирование учебного сотрудничества (К). Разрешение конфликтов (К). |
V Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания |
- Итак, ребята, вам слово! Каждый ребёнок представляется, называет тему своего сообщения, выступает, отвечает на поставленные вопросы. (слайд 5-9) (слайд 10-13) (слайд 14-16) (слайд 17-27) В перерыве между выступлениями первой и второй группы выполняется ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 28-40) (слайд 41-43) (слайд 44-48) (слайд 49- 52) (слайд 53-60) |
Осознание ответственности за общее
дело (Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Использование знаково-символических средств (П). Поиск необходимой информации (П). Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П). Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П). Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П). Волевая саморегуляция (Р). Познавательная инициатива (Р). Установление причинно-следственных связей, доказательство (П). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Достижение договоренностей и согласование общего решения (К). Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К). Управление поведением партнера (К). |
VI Первичное закрепление во
внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. 3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки |
- Большое спасибо нашим докладчикам! А тетерь я предлагаю каждому из вас, выполнить задание. Перед вами карточка с созвездием. Как оно называется? Большая Медведица Из скольких звёзд оно состоит? 7 Посмотрите звезды на вашем созвездии на закрашены, я предлагаю это - сделать вам. Я буду произносить высказывания, если вы с ним соглашаетесь, то закрашиваете звёздочку, соответствующую номеру утверждения в голубой цвет, а если не согласны – в красный. -Готовы: 1. Наша Галактика называется Млечный Путь. 2. Первая планета от Солнца – Венера. 3. Земля – третья планета от Солнца . 4. Соседними Земли в Солнечной системе являются Венера и Марс. 5. Плутон – планета-карлик. 6. Земля вращается вокруг Луны. 7. Мы должны любить и беречь планету, на которой живём! - А теперь я предлагаю поменяться созвездием с соседом по парте и проверить работы. (слайд 61-63) |
Волевая саморегуляция (Р). Подведение под понятие (П). Использование общих приемов решения задач (П). Использование знаково-символических средств (П). Построение речевых высказываний (П). Планирование учебного сотрудничества (К). Контроль (Р). Коррекция (Р). |
VII Включение в систему знаний и
повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
- Ребята, давайте вернёмся к цели
нашего исследования! Обобщить свои знания о Вселенной и нашей планете Земля, что бы жители внеземных цивилизаций поняли бы нас. - Скажите, удалось ли нам достигнуть поставленной цели? В заключении, я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая подведёт итог нашей работе. (слайд 64-65) (слайд 66- 101) |
Постановка познавательной цели (П). Использование общих приемов решения задач (П). Анализ, сравнение, классификация (П). Использование знаково-символических средств (П). Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р). Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р). Волевая саморегуляция (Р). Рефлексия способов и условий действия (П). Постановка и формулирование проблемы (П). Выделение и формулирование проблемы (П). |
VIII Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
-Ребята, посмотрите у вас на партах
лежат серебряные звёздочки. Я прошу поднять
звёздочку вверх тех, кто сегодня на уроке узнал
для себя что-то новое, кто готов пробираться
сквозь пыль космических дорог к планете Знаний?! Я вижу в вас очень яркое и дружное созвездие! Большое спасибо вам за работу! (слайд |
Рефлексия способов и условий
действия (П). Внутренняя позиция школьника (Л). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Формулирование и аргументация своего мнения (К). |